Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 21213 неисправность

Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 21213 неисправность

Очень часто нарушения нормальной работы двигателя на холостом ходу (хх) связаны с неисправностями ЭПХХ — экономайзера принудительного холостого хода. Здесь собран мой собственный опыт и опыт Нивской конференции auto.ru в отношении ЭПХХ карбюратора 21073-1107010 «Солекс». Посмотрите также принципиальную схема блока управления ЭПХХ и рекомендации по его доработке в статье FORA-Vlad’а.

1. Назначение, состав и принцип действия

ЭПХХ отключает систему хх на принудительном холостом ходу (ПХХ) во время торможения двигателем, при движении под уклон или при переключении передач. Тем самым предотвращается как непроизводительный расход бензина, так и загрязнение атмосферы, поскольку в условиях ПХХ условия сгорания рабочей смеси в цилиндрах ухудшаются, и содержание CO и CH резко возрастает. При выключении зажигания подача топлива также прерывается. Это исключает дизелинг — самопроизвольное воспламенение смеси в цилиндрах.

Экономия топлива благодаря ЭПХХ составляет 0,2. 0,5 л на 100 км пробега. Дизелинг же может привести к весьма неприятным последствиям, например, из-за возможных «обратных ударов» (преждевременные вспышки в цилиндрах при движении поршня вверх в такте сжатия). Поэтому убирать ЭПХХ (заменяя клапан заглушкой или удаляя его запорную иглу) не рекомендуется — и не только по экологическим соображениям.

При отпущенной педали газа отключение подачи топлива происходит при частоте вращения коленчатого вала более 2100 об/мин. При снижении частоты вращения до 1900 об/мин подача топлива возобновляется, и двигатель постепенно выходит на режим холостого хода. То, что пороги срабатывания при росте оборотов и их снижении разные (это называется «гистерезис»), обеспечивает устойчивость работы двигателя.

Исполнительным элементом ЭПХХ является электромагнитный клапан (ЭМ-клапан), запорная игла которого перекрывает подачу топлива через жиклер холостого хода карбюратора. Включение и выключение ЭМ-клапана осуществляет блок управления ЭПХХ.

Блок управления ЭПХХ (маркировка для ВАЗ-21213 «5013») расположен под капотом на передней стенке салона над аккумулятором — черная пластмассовая коробочка с разъемом и подключенным к нему жгутом. Обороты двигателя (для порогов 1900 и 2100 об/мин) он определяет по сигналу на первичной обмотке катушки зажигания, а то, что педаль газа отпущена — по концевому выключателю (зеленый провод с фишкой, идущий из района правого переднего угла карбюратора). Подробнее о блоке управления рассказано ниже.

ЭМ-клапаны в продаже я встречал трех типов. Тот, на который одето тонкое резиновое колечко круглого сечения — не наш, это для карбюраторов семейства «Озон». Для «Солекса» нужно покупать клапан с резиновой прокладкой в виде трубки высотой 6 мм. Лучше брать «толстый» с диаметром хвостовой части

20 мм (обмотка из более толстого провода), но можно и тонкий (

Качество этих ЭМ-клапанов просто аховое. В конференции был описан случай, когда из двух десятков клапанов был отобран только один (!) исправный. Поэтому лучше подбирать его прямо около магазина, заранее договорившись о замене. При продаже их нередко проверяют на щелчок от стоящего у продавца аккумулятора, но один-два щелчка говорят только о целостности обмотки электромагнита. А как он будет вести себя на машине — совсем другое дело. Например, после установки в карбюратор игла может застревать в жиклере.

Жиклер холостого хода согласно «Руководству по техническому обслуживанию и ремонту» должен иметь маркировку «39». В книге А. С. Тюфякова «Карбюраторы семейства «Солекс» указан диапазон 39-44. Чем больше номер, тем больше диаметр центрального отверстия жиклера и выше предельные обороты ХХ. Реально мне встречались в карбюраторах Нивы жиклеры 39, 40 и 41.

Читайте также:  Клапана включения полного привода паджеро спорт

Очень важно правильно установить ЭМ-клапан на карбюратор. Популярное заблуждение: якобы его можно завинчивать только рукой. Первый раз я это услышал, когда был еще начинающим нивоводом, от немолодого мастера в весьма солидном автосервисе и потом долго пребывал в этом заблуждении. Не верьте! Слабо затянутый клапан, болтающийся в резьбе, плохо сжатая резинка и, как следствие, подсос воздуха и обеднение смеси — одна из причин неустойчивых оборотов холостого хода.

Ошибочна также методика, предложенная в статье «Капризный клапан» из журнала «За рулем»: «Положим, двигатель работает на холостом ходу при отключенном электропитании клапана. Не спеша доворачивайте его: пока смесь нормализуется, обороты увеличиваются, а когда мотор заглохнет – значит, клапан затянут. После этого пустите двигатель и, подключая и отключая провод, убедитесь в том, что клапан действительно работает». Дело в том, что мотор заглохнет, когда конец жиклера только начал входить в посадочное место в карбюраторе, но еще не дошел до конца.

Иногда эту рекомендацию дополняют: «После этого при необходимости доверните ЭМ-клапан еще на один оборот». А вот это уже опасно. Если ЭМ-клапан перетянуть, можно, во-первых, испортить жиклер хх, во-вторых, испортить посадочное место, куда входит жиклер, в-третьих, сорвать резьбу в крышке карбюратора. Результаты: в первом случае — жиклер просто меняется на новый, во втором — замена крышки карбюратора, в третьем — замена или ремонт крышки (рассверлить и поставить резьбовую втулку).

В «Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту» указан момент 0,4 кГ*м (3,68 Н*м). Для диаметра корпуса клапана 20 мм усилие должно быть 40 кГ, а при 13 мм — 61,5 кГ. Пальцами так не у всякого получится. А на ключе длиной, скажем, 15 см — 2,5 кг это нормально.

В уже упомянутой книге Тюфякова написано: «Клапан должен быть плотно, до полного вдавливания резинового уплотнительного кольца в дистанционную трубку, завернут в крышку».

Самую правильную методику описал в конференции Dimka. Нужно снять с ЭМ-клапана резиновый уплотнитель, без усилия ввинтить рукой до упора, считая обороты и запомнить, в каком положении оказался контакт. Затем одеть резинку, завинтить сначала рукой, затем ключом на 13 — до того же положения, не дальше. Добавлю, что при заведенном двигателе ЭМ-клапан можно чуть-чуть отвернуть (не более 120 градусов), добиваясь максимальных оборотов.

3. Контроль работоспособности и типичные неисправности

Работоспособность ЭМ-клапана сначала проверяют на заглушенном двигателе при включенном зажигании, снимая и одевая провод, идущий к его контакту. При этом должен быть хорошо слышен щелчок. У меня было так, что один раз из нескольких десятков ЭМ-клапан не срабатывал — заедало запорную иглу в жиклере.

Если щелчков нет, нужно снять с установленного в карбюратор ЭМ-клапана провод от блока управления и соединить контакт ЭМ-клапана другим проводом напрямую с плюсовой клеммой аккумулятора. Появление щелчков указывает либо на обрыв провода в жгуте между ЭМ-клапаном и блоком управления, либо на плохой контакт в разъеме, либо на неисправность блока управления. Отсутствие щелчков говорит о неисправности ЭМ-клапана.

На заведенном двигателе (холостой ход) при снятии провода с контакта ЭМ-клапана, двигатель должен заглохнуть. Если этого не происходит, нужно повторить установку ЭМ-клапана в карбюратор. Бывает, что щелчки есть, а игла не полностью выходит из электромагнита. Возможно также, что карбюратор неправильно отрегулирован, и питание двигателя на хх осуществляется в обход системы холостого хода — за счет приоткрытой заслонки первой камеры. На это указывает также отсутствие реакции (изменения оборотов хх) при вращении винтов качества и количества смеси.

Читайте также:  Электромагнитный клапан дозирования топлива рено

Нередко засоряется жиклер холостого хода. Его центральное отверстие можно прочистить проволочкой от многожильного медного монтажного провода, промыть ацетоном или аэрозольным очистителем карбюратора и продуть. Жиклер должен плотно удерживаться в клапане. Иногда для этого нужно немного разогнуть его хвостовую часть, вставив лезвие ножа в прорезь.

Необходимо внимательно осмотреть запорную иглу клапана. Если на ней обнаружены заусенцы или облой — нужно прошлифовать иглу.

Проверка работоспособности блока управления ЭПХХ хорошо описана в «Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту» (схема проверки — рис. 7.41). Хочу подчеркнуть: ни в коем случае нельзя использовать вместо вольтметра контрольную лампу. Выходная цепь блока не рассчитана на ток контрольной лампы, и практически однозначно выйдет из строя.

Отдельно нужно проверить замыкание контакта концевого выключателя карбюратора при отпущенной педали газа. Он может быть замаслен и забит грязью.

Несколько раз «плавание» оборотов хх у меня происходило из-за резинового уплотнителя ЭМ-клапана. Резинка расслаивалась, начинался подсос воздуха, смесь обеднялась и обороты падали. Иногда при движении чуть-чуть ощущался запах бензина — при его появлении я уже знал, что нужно менять резинку. Лучше всего стоят «родные» уплотнители — которые при сборке карбюратора устанавливает ДААЗ. Из тех, что мне попадались в продаже, красные более бензостойкие, чем черные. Известны случаи, когда подсос воздуха шел через корпус клапана — трещины в эпоксидке вокруг клеммы или просто плохое уплотнение.

Дополнение от 21.01.04. Сообщение в конференции, автор pepelatc2131 (оригинал)

Вчера купил итальянский клапан ЭПХХ.

По заверениям продавца — я должен буду забыть вообще о его существовании :))) С трудом верится. Цена девайса — 190 рублей. Купил в техкоме на Каширке при выезде с ул. Борисовские пруды.

Продаётся в пакетике на котором написано:
«TOR s.n.c. JANMOR IDLE CUT OFF SOLENOID Кпапан эп.маг.карбюратора SOLTX 21433.077 21083-1107420 MADE IN ITALY»

ОЧЕПЯТОК в кавычках нет :))) всё дословно(добуквенно).

Посмотрим как он будет себя вести.

Дополнение от 15.05.09, автор DEN.

Тонкие клапаны Х.Х. 2108 имеют склонность к перегреву обмотки, как у вас замечено, и качество не очень. У меня неисправность проявлялась следующим образом. При нагреве обмотки от длительного подачи напряжения (т. е. клапан открыт), шток клапана начинало заедать внутри обмотки. После того, как он чуток остывал, клапан снова работал, как ни в чем не бывало. Этим он меня здорово достал. Обычно, намучившись, люди обкусывают конец иголки клапана и «радуются», но мы ведь не такие?

Я его заменил на толстый. Обмотка греется меньше, и клапан теперь работает стабильно.

Источник

Проверка электромагнитного клапана (ЭМК) карбюратора 21073 Солекс

Проверка электромагнитного клапана карбюратора 21073 Солекс, что ставится на двигатель 21213 (1,7 л) автомобиля Нива 21213 состоит из проверки его механической части, электрической части и дополнительной проверки системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) в состав которой он входит.

Подробно разберем все эти этапы что бы, в случае возникновения проблем с холостым ходом двигателя автомобиля или если двигатель стал глохнуть при сбросе газа, можно было быстро провести самостоятельную диагностику ЭМК, как их основного «виновника».

Читайте также:  После замены ремня грм загорелся чек ваз 2112 16 клапанов

Проверка электромагнитного клапана (ЭМК) карбюратора 21073 Солекс

— Проверка механической части электромагнитного клапана

Для начала проверяем состояние и маркировку топливного жиклера системы холостого хода (СХХ). Для этого вытаскиваем его из наконечника клапана и осматриваем. Жиклер должен быть не помят, отверстия должны быть ровные, маркировка соответствует «39-41». Если вдруг он поврежден или не соответствует по маркировке, заменяем его новым.

Проверяем состояние запорной иглы клапана. Игла должна быть ровная, без заусенцев. Не обломанная. В идеале не пластмассовая, а металлическая. В случае необходимости имеющиеся заусенцы сошлифовываем.

Проверяем наличие и состояние резинового уплотнителя клапана. Оно должно быть не сильно замятым, без трещин и разрывов. На кольце должна быть установлена опорная поджимающая чашка. Поврежденный уплотнитель нужно обязательно заменить новым, так как подсос воздуха через него стопроцентно обеспечит неустойчивый холостой ход и провалы.

Электромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора Солекс 21073 с топливным жиклером СХХ

— Проверка электрической части ЭМК

В ходе проверки необходимо выяснить втягивается игла клапана во внутрь при подаче на него напряжения или нет так как это и есть его работа.

Для проверки выворачиваем электромагнитный клапан (ЭМК) из карбюратора. Смотрим на иглу. Она должна быть выдвинута из корпуса. Надеваем на вывод клапана его плюсовой провод и включаем зажигание. Прижимаем клапан к карбюратору («масса»). Если он исправен, игла должна втянуться, а при отведении клапана от карбюратора, без заеданий выдвинуться. Подклинивание иглы или ее неподвижность — повод заменить клапан на новый.

Проверка исправности ЭМК карбюратора Солекс 21073

— Проверка системы ЭПХХ в целом

В ситуации, когда клапан вроде бы исправен и прошел проверку, а холостого хода или принудительного холостого хода как не было так и нет, стоит проверить работоспособность всей системы управления ЭМК — ЭПХХ.

Для этого будет нужен тахометр (можно использовать штатный), вольтметр (мультиметр с режимом вольтметра) или контрольная лампа.

Присоединяем вольтметр параллельно обмотке ЭМК.
Снимаем провод с винта «количества» и замыкаем его на «массу» (например, прижимаем к двигателю).
Запускаем двигатель, он работает на холостых.
Напряжение на вольтметре должно быть не менее 10В (клапан открыт).
Увеличиваем обороты до 2100 об/мин.
Напряжение должно упасть до 0,5В (клапан закрылся).

Проверка отключения электромагнитного клапана на принудительном холостом ходу при 2100 об/мин

Снижаем обороты до 1900 об/мин.
Напряжение должно скачком увеличится как минимум до 10В (клапан опять открылся).
Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 об/мин.
Отводим провод винта «количества» от массы.
Напряжение должно быть не менее 10В (клапан открыт).

Если все так, ЭПХХ работает нормально, если нет, скорее всего неисправен блок управления ЭПХХ и подлежит замене, так как не ремонтируется.

Примечания и дополнения

— Популярна проверка ЭМК на щелчок так как не нужно выворачивать его из карбюратора. Так при снятии, а потом присоединении, наконечника провода с клапана (зажигание включено) слышен щелчок — это звук резкого втягивания иглы во внутрь, при срабатывании клапана. Что значит игла перемещается, клапан рабочий.

— Схема подключения электромагнитного клапана карбюратора Солекс 21073 автомобиля Нива 21213.

Экономайзер принудительного холостого хода — ЭПХХ карбюратора Солекс 21073

— Показателем исправности и правильной установки клапана в карбюратор является проверка со снятием с него провода при работе двигателя на холостом ходу. Двигатель должен практически сразу заглохнуть, а если успеть быстро присоединить провод обратно, опять, как ни в чем ни бывало заработать.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector