- Регулировка клапанов двигателя Scania (Скания) 3-серии
- Порядок регулировки клапанов на 9 литровом двигателе Scania 93
- Порядок регулировки клапанов на 11 литровом двигателе Scania 113
- Порядок регулировки клапанов на 14 литровом двигателе Scania 143
- Регулировка клапанов Scania
- Особенности регулировки клапанов
- Конструктивные нюансы регулировки
- Когда нужно регулировать клапана?
- Регулировка — Проверка и регулировка клапанных зазоров на 11-, 12- и 13-литровых двигателях с PDE или HPI
- Регулировка — Проверка и регулировка клапанных зазоров на 11-, 12- и 13-литровых двигателях с PDE или HPI
- Регулировка с использованием ВМТ
- Процедура регулировки для 11-, 12- и 13-литровых двигателей
- Техническое обслуживание двигателя Scania
- Замена масла
- Очиститель масла центробежного типа
- Замена фильтрующего элемента масляного насоса
- Система вентиляции картера
- Проверка состояния ручейкового ремня
- Проверка натяжения ручейкового ремня
- Регулировка зазоров клапанов и насос-форсунки PDE (9-литровый рабочий объем пятицилиндрового ДВС)
- Регулировка зазоров клапанов (шестицилиндровый ДВС с рабочим объемом 9, 11 и 12 л)
- Регулировка зазоров клапанов в ДВС с рабочим объемом 14 и 16 литров
- Насос-форсунки PDE Scania (число цилиндров – 6 или 8)
- Обслуживание насос-форсунок Scania HPI
- Воздухоочиститель
- Впускной воздуховод
Регулировка клапанов двигателя Scania (Скания)
3-серии
На этой страничке описана регулировка клапанов всей линейки двигателей автомобилей Скания 3-серии. Автомобили этой серии имеют двигателя объемом 9 литров, 11 литров и 14 литров. Соответственно обозначение на кабине Scania 93, 113, 143 (первая цифра или две на трешке обозначают объем двигателя, цифра три принадлежность автомобиля к третьей серии).
Порядок регулировки клапанов на 9 литровом двигателе
Scania 93
Так выглядит 9 литровый двигатель автомобиля Скания 3-серии.
Регулировку зазоров необходимо проводить на холодном двигателе.
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Зазоры в клапанах: впускной клапан = 0,45 мм выпускной клапан = 0,80 мм
Перед регулировкой рекомендуем проверить затяжку вала коромысел моментом 150 Нм.
1 оборот. Проворачиваем маховик до метки TDC. Первый цилиндр должен находится точно в ВМТ, в этом цилиндре закончился цикл сжатия. То есть оба клапана должны быть закрыты.
- Регулируем клапаны для следующих цилиндров:
- 1 цилиндр регулируем оба клапана впускной и выпускной;
- 2 цилиндр впускной;
- 3 цилиндр выпускной;
- 4 цилиндр впускной;
- 5 цилиндр выпускной;
- 6 цилиндр не регулируем ничего.
После регулировки затяните гайки винтов коромысел моментом 40Нм.
2 оборот. Проворачиваем маховик до метки TDC. Шестой цилиндр должен находится точно в ВМТ, в этом цилиндре закончился цикл сжатия. То есть оба клапана должны быть закрыты.
- Регулируем клапаны для следующих цилиндров:
- 6 цилиндр регулируем оба клапана впускной и выпускной;
- 5 цилиндр впускной;
- 4 цилиндр выпускной;
- 3 цилиндр впускной;
- 2 цилиндр выпускной;
- 1 цилиндр не регулируем ничего.
После регулировки затяните гайки винтов коромысел моментом 40Нм.
Порядок регулировки клапанов на 11 литровом двигателе
Scania 113
Так выглядит 11 литровый двигатель автомобиля Скания 3-серии.
Регулировку зазоров необходимо проводить на холодном двигателе.
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Зазоры в клапанах: впускной клапан = 0,45 мм выпускной клапан = 0,80 мм
Перед регулировкой рекомендуем проверить затяжку болтов оси коромысел моментом 84 Нм. Так как крайние болты являются также креплением клапанных крышек и при демонтаже могут открутиться.
Порядок регулировки клапанов 11 литрового двигателя совпадает с порядком регулировки 9 литрового двигателя. После регулировки затяните гайки винтов коромысел моментом 40Нм.
Порядок регулировки клапанов на 14 литровом двигателе
Scania 143
Так выглядит 14 литровый двигатель автомобиля Скания 3-серии.
Регулировку зазоров необходимо проводить на холодном двигателе.
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Зазоры в клапанах: впускной клапан = 0,45 мм выпускной клапан = 0,80 мм
Расположение цилиндров 14 литрового двигателя автомобиля Скания 3-серии.
1 этап. Установите поршень 1 цилиндра в положение на 30° после ВМТ после рабочего хода. Это положение обозначено меткой на маховике.
- Регулируем клапаны для следующих цилиндров:
- 1 цилиндр регулируем оба клапана впускной и выпускной;
- 2 цилиндр выпускной;
- 3 цилиндр не регулируем ничего
- 4 цилиндр выпускной;
- 5 цилиндр регулируем оба клапана впускной и выпускной;
- 6 цилиндр не регулируем ничего
- 7 цилиндр впускной;
- 8 цилиндр впускной.
2 этап. Проворачиваем коленчатый вал ровно на один оборот. Устанавливаем маховик в положение на 30° после ВМТ. 1 цилиндр на такте впуска. Это положение обозначено меткой на маховике (см. рисунок).
- Регулируем клапаны для следующих цилиндров:
- 1 цилиндр не регулируем ничего
- 2 цилиндр впускной;
- 3 цилиндр регулируем оба клапана впускной и выпускной;
- 4 цилиндр впускной;
- 5 цилиндр не регулируем ничего
- 6 цилиндр регулируем оба клапана впускной выпускной;
- 7 выпускной;
- 8 выпускной.
Источник
Регулировка клапанов Scania
Наша компания специализируется на диагностике и проведении ремонтных работ в отношении грузовых автомобилей Скания. Шведский автоконцерн выпускает исключительно надежные и производительные транспортные средства, но их эксплуатационные характеристики будут оставаться неизменными лишь при условии своевременного и профессионального обслуживания.
Особенности регулировки клапанов
Когда регулировка клапанов обретает актуальность? О визите в сервисный центр следует всерьез задуматься тем водителям транспортных средств марки Scania, которые отмечают падение мощности двигателя или появление в нем шумов неизвестного происхождения. Своевременное посещение СТО с целью настройки клапанов позволит избежать более масштабного и дорогостоящего ремонта. Оптимизация функционирования клапанов выступает в качестве необходимого процесса, позволяющим существенно увеличить срок службы автомобильного мотора.
Конструктивные нюансы регулировки
Особенность конструкции грузовика заключается в том, что на каждый цилиндр двигателя в нем приходится два клапана. Первый предназначен для подачи горючей смеси, второй — для эффективного отведения отработанной газообразной смеси. Соответственно, клапана именуют впускными и выпускными. Порядок работы клапанов определяет газораспределительный механизм. Он же приводит клапана в рабочее состояние.
В процессе нагревания двигателя, происходит расширение его отдельных деталей. Следовательно, при нахождении в охлажденном виде, между составляющими компонентами силового агрегата должны сохраняться зазоры строго обозначенной величины.
В случае некорректной установки, происходит ощутимое снижение эффективности работы мотора Скания, а также сокращается рабочий ресурс его составных частей. В случае установки чересчур маленьких зазоров, клапанам свойственно подгорание. Чрезмерно большие зазоры также нежелательны, поскольку не позволяют клапанам полноценно раскрываться и снижают мощность силового агрегата. В данном случае, появляется характерный звук металлического постукивания.
Когда нужно регулировать клапана?
Следует посещать СТО для регулировки клапанов каждые 30000км пробега, а также при обнаружении дефектов в работе системы. Мастера осуществляют все мероприятия на охлажденном моторе, после предварительной проверки теплового зазора при помощи плоского щупа.
Для регулировки клапанов, регулировочные винты поворачивают на определенный угол. Представители нашей СТО обладают достаточным опытом для быстрой и корректной установки зазоров клапанов без каких-либо негативных последствий для автомобильного двигателя.
Источник
Регулировка — Проверка и регулировка клапанных зазоров на 11-, 12- и 13-литровых двигателях с PDE или HPI
Регулировка — Проверка и регулировка клапанных зазоров на 11-, 12- и 13-литровых двигателях с PDE или HPI
Применимо к двигателям с блоком цилиндров 1-го или 2-го поколения.
Инструменты
Инструмент для проворачивания
Инструмент для проворачивания
Не забудьте снять инструмент для проворачивания маховика после регулировки.
Регулировку можно выполнять одним из двух способов. Либо путем установки ВМТ на маховике и следования таблицам, показывающим, какие клапаны можно отрегулировать, либо путем следования таблицам, показывающим, какое положение маховика необходимо установить, чтобы отрегулировать все клапаны каждого цилиндра:
На судовых двигателях
Снимите кронштейн крепления трубопровода к маслоотделителю. Установите инструмент для проворачивания.
После завершения регулировки снимите инструмент для проворачивания и установите кронштейн крепления трубопровода к маслоотделителю.
Регулировка с использованием ВМТ
Конфигурация цилиндров, 6-цилиндровые двигатели
Установите поршень первого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия Отрегулируйте зазоры следующих клапанов:
Впускной клапан и выпускной клапан
Поверните коленчатый вал точно на один оборот. Отрегулируйте зазоры следующих клапанов:
Впускной клапан и выпускной клапан
Процедура регулировки для 11-, 12- и 13-литровых двигателей
Проверьте и отрегулируйте зазоры в приводе клапанов и насос-форсунок (холодный двигатель) . Зазор во впускных клапанах должен быть равен 0,45 мм, а в выпускных – 0,70 мм.
Максимальный допустимый зазор между двумя клапанами под одной траверсой привода клапанов – 0,2 мм
Проверните маховик в нормальном направлении вращения, используя инструмент для проворачивания 99 309, таким образом, чтобы в нижнем окне картера маховика была видна метка на маховике.
Двигатели, оснащенные маховиком с меткой TDC Up: Вставьте инструмент для проворачивания 99 109 в отверстия верхнего окна. Вдавите внутрь шестерню зубчатого венца и поверните маховик с помощью храповой рукоятки и головки на 14 мм. Считайте метку на маховике в верхнем окне кожуха маховика.
Примечание:Когда цилиндр переходит от такта выпуска на такт впуска, возникает перекрытие клапанов. Выпускной клапан закрывается, в то время как впускной клапан открывается.
Примечание:За сведениями по регулировке форсунок обратитесь к описанию соответствующей процедуры в разделе 03-01.
Конфигурация цилиндров, 6-цилиндровые двигатели
Выполните регулировку в соответствии со следующей таблицей, в зависимости от того, снимаются ли показания по нижнему или по верхнему окну.
Рекомендуется помечать маркером те коромысла, где регулировка уже была проведена.
Показания в нижнем окне картера маховика:
Источник
Техническое обслуживание двигателя Scania
Замена масла
- моторное масло снимается;
- заменяется масляный фильтр;
- производится замена уплотнительной шайбы и очистка магнита. Масло заливается в соответствии с указанными значениями для заправочных объемов.
Заправочная емкость
Модель двигателя | Объем |
5-цилиндровый двигателя | 30-37 литров |
9-литровый двигатель | 23-30 литров |
11-литровый двигатель с двумя клапанами на цилиндр | 23-30 литров |
11-ти и 12-литровый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр | 28-35 литров |
14-литровый двигатель | 22-30 литров |
16-литровый двигатель | 26-32 литров |
Примечание: Обязательно проводится проверка уровня залитого масла масляным щупом – указанные значения носят приблизительный характер. При необходимости масло доливается до нормы.
Масляный щуп должен свободно проходить по направляющей трубке, без заеданий. Для этого он устанавливается в правильное положение.
Важно! Вязкостные свойства используемого масла должны соответствовать температурным диапазонам окружающей среды, которые ожидаются до момента проведения очередной замены масла.
Очиститель масла центробежного типа
Конструкция механизма очистки
Инструкция для старого варианта конструкции механизма
Предварительно определяется вариант конструкции (новый или старый) и далее по инструкции:
- Откручивается крепежная гайка и демонтируется крышка, сначала очистив ее.
Снимается ротор. Гайку ротора открутить на три оборота.
При возникновении затруднений гайку надо зажать в тисках. Ротор зажимать в тисках нельзя! Вручную или с использованием инструмента поверните ротор на три оборота.
Легким постукиванием по гайке (постукивать можно рукой или пластмассовым молотком) можно отделить ротор от основания.
Откручивается гайка, снимается корпус ротора. Аккуратно нужно демонтировать с основания сетчатый фильтр.
Механическим способом удаляется налет, образовавшийся на внутренней поверхности ротора. учитывая, что при толщине налета больше 25 мм частота проведения обслуживания очистителя масла центробежного типа должна быть увеличена.
Снятые детали промываются в дизтопливе.
Проверяется состояние уплотнительного кольца – оно не должно иметь повреждений. Кольцо устанавливается в корпус ротора.
Вручную закручивается гайка ротора.
Ротор устанавливается на место, и проверяется легко ли вращается деталь.
Проверяется состояние уплотнительного кольца крышки очистителя – оно не должно иметь повреждений. Крышку ставиться на место. Гайка крепления затягивается с усилием 10 Н∙м.
Инструкция для нового варианта конструкции механизма
Предварительно надо определяется вариант конструкции и далее необходимо следовать соответствующей инструкции.
Важно! Необходимо следить за наличием и толщиной образующегося на внутренних поверхностях колокола масляного фильтра налета. Делать это необходимо при каждой очистке. Отсутствие налета говорит о том, что ротор не вращается. Такой признак требует немедленно определить причину возникшей неисправности.
При толщине налета больше 28 мм частота проведения обслуживания очистителя масла центробежного типа должна быть увеличена.
- Удаляются загрязнения с крышки. Откручивается крепежная гайка крышки кожуха.
- Подождать, пока стечет масло из ротора.
- Вынимается ротор и протирается снаружи. Отпускается крепежная гайка колокола ротора, затем гайка поворачивается на полтора оборота. Это нужно, чтобы предохранить подшипник.
При возникновении затруднений с откручиванием гайки ротор переворачивается и тисками зажимается гайка. Рукой поворачивается ротор против часовой стрелки. Если не получается вручную, то в отверстие вставляется болт М20 с двумя навернутыми гайками и с помощью ключа поворачивается болт и ротор.
Важно! Во избежание возможного нарушения балансировки не стучать по колоколу ротора. Нельзя тисками зажимать сам ротор.
- Для снятия колокола нужно постучать его гайкой по краю рабочей поверхности. При этом сам колокол держать в руках. Стучать по колоколу нельзя – это грозит повреждением подшипников.
- Вытащите сетчатый фильтр из колокола. Если он не выходит, то нужно вставить отвертку в зазор между колоколом ротора и сетчатым фильтром, а затем слегка надавить на фильтр.
Проверяется круглое уплотнительное кольцо на крышке корпуса масляного фильтра – оно не должно иметь повреждений. Одевается кольцо и с усилием 15 Н∙м затягивается стопорная гайка.
Проверка работы механизма очистки
Подобная проверка требуется исключительно в случаях, когда могут появиться отклонения от нормального функционирования. Одним из оснований для проверки может служить отсутствие или малая толщина налета в сравнении с ожидаемой при фактическом пробеге транспортного средства.
После остановки ДВС ротор должен продолжать вращение с высокой частотой до остановки через определенное время.
- Прогревается двигатель.
- Выключить двигатель. Прислушаться к производимому очистителем масла центробежного типа шуму. Рукой, прислоненной к его крышке, определить есть ли вибрация от вращения ротора.
Замена фильтрующего элемента масляного насоса
- Головка 588 475 используется для того, чтобы снять крышку фильтра.
- При вынутом фильтрующем элементе масло из корпуса стечет автоматически.
- На крышке фильтра заменяется уплотнительное кольцо. Новое кольцо смазывается моторным маслом.
Важно! Во избежание повреждений фильтрующего элемента опускать его в корпус фильтра следует только после того, как он вставлен в крышку.
- После установки фильтрующего элемента, предварительного вставленного в крышку, в корпусе фильтра крышка затягивается с усилием 25 Н∙м ± 5 Н∙м.
Система вентиляции картера
Замена фильтра
C корпуса фильтра удаляются загрязнения, производится замена фильтрующего элемента.
Проверка состояния ручейкового ремня
Важно! Необходимо сохранять первоначально заданное направление движения ручейкового (поликлинового) ремня в случае его снятия с дальнейшей установкой.
- После снятия ремень оставляется на валу вентилятора. Так проще сохранить первоначально заданное направление движения, когда потребуется одеть ремень на шкивы.
- Ремень тщательно осматривается.
Небольшие трещины на рабочей стороне ремня допустимы
Если на рабочей стороне ремня имеются глубокие трещины или отсутствуют фрагменты гребней, ремень заменяется.
- Проверяется степень износа ручейкового ремня.
Признаки допустимого износа поликлинового ремня — может использоваться.
Поликлиновой ремень износился до корда – подлежит замене.
Проверка натяжения ручейкового ремня
Автоматическое натяжное устройство ручейкового ремня
Не допускается вносить изменения в конструкцию автоматического натяжного устройства (натяжителя), разбирать его, пытаться произвести ремонт или регулировку. Следует заменить натяжитель если устройство перестало обеспечивать требуемое натяжение ручейкового ремня.
Уровень шума от ременной передачи повысился
В этом случае необходимо проверить работу натяжителя. Его нужно медленно отвести от ручейкового ремня до упора, затем также аккуратно вернуть в первоначальное положение. Операцию необходимо повторить до трех раз. Нельзя допускать в работе натяжителя рывков и заеданий.
Проведение измерений
Рекомендации по силе натяжения ручейковых ремней типа FO
Новый ремень | 370 Н∙м |
Используемый ремень | 310 Н∙м |
Более высокая жесткость новых ремней обуславливает необходимость большего натяжения.
Регулировка зазоров клапанов и насос-форсунки PDE (9-литровый рабочий объем пятицилиндрового ДВС)
Величина зазоров и установочного размера
Установочный размер и зазоры | Величина, мм |
Насос-форсунки, установочный размер (на холодном ДВС) | 66,9 ± 0,1 |
Впускные клапаны | 0,45 |
Выпускные клапаны | 0,70 |
Таблица моментов затяжки
Крепежная деталь | Усилие, Н∙м |
Контргайка регулировочного винта коромысла привода насос-форсунок | 39 |
Контргайка регулировочного винта коромысла привода клапанов | 35 |
Регулировка зазоров на холодном ДВС проводится в насос-форсунках и приводе клапанов после их проверки.
Инструкция по порядку работы на пятицилиндровом ДВС с рабочим объемом 9 литров
Перед проведением регулировки обеспечивается правильное положение привода клапанов и насос-форсунок. Для этого:
- Нанесенная на маховике метка 72° должна быть видна в нижнем окне кожуха детали, поэтому маховик поворачивается соответствующим образом. Надо добиться, чтобы клапаны 5-го цилиндра в этот момент находились в фазе перекрытия.
- Маховик поворачивается до тех пор, пока он не пройдет метку TDC Down (это 0º). Он должен пройти указанную метку на 20°. После этого маховик поворачивается против часовой стрелки так, чтобы метку TDC Down было видно в нижнем окне кожуха детали. Поворот маховика по часовой стрелке через метку TDC Down на 20° и реверсный поворот требуются для полной выборки зазоров в шестеренном приводе ГРМ.
Это положение коленвала соответствует рабочему ходу в 1-м цилиндре. В таком положении проводится регулировка зазоров клапанов и привода насос-форсунок.
- Используя приспособление 99 309 маховик поворачивается против часовой стрелки так, чтобы метка на детали была видна в нижнем окне.
Метка на маховике (градусы) | Оборот коленчатого вала | Отрегулировать насос-форсунку на цилиндре | Отрегулировать зазоры впускного и выпускного клапанов на цилиндре | Перекрытие клапанов (номер цилиндра) |
ЕВС Down (BMT вниз) (0°) | 1 | 2 | 1 | |
2 | 1 | |||
144 504 | 1 | 4 | 2 | |
2 | 2 | |||
288 648 | 1 | 5 | 4 | |
2 | 4 | |||
72 432 | 1 | 5 | ||
2 | 3 | 5 | ||
216 576 | 1 | 3 | ||
2 | 1 | 3 |
Вид на маховик через нижнее окно в кожухе
*направление вращения при регулировке
На маховике нанесены метки 240°/600° и 120°/480° − они нужны для регулировки шестицилиндрового ДВС.
- До начала работы необходимо повернуть маховик – в нижнем окне должна быть видна соответствующая метка (при регулировке метки считываются только через нижнее окно маховика).
- На насос-форсунку устанавливается регулировочное приспособление 99 414.
Перед проведением регулировки насос-форсунок, ослабляется контргайка и откручивается/докручивается регулировочный винт 1. Положение насос-форсунки считается правильным, если плунжер 2 находится заподлицо с верхней полкой регулировочного приспособления. Эта полка плоская. Провести пальцем по полке и определить правильность установки плунжера. При установочном размере 66,9 ± 0,1 мм палец способен уловить разницу ≥ 1 мм.
Важно! При установке электропроводов их клеммы должны быть обращены к насос-форсункам требуемой стороной.
- К насос-форсункам присоединяются клеммы электропроводов, их относительное положение можно не принимать во внимание. Используя динамометрическую отвертку 588 179 затягиваются винты с усилием 2 Н∙м.
Важно! Использование динамометрической отвертки 588 179 позволяет избежать срезки винтов. В случае, если это произошло, насос-форсунка заменяется в сборе.
Излишнюю длину проводов насос-форсунки регулируют с помощью хомута – прикрепляют к электромагнитному клапану насос-форсунки. После установки крышки клапанного механизма болты затягиваются с усилием 18 Н∙м. Закрывается клапан прокачки. После этого полый болт затягивается. В топливную систему подается горючее, проводится прокачка топлива для удаления воздуха из системы.
Регулировка зазоров клапанов (шестицилиндровый ДВС с рабочим объемом 9, 11 и 12 л)
Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.
Величины зазоров клапанов:
Рабочий объем ДВС, л | Величина зазора, мм |
9, 11 (за исключением DC11) | Впускные – 0,45 Выпускные – 0,80 |
DC9, DC11, ДВС 12 л | Впускные – 0,45 Выпускные – 0,70 |
Способы регулировки зазоров
Для регулировки зазоров можно использовать один из приведенных ниже способов.
Нужный поршень устанавливается в Верхней мертвой точке (ВМТ – конец такта сжатия, метка TDC). Проводиться регулировка зазоров впускных и выпускных клапанов. Используя приспособление 99 309 коленвал поворачивается на 1/3 полного оборота, после чего переходят к следующему цилиндру. Регулировка зазоров клапанов проводится в порядке, соответствующем работе цилиндров ДВС: 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4.
- Поршень 1-го цилиндра устанавливается в Верхней мертвой точке (TDC). Проводится регулировку клапанов:
Цилиндр | Клапаны |
1 | Впускные и выпускные |
2 | Впускные |
3 | Впускные |
4 | Впускные |
5 | Выпускные |
- Делается полный поворот коленвала. Проводится регулировка клапанов:
Цилиндр | Клапаны |
2 | Выпускные |
3 | Впускные |
4 | Выпускные |
5 | Впускные |
6 | Впускные и выпускные |
Регулировка зазоров клапанов в ДВС с рабочим объемом 14 и 16 литров
Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.
Величины зазоров клапанов:
Рабочий объем ДВС, л | Величина зазора, мм |
14 | Впускные – 0,45 Выпускные – 0,80 |
16 | Впускные – 0,45 Выпускные – 0,70 |
ДВС с рабочим объемом 14 литров
Для регулировки зазоров используют один из приведенных ниже способов.
- Поршень 1-го цилиндра устанавливается в Верхней мертвой точке (ВМТ – конец такта сжатия, метка TDC).
- Проводится регулировка зазоров впускных и выпускных клапанов.
- Используя приспособление 99 309, коленвал поворачивается на 1/4 полного оборота, после чего можно переходить к очередному цилиндру.
- Регулировка зазоров клапанов проводится в порядке, соответствующем работе цилиндров ДВС: 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 − 8.
- Коленвал поворачивается в направлении вращения так, чтобы поршень 1-го цилиндра оказался в положении 20° после прохождения метки TDC (Верхняя мертвая точка). На маховике это положение обозначено меткой ┴.
- Проводиться регулировка клапанов:
Цилиндр/Ряд | Клапаны |
1/Правый | Впускные и выпускные |
2/Правый | Выпускные |
4/Правый | Выпускные |
5/Левый | Впускные и выпускные |
7/Левый | Впускные |
8/Левый | Впускные |
- Делается один полный оборот коленвала в направлении вращения. Поршень 1-го цилиндра устанавливается в положении 20° после прохождения отметки TDC (Верхняя мертвая точка) на такте впуска.
- Проводиться регулировка клапанов:
Цилиндр/Ряд | Клапаны |
2/Правый | Впускные |
3/Правый | Впускные и выпускные |
4/Правый | Впускные |
6/Левый | Впускные и выпускные |
7/Левый | Выпускные |
8/Левый | Выпускные |
ДВС с рабочим объемом 16 литров
Поворачивается коленвал, используя приспособление 99 309, и по соответствующей метке проводиться регулировка. Метка должна быть видна в нижнем окне кожуха:
Метка, указатель градусов | № цилиндра – перекрытие клапанов | Регулировка впускных клапанов на цилиндре | Регулировка выпускных клапанов на цилиндре |
0º, сжатие | 6 | 7, 8 | 4, 5 |
180º, впуск | 7 | 1, 5 | 2, 6 |
360º, сжатие | 1 | 2, 4 | 3, 7 |
540º, впуск | 4 | 3, 6 | 1, 8 |
Рекомендация: с целью упростить контроль за выполнением регулировки клапанов, наносятся метки на коромыслах клапанов после завершения их регулировки.
После завершения работ по регулировке контргайки регулировочных винтов затягиваются с усилием 35 Н∙м.
Насос-форсунки PDE Scania (число цилиндров – 6 или 8)
Упорная шайба пружины. Проверка и регулировка высоты
Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.
- Удаляются загрязнения с крышки клапанного механизма и с примыкающих к ней поверхностей.
- Снимается крышка.
- Поворачивается коленвал, используя приспособление 99 309. Проводиться регулировка, ориентируясь на соответствующую метку, которую видно в нижнем окне. При регулировке метки считываются только через нижнее окно маховика. До начала работы нужно повернуть маховик – в нижнем окне должна быть видна соответствующая метка.
Метка на маховике (градусы) | Перекрытие клапанов (номер цилиндра) | Отрегулировать насос-форсунку на цилиндре |
TDC Down 0˚ Клапан 2, 5, 120° | 1 5 | 2 4 |
Клапан 3, 4, 240° TDC Down 0˚ | 3 6 | 1 5 |
Клапан 2, 5, 120° Клапан 3, 4, 240° | 2 4 | 3 6 |
Метка на маховике (градусы) | Перекрытие клапанов (номер цилиндра) | Отрегулировать насос-форсунку на цилиндре |
TDC Down 0˚ TDC Up 180˚ | 6 7 | 4 и 5 2 и 6 |
TDC Down 360˚ TDC Up 540˚ | 1 4 | 3 и 7 1 и 8 |
- На насос-форсунку устанавливается регулировочное приспособление 99 414.
Перед проведением регулировки насос-форсунки, контргайка ослабляется, откручивается/докруяивается регулировочный винт 1. Правильным считается положение плунжера 2 насос-форсунки заподлицо с верхней полкой регулировочного приспособления. Эта полка плоская. Провести пальцем по полке и определить правильность установки плунжера. При установочном размере 66,9 ± 0,1 мм палец способен уловить разницу ≥ 1 мм.
Обслуживание насос-форсунок Scania HPI
Примечание: Для проведения проверки и регулировки ДВС должен быть холодным.
Регулировка насос-форсунок (преднатяг OBL)
Работы по регулировке насос-форсунок проводятся вместе с работами по проверке и регулировке клапанов.
- Удаляются загрязнения с крышки клапанного механизма и с примыкающих к ней поверхностей.
- Снимается крышка.
- Поворачивается коленвал, используя приспособление 99 309. Регулировка проводиться, ориентируясь на соответствующую метку, которую видно в нижнем окне. При регулировке метки считываются только через нижнее окно маховика. До начала работы повернуть маховик – в нижнем окне должна быть видна соответствующая метка.
Метка, указатель градусов | № цилиндра – перекрытие клапанов | Регулировка насос-форсунок (преднатяг OBL) |
0º, сжатие 120º/480º | 6 2 | 4 1 |
240º/600º 360º, сжатие | 4 1 | 5 3 |
120º/480º 240º/600º | 5 3 | 6 2 |
- Ослабляется регулировочный винт и контргайка.
- Смазывается регулировочный винт, затем затягивается с усилием 6 Н∙м. Делается дополнительная затяжка с поворотом на угол 60°. Усилие для затяжки контргайки – 39 Н∙м.
Воздухоочиститель
Очистка поступающего в воздухоочиститель воздуха от пылевых частиц производится с помощью бумажного фильтрующего элемента. Поступление воздуха осуществляется через боковое отверстие, далее воздух проходит через фильтрующий элемент и направляется на вход компрессора турбонагнетателя через верхнее отверстие в корпусе.
Попавшая в корпус воздухоочистителя вместе с воздухом вода скапливается около сливного клапана. Клапан резиновый, удаление воды из корпуса происходит в момент, когда ее давление на клапан превысит давление наружного воздуха. Клапан открывается и вода удаляется.
Замена воздушного фильтра осуществляется после демонтажа правой секции бампера. Эта секция крепится с помощью 3 винтов. На автомобилях, у которых бампер изготовлен из стали, замена воздушного фильтра происходит иначе.
Крышка воздухоочистителя фиксируется пружинными фиксаторами.
В корпусе необходимо снять, и установить новый фильтрующий элемент.
Индикатор разряжения
Расположение индикатора разряжения:
Тип кабины автомобиля | Расположение индикатора |
P/R | В правой стороне кабины за щитком подножки |
T | За правой подножкой обслуживания |
Падение мощности ДВС может быть связано с недостаточным количеством поступающего в двигатель воздуха. Причина – сильное загрязнение фильтра. Нажатие водителем педали акселератора с целью компенсировать падение мощности, ведет к снижению топливной экономичности ДВС. Помимо этого, увеличивается содержание сажи в выхлопных газах. Еще один риск заключается в возможном выходе из строя турбонагнетателя.
У индикатора на корпусе размещены два окна. Окно меньшего размера может менять цвет. Это сигнал, что требуется заменить фильтрующий элемент. Второе окно, размер которого больше, имеет шкалу, по которой можно определить величину разряжения. Заменить фильтрующий элемент требуется при величине разряжения ≥ 5,0 кПа.
Впускной воздуховод
Вручную подтягиваются хомуты на впускном воздуховоде. Место расположения хомутов – между воздухоочистителем и турбонагнетателем.
Усилие при подтягивании должно составлять 4,5 ± 1,0 Н∙м.
В работе применяют динамометрическую отвертку 588 179.
Источник