Что будет если слетят сальники клапанов

Износ маслосъемных колпачков

Сальники клапанов ГРМ, более известные под названием “маслосъемные колпачки”, препятствуют попаданию масла из ГБЦ в камеру сгорания при открытии клапанов. Ресурс этих деталей составляет примерно 100 тыс. км., но при агрессивной эксплуатации, использовании некачественных ГСМ и после долгого простоя двигателя (больше года) износ маслосъемных колпачков происходит быстрее. В результате износа сальников масло поступает в камеру сгорания, из-за чего мотор теряет мощность и работает нестабильно, расход масла существенно увеличивается.

Как определить износ сальников клапанов и как его устранить – расскажем в этой статье.

Признаки износа сальников клапанов

Основной признак износа маслосъемных колпачков – сизый дым из выхлопной трубы при запуске и перегазовке после прогрева. При открытии маслозаливной горловины на работающем ДВС оттуда может идти дым, а в колодцах свечей и на наконечниках проводов или катушках зажигания возможно появление следов масла. Следы замасливания также можно обнаружить на резьбе и электродах свечей.

Следы замасливания на резьбе свечи

Попадание масла в камеру сгорания приводит к закоксовке деталей ЦПГ, что чревато прогаром клапанов и залеганием поршневых колец. Со временем это может привести к необходимости капремонта мотора. Опасен и повышенный расход масла – при несвоевременной доливке возможны перегрев, образование задиров и даже заклинивание двигателя. Симптомы износа сальников клапанов схожи с признаками других проблем, приводящих к масложору, поэтому предварительно необходимо убедиться в том, что проблема именно в маслосъемных колпачках.

Как определить износ маслосъемных колпачков

Все симптомы износа маслосъемных колпачков, приводящие к этому причины и методы диагностики для удобства собраны в таблице ниже.

Симптом Причины появления Последствия Способы диагностики
Из выхлопа идет сизый дым Масло, стекающее из ГБЦ в камеру сгорания по шейкам клапанов, сгорает вместе с бензином и продукты его горения окрашивают выхлоп в сизый цвет. Продукты горения масла образуют нагар, кольца «залегают», клапаны перестают плотно прилегать и могут прогореть. Если уровень смазки упадет ниже минимума, ДВС может выйти из строя из-за масляного голодания. Запустить двигатель после простоя в течение 2–3 часов или резко выжать педаль газа в пол на 2–3 секунды на холостых оборотах на прогретом моторе. Оценить наличие и цвет дыма.
Нагар на электродах свечей, замасленная резьба Излишки масла из камеры сгорания выдавливает по резьбе свечей, но уплотнительное кольцо мешает ему выйти наружу. Ухудшается искрообразование, из-за чего топливовоздушная смесь хуже сгорает, мотор начинает работать нестабильно. На инжекторных двигателях ЭБУ видит пропуски зажигания и пытается их устранить, изменяя размер порции впрыскиваемого топлива и момент зажигания. Из-за этого повышается расход бензина и теряется тяга. Выкрутить свечи и осмотреть их электроды, а также резьбу на предмет замасливания и нагара.
Увеличенный расход масла Масло свободно проникает в камеру сгорания через испорченные сальники клапанов, где сгорает вместе с топливом. Ухудшается работа мотора, образуется нагар в цилиндрах, а критическое падение уровня смазки может стать фатальным для ДВС. Регулярно проверять уровень смазки по достижении определенной отметки пробега. Расход масла при износе маслосъемных колпачков достигает 1 л/ 1000 км и даже больше.
Затрудняется запуск холодного двигателя Стекающее из ГБЦ масло скапливается на клапанах и поршнях, «закидывает» свечи. Так как температура его воспламенения намного выше, чем у бензина или газа, а промасленная свеча хуже дает искру, поджечь обогащенную смазочным материалом смесь становится затруднительно. Увеличивается нагрузка на АКБ, сокращается ее срок службы. Свечи в масле тоже работают хуже, так как быстро покрываются нагаром. Остатки несгоревшего масла загрязняют катализатор и лямбда-зонды, сокращая их ресурс. При холодном старте увеличивается количество оборотов стартера до момента запуска двигателя.
Из маслозаливной горловины идет сизый дым Выхлопные газы в момент открытия клапана через изношенный сальник поступают в ГБЦ и выходят наружу через горловину. Масло насыщается продуктами горения, из-за чего быстро меняет свой цвет и теряет изначальные смазывающе-защитные свойства. Открыть пробку маслозаливной горловины на работающем двигателе.
Читайте также:  Порядок затяжки коллекторов ваз 2114 8 клапанов

Как понять: износ маслосъемных колпачков или проблема в кольцах?

Диагностика износа маслосъемных колпачков не ограничивается визуальными методами. Эти же симптомы могут свидетельствовать и о других проблемах, например, залегании или износе поршневых колец либо нерабочей системе вентиляции картерных газов. Чтобы отличить признаки износа сальников клапанов от других проблем, нужно:

Как определить износ сальников клапанов эндоскопом: видео

  • Замерить компрессию на холодную и на горячую. При износе МСК давление в цилиндрах обычно нормальное благодаря обильной смазке деталей ЦПГ. Если компрессия на холодную в норме (10–15 атм для бензина, 15–20 и более атм для дизеля, в зависимости от степени сжатия мотора), но после непродолжительной работы (до прогрева) снижается – возможны проблемы с колпачками. Если низкая и на холодную, и после прогрева, но повышается после впрыскивания в цилиндры по 10–20 мл масла – проблема в кольцах или выработке цилиндров.
  • Снять патрубок сапуна на работающем моторе. Если из маслозаливной горловины идет сизый дым, нужно снять патрубок вентиляции картерных газов, ведущий из картера в ГБЦ (его отверстие на головке надо прикрыть во избежание подсоса воздуха). При износе сальников клапанов дым из горловины все равно будет идти. Если проблема в кольцах или цилиндрах – дым пойдет из сапуна.

Сизый дым из выхлопной трубы в момент запуска указывает на наличие масла в камере сгорания

  • Определить, в какие моменты дымит из выхлопа. При износе сальников клапанов сизый дым вырывается из выхлопа в момент запуска (потому что в камере сгорания скопилось масло) и при перегазовке после прогрева (потому что при открытом дросселе масло подсасывает в цилиндры). После нескольких перегазовок дым может исчезнуть. Если неисправны маслосъемные кольца поршня, то дымит постоянно, и чем выше обороты – тем сильнее дым.
  • Осмотреть тарелки клапанов эндоскопом. Двигателю нужно дать остыть, после чего выкрутить свечи и осмотреть клапаны эндоскопом через свечные колодцы. Если сальники клапанов не держат масло, то оно будет постепенно стекать по их шейкам, образуя масляные пятна на тарелках клапанов и седлах. Если возникла сильная течь маслосъемных колпачков, возможно даже попадание капелек масла на поршень. Если клапаны сухие, то проблема в кольцах.

Как устранить течь маслосъемных колпачков

Если текут сальники клапанов, устранить проблему можно двумя способами:

  • заменить маслосъемные колпачки;
  • использовать специальные присадки.

Замена маслосъемных колпачков – трудоемкая процедура, требующая вмешательства в ГБЦ. На многих моторах хватит частичного разбора головки, но на некоторых моделях ее нужно полностью снимать.

Самодельное приспособление для снятия сальников из плоскогубцев

Для замены сальников клапанов необходимы:

  • гаечные ключи/головки и отвертки (номера зависят от модели авто);
  • рассухариватель клапанов;
  • ключ для натяжения ремня ГРМ;
  • цанговый съемник колпачков, или длинногубцы с круглым захватом, или мощный пинцет;
  • гибкий пруток олова до 1 см диаметром и 20–30 см длиной;
  • трубка-оправка для напрессовки новых сальников.

Также потребуется купить сами сальники, число которых равно числу клапанов в двигателе.

Чтобы самостоятельно заменить МСК, нужно:

Когда и как менять маслосъемные колпачки: видео

  1. Извлечь свечи и снять клапанную крышку (крышки на V-образных ДВС).
  2. Ослабить ремень и демонтировать распределительный вал (валы на V-образных и DOHC-моторах).
  3. Извлечь толкатель (стаканчик) клапана, гидрокомпенсатор, регулировочную шайбу или другие детали, перекрывающие доступ к «сухарям».
  4. Рассухарить клапан и извлечь пружину.
  5. С помощью цанги, длинногубцев или пинцета снять с клапана старый сальник.
  6. Смазать стержень маслом и напрессовать новый колпачок оправкой.
  7. Собрать привод клапана в обратном порядке.
  8. Повторить п. 4–8 для остальных клапанов.
  9. Установить распределительный вал и выставить валы по меткам, натянуть ремень ГРМ, завершить сборку.

Замена сальников клапанов на СТО обойдется от 5 тысяч рублей (плюс стоимость новых сальников). В некоторых случаях избавиться от течи можно с помощью специальной химии.

Присадки от течи сальников клапанов

Остановить течь сальников клапанов, если они не повреждены, а лишь немного деформированы, можно с помощью специальных присадок для моторного масла. Они воздействуют на резиновые уплотнители ДВС, смягчая их материал и возвращая ему эластичность, приостановив тем самым течь маслосъемных колпачков.

  • Liqui Moly Oil Verlust Stop. Присадка работает как стабилизатор вязкостных свойств моторного масла, а также воздействует на резиновые и пластиковые уплотнители, возвращая им эластичность. Добавляется в масло из расчета 300 мл (1 флакон) на 3–4 литра смазки, эффект проявляется спустя 600–800 км.
  • WINDIGO (Wagner) Oil-Stop. Добавка для моторного масла, не изменяющая его свойств и воздействующая только на сальники. Восстанавливает их эластичность, уменьшает зазоры, за счет чего останавливает утечки масла. Добавляется в смазку в пропорции 3–5% (30–50 мл на литр).
  • Hi-Gear HG2231. Бюджетная селективная присадка, которая не влияет на вязкостные и смазывающие качества масла, воздействуя на резиновые уплотнители. Заливается из расчета 1 флакон на рабочий объем масла, эффект достигается спустя 1–2 дня езды.
Читайте также:  Лопнул патрубок вентиляции картера ваз 2112 16 клапанов

Liqui Moly Oil-Verlust Stop

Присадки в масло – не панацея, поэтому они эффективны не всегда. Эти вещества способны продлить на 10–30% срок службы сальников клапанов, пробег которых близится к расчетному ресурсу (до 100 тыс. км), временно “подлечить” текущие маслосъемные колпачки и дымление из выхлопа на ранней стадии проблемы, но не устраняют запущенную неисправность.

Если маслосъемные колпачки совсем изношены, расход масла составляет около 1 л/1000 км или сальники на стоявшем 10 лет без движения моторе напрочь рассохлись – эффект, в лучшем случае, будет частичным. А если проблему и удастся минимизировать, все равно нужно готовиться к замене маслосъемных колпачков через 10–30 тысяч км.

Часто задаваемые вопросы

Сколько ходят маслосъемные колпачки?

Заложенный ресурс маслосъемных колпачков составляет около 100 тыс. км. Но из-за перегрева, использования некачественного масла или нарушения интервалов его замены, срок службы сокращается, поэтому нередко менять сальники клапанов приходится через 50–90 тыс. км. Если автомобиль несколько лет стоял без эксплуатации, то маслосъемные колпачки рассыхаются и, прежде чем начать пользоваться машиной, нужно их заменить.

Какие признаки неисправности маслосъемных колпачков?

О том, что сальники клапанов изношены, обычно свидетельствуют 3 основных признака:

  • синеватый дым из выхлопа и из маслозаливной горловины в момент запуска до прогрева двигателя и при сильном нажатии на педаль газа;
  • масляный нагар на свечах зажигания;
  • увеличенный расход масла.

Как определить, кольца или маслосъемные колпачки текут?

Определенные выводы можно сделать по характеру выхлопа, так как дымит двигатель при износе маслосъемных колпачков только при старте и перегазовке. При спокойной езде дым обычно отсутствует. Также нужно осмотреть сапун: дым из него обычно говорит о проблеме с ЦПГ, либо о засорении системы вентиляции картера. При износе колец дым и запах подгоревшего масла будут постоянно.

Можно ли восстановить маслосъемные колпачки?

Восстановить эластичность сальников клапанов можно с помощью средств современной автохимии. Существуют присадки для масла, такие как Liqui Moly Oil Verlust Stop, которые возвращают свойства резиновых маслосъемных колпачков и других уплотнителей, устраняют их течь.

Источник

Наилучшая посадка маслосъемных колпачков

Рад приветствовать вас друзья на моей странице!

Итак, речь пойдет, как вы догадались, о масло съемных колпачках, или если говорить правильно, сальники клапанов.

Многие водители, автомобили которых имеют хороший пробег, а особенно владельцы отечественных авто, сталкивались с такой проблемой, когда по утрам, при пуске двигателя виден достаточно заметный сизый дым. После небольшого прогрева, дым как правило исчезает и при дальнейшей эксплуатации автомобиля не наблюдается, пока автомобиль не постоит достаточно длительное время, например ночь. С наступлением нового дня все повторяется, при этом достаточно ощутим расход масла, особенно если вам приходится ездить на достаточно длинные расстояния. Всему виной, как правило становится износ (затвердевание) и дальнейший порыв сальников клапанов, или как их называют в народе, масло съемные колпачки. Еще хуже обстоит дело, когда сальники клапанов просто слетают со своего посадочного места, при этом как правило происходит значительный расход масла, неприятный запах из выхлопной трубы (как будто что-то подгорает) и при этом образуется очень сильный нагар на свечах зажигания. Если выкрутить свечи, то на резьбе можно обнаружить достаточно большое количество смазки. И так, если вы видите по утрам сизый дым, который затем после прогрева двигателя как правило проходит, у вас повышенный расход масла, сильный (черный) нагар на свечах зажигания, а так же масло на их резьбе, то имейте ввиду, что вам пора менять сальники клапанов.

Но многие задаются другим вопросом… Еще год назад менял колпачки, а сейчас опять все эти признаки? А многие жалуются что проблема наступает буквально через несколько месяцев. Ответ тут прост, скорее всего ваши колпачки соскочили со своего посадочного места и произошло это с большей степенью вероятности не из за того, что вы их плохо установили (хотя и такое то же бывает), а из за того, что клапан в этом месте, имеет биение в направляющей втулки. То есть, если направляющая втулка, в которой ходит клапан, имеет зазор немного больший чем положено, то клапан будет болтаться из стороны в сторону. Как правило это и приводит к тому, что сальник клапана, под воздействием этих биений, сходит с направляющей втулки и остается не за крепленым. Это в свою очередь и приводит к таким последствиям, как сизый дым, копоть на свечах зажигания и повышенный расход масла.

Читайте также:  Клапан холостого хода mazda mpv

Но как, все же справиться с этой проблемой? Ремонт ГБЦ? Но многие скажут что они не готовы к ремонту двигателя по тем или иным причинам. Я долго “ломал голову” над этой проблемой. Уплотнял юбку масло съемного колпачка, для более плотной его посадки, в надежде на то, что если, колпачок сядет более плотно, то проблема исчезнет. Да же сажал колпачки на фиксатор резьбы, типа герметика, но проблема возвращалась, так как в этом месте, сильный перепад температуры и большое количество масла. И тут, возвращаясь как-то к замене колпачков, я обратил внимание на шайбу, которая находится под возвратной пружиной, над которой одевается сальник клапана. Осмотрев шайбу я обратил внимание, что во внутренней ее части, есть выдавленная область (углубление), куда возможно было бы развальцевать юбку колпачка. Получается если шайба, будет прижиматься пружиной, то сальник с развальцованной юбкой в этой шайбе, должен прекрасно удерживаться на своем посадочном месте. Так как других вариантов решения этой проблемы у меня не было, а ремонт ГБЦ не входил в мои планы, я решил попробовать этот вариант и я не ошибся. Такое решение действительно работает, да еще как. Удивительно, что производители масло съемных колпачков, до сих пор не выпускают их с юбкой в виде шайбы, неужели за столько лет, не могли догадаться до этого, думаю что такой товар был бы очень востребован на отечественном рынке.

Но тут у меня возникало несколько вопросов: На сколько необходимо развальцовывать юбку сальника и не станет ли, при развальцовки юбка, шире посадочного места. После тщательного замера всех деталей (посадочной части направляющих, толщины шайбы и размера внутреннего посадочного места юбки) я нашел необходимые данные. Так же, исходя из диаметра юбки сальника и направляющей клапана, я подобрал металлические шарики для развальцовки. Необходимы три шарика, которые я взял из подшипников; 12 мм., 15 мм., и 16 мм. Так же необходима оправка, которой будет удерживаться сальник при развальцовки.

Первым шариком 12 мм, мы лишь немного загибаем края юбки, для того что бы дальше использовать шарики 15 мм., доводя основу развальцовки и 16 мм., уже окончательно загибая края, до нужного состояния. После развальцовки, юбка точно становится в углубление шайбы.

Мои опасения, по поводу расширения юбки сальника в следствии развальцовки не оправдались, мало того, юбка, в ее средней части не то что не расширилась, но да же немного уплотнилась, в следствии развальцовки ее края, и колпачки в дальнейшем, сели на направляющие довольно плотно.

Свободный зазор между буртиком колпачка и внутреннем краем шайбы, в моем случае составил 1,5-1,7 мм., то есть, нет необходимости развальцовывать юбку колпачка так, что бы шайба пружины была плотно прижата к колпачку, но это в моем случае, возможно длинна той части направляющих клапанов, где сажаются сальники в вашем автомобиле, будут отличатся от моих, по этому штангенциркуль колумбик вам в руки и успехов.

Все необходимое, вы можете увидеть на моем видео:

Посадка сальников клапанов таким образом не то что подходит, а да же необходима когда у вас ГБЦ просит ремонта. В таком случаи ваши масло съемные колпачки уже точно не слетят с посадочного места, да же если клапана в направляющих сильно разболтались.

Надеюсь, что мой опыт будет кому-то очень полезен.

Если вам понравилось, то по возможности подпишитесь на мой канал в YouTube

А так же, можно поделиться этой темой с друзьями и коллегами!

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector