А – порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока, комбинации приборов, подрулевого переключателя, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла; Б – порядок условной нумерации штекеров в колодках очистителей фар и заднего стекла; В – порядок условной нумерации штекеров в колодках датчиков скорости и расхода топлива и в датчике-распределителе зажигания; Г – порядок условной нумерации штекеров в колодках моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей.
1. В жгуте проводов панели приборов вторые концы белых проводов сведены в одну точку, которая соединена с выключателем освещения приборов. Вторые концы черных тонких проводов также сведены в точки, соединенные с массой. 2. На схеме показано подключение дополнительного электрооборудования, которое может быть установлено на автомобили, но на автомобиле конкретной комплектации может отсутствовать тот или иной вспомогательный узел или система.
Номер блока ЭБУ : 2111-1411020-70, 2111-1411020-71
1 — форсунки 2 — свечи зажигания 3 — модуль зажигания 4 — колодка диагностики 5 — контроллер 6 — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов 7 — главное реле 8 — предохранитель главного реле 9 — реле электровентилятора 10 — предохранитель цепи питания контроллера 11 — реле электробензонасоса 12 — предохранитель цепи питания бензонасоса 13 — датчик массового расхода воздуха 14 — датчик положения дроссельной заслонки 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости 16 — регулятор холостого хода 17 — датчик детонации 18 — датчик положения коленчатого вала 19 — блок управления АПС 20 — индикатор состояния АПС 21 — датчик скорости 22 — электробензонасос с датчиком уровня топлива 23 — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания 24 — комбинация приборов 25 — реле зажигания 26 — выключатель зажигания 27 — монтажный блок 28 — электровентилятор системы охлаждения
А — к клемме «В+» генератора В — колодка, присоединяемая к колодке К жгута системы зажигания С — колодка, присоединяемая к колодке L жгута системы зажигания D — провод, присоединяемый к выключателю плафона освещения салона Е — провод, присоединяемый к бело-чёрным проводам, отсоединённым от выключателя плафона освещения салона F — к клемме «+» аккумуляторной батареи G1,G2 — точки заземления К — колодка, присоединяемая к колодке В жгута переднего L — колодка, присоединяемая к колодке С жгута переднего
Источник
2 Схемы
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Схема ВАЗ-2109
Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.
Как и весь автомобиль, его электрооборудование было на среднем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки досконально для текущих ремонтов своими руками.
Модификации ВАЗ-2109
ВАЗ-2109. Базовая модель, которая выпускалась с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным двигателем ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра и мощностью 64 лошадиные силы.
ВАЗ-21091. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем ВАЗ-21081, объемом 1,1 литр и мощностью 54 лошадиные силы. Выпускалась серийно с 1987 по 1997 год.
ВАЗ-21093. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083, объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиные силы. Серийно выпускалась с 1988 по 2006 год.
ВАЗ-21093i. Модификация с инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80, объемом 1,5 литра. первый опытный образец появился в 1994, серийное производство было начато с ноября 1998 года.
ВАЗ 21093-22. Модель изготовленная специально для Финского рынка. Отличается улучшенной отделкой салона, предустановленными «литыми» дисками и новой торпедо. На автомобиль устанавливался инжекторный двигатель объемом 1,5 литра. Выпускался с 1995 по 1998 год.
ВАЗ-210934. Полноприводный внедорожник с кузовом ВАЗ-21093 поставленный на раму «Нивы», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка от той же модели ВАЗ-2121 «Нива».
ВАЗ 2109-90. Вариант автомобиля, который оснащался компактным двухсекционным роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 654 см3.
ВАЗ-21096. Экспортная модификация ВАЗ-2109 для стран с левосторонним движением, рулевая колонка располагалась справа.
ВАЗ 21097. Экспортная модификация ВАЗ 21091 с правым рулем.
ВАЗ 21098. Еще одна экспортная модификация, но уже модели ВАЗ 21093 с правосторонним расположением рулевой колонки.
ВАЗ-2109 Carlota. Автомобиль, производимый с 1991 по 1996 год в Бельгии фирмой Scaldia-Volga.
ВАЗ-21099. Следующая самостоятельная модель автомобиля, которая является модификацией «девятки». Этот автомобиль имел 4-дверный, 5-местный кузов типа седан и удлиненный на 200 мм задний свес.
Схема ВАЗ-2109 старые версии
Схема ВАЗ-2109 новые версии
Тут нет датчика износа тормозных колодок (раньше лампа ручного тормоза мигала при поднятом рычаге, и загоралась постоянно при срабатывании датчиков на тормозных колодках).
Схема ВАЗ-2109, 21099 «люкс»
Схема ВАЗ-21099 с европанелью
Схема комбинации приборов для низкой панели
Схемы комбинаций приборов для высокой панели
Схема подключения фароочистителей
Схема подключения фароочистителей на низкой и высокой панелях автомобилей выпуска после 1989 года
Электрооборудование с роторным двигателем
Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор
Головная фара.
Электродвигатель системы очистки стекол фар. Опциональная деталь, применялась в основном на экспортных машинах.
Концевой переключатель для питания лампы освещения моторного отсека.
Клаксон.
Электрический двигатель привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
Температурный индикатор, подающий управляющий сигнал для электропривода крыльчатки вентилятора.
Генератор переменного тока.
Клапан подачи жидкости на стекла фар. Применяется совместно с п. 2.
Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери.
Клапан подачи жидкости на переднее стекло.
Свечи системы зажигания.
Датчик Холла, служащий для распределения импульсов зажигания.
Катушка.
Концевой выключатель огней включенной передачи заднего хода.
Измеритель температуры жидкости в системе охлаждения.
Стартер.
Аккумуляторная батарея.
Датчик, замеряющий уровень жидкости в усилителе тормозов.
Коммутатор, управляющий системой зажигания.
Датчик определения положения верхней мертвой точки поршня первого цилиндра. Ставился на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Встречается только на машинах до 1995 года.
Диагностическая колодка. Опциональный элемент, устанавливается совместно с п. 20.
Контроллер управления электромагнитным клапаном, установленным в карбюраторе.
Блок контактов включения стартера.
Концевой переключатель на карбюраторе.
Клапан экономайзера.
Датчик, сигнализирующий об аварийном снижении давления масла.
Привод насоса омывателя.
Двигатель крыльчатки вентилятора системы вентиляции и отопления.
Сопротивление, обеспечивающее дополнительные скорости вращения вентилятора.
Переключатель скоростей.
Привод очистителя ветрового стекла.
Прикуриватель.
Система подсветки рычажков регулировки параметров работы отопителя.
Переключатели работы подсветки на средних стойках.
Коммутационный блок зажигания.
Замок зажигания.
Комбинация приборов «низкого» типа.
Концевик «подсоса» на карбюраторе.
Задние фонари.
Измеритель уровня топлива в баке.
Обогрев стекла.
Привод заднего дворника.
Два плафона подсветки номера.
Электросхема ВАЗ-2109 карбюратор — полный вид:
На всех карбюраторных «девятках» применяется одинаковая система бесконтактного зажигания, построенная на основе электронного коммутатора и датчика Холла.
Характерная для девятки поломка блока управления электроникой возникает из-за того, что корпус пропускает воду, пыль и влагу в виде конденсата. Завод предусмотрел крошечную канавку для стока воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус наполняется водой, и блок управления медленно выходит из строя.
Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор
Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.
ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
ДПКВ (датчик положения коленчатого вала);
ДТ (датчик температуры);
ДСА (датчик скорости автомобиля);
Клапан продувки адсорбера;
ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
ДД (датчик детонации) и другие.
Слабое место жгутов — силовая проводка на нижней полке радиатора, что постоянно подвергается воздействию высоких температур и в этом месте она никак не защищена от воды и грязи. Другая проблема — жгут под ковриком рядом с сиденьем водителя. Там постоянно накапливается влага, а чтобы ее удалить, нужно просушивать пол, неизбежно дергая этот жгут.
С середины 90-х годов на ВАЗ 2109 стали применяться двигатели с системой впрыска, что сильно изменило электрический план моторного отсека и панели приборов. Ниже представлена схема электрики машины 1999 года с ЭСУД типа GM ISFI-2S и Январь 4/4.1.
1 — система форсунок;
2 — свечи;
3 — управляющий модуль зажигания;
4 — диагностический разъем;
5 — контроллер Дженерал Моторс или Январь;
6 — разъем для подключения комбинации приборов;
7 — главное реле системы;
8 — предохранитель проводки питания контроллера и модуля системы зажигания;
9 — защита цепей датчиков замера скорости и расходомера воздуха;
10 — защита питания насоса подачи топлива;
11 — контроллер бензонасоса;
12 — измеритель температуры двигателя;
13 — система холостого хода;
14 — измеритель детонации;
15 — система продувки емкости для улавливания паров топлива;
16 — измеритель положения коленчатого вала;
17 — измеритель скорости;
18 — измеритель расхода воздуха;
19 — лямбда-зонд;
20 — измеритель угла положения дроссельной заслонки;
21 — электрический насос топлива в комплекте с датчиком уровня топлива;
22 — подключение системы зажигания;
23 — контрольная лампа;
24 — замок зажигания;
25 — коммутационный блок;
26 — вентилятор охлаждения радиатора.
Начиная с 2002 года все ВАЗ 2109 стали комплектоваться только моторами с системой впрыска. На схеме представлена разводка жгутов электрики ЭСУД Bosch MP7.0 (нормы Евро 2) на машине 2003 года с двигателем ВАЗ 2111.
1 — четыре форсунки;
2 — свечи 2109;
3 — модуль распределения зажигания;
4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
5 — разъем контроллера Бош;
6 — разъем комбинации ламп и приборов;
7 — основной коммутационный прибор системы;
8 — плавкая вставка основного прибора;
9 — контроллер управления параметрами работы вентилятора на радиаторе охлаждения;
10 — предохранитель контроллера вентилятора;
11 — управляющее реле бензонасоса;
12 — предохранитель электропроводки бензонасоса;
13 — датчик замера расхода воздуха на впуске;
14 — датчик угла открытия дросселя;
15 — измеритель температуры двигателя;
16 — регулятор параметров холостого хода;
17 — датчик замера детонации в цилиндрах;
18 — датчик положения коленчатого вала;
19 — лямбда-зонд;
20 — блок управления иммобилайзером;
21 — индикатор состояния иммобилайзера;
22 — датчик замера скорости;
23 — электрический мотор привода бензонасоса, в одном модуле с ним находится прибор для замера остатка топлива в баке;
24 — клапан продувки системы улавливания паров бензина;
25 — разъем косы системы зажигания;
26 — комбинация приборов с контрольной и предупредительной лампой Check Engine;
27 — реле запуска системы зажигания;
28 — замок;
29 — монтажный и коммутационный блок;
30 — вентилятор системы охлаждения.
Схема блока реле и предохранителей 2109
Блоки предохранителей не зависят от используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор. БП будут отличаться только по году выпуска авто. То есть монтажные блоки у карбюратора и инжектора одинаковые. Блок предохранителей ВАЗ 2109-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.
Внимание! Силовые клеммы на генераторе часто разбалтываются, нагреваются, искрят и плавят проводку. Уделите внимание этому моменту при самостоятельном поиске возможных неисправностей.