Как открыть пожарный клапан вентиляции вручную

Установка противопожарных клапанов в системе вентиляции

Противопожарный клапан для вентиляции – это особое устройство, посредством которого удается исключить возможность попадания в систему продуктов горения. Благодаря им жилые и рабочие помещения полностью отсекаются от источника возгорания. Изготавливаются из термостойких и огнезащитных материалов и сохраняют работоспособность при длительном воздействии высоких температур. Установка и обслуживание этих элементов организуется и реализуется согласно действующим в строительной практике нормам.

Особенности противопожарных блокираторов для вентиляции

Противопожарный клапан закрывает приток воздуха в случае возгорания в здании

Для современных коммуникационных систем, от которых зависит безопасность людей при пожаре, строгое следование требованиям действующих стандартов является обязательным. Все они направлены на то, чтобы защитить работающую вентиляцию от газообразных и твердых продуктов горения. В соответствии с нормативными документами противопожарный клапан для систем вентиляции блокирует каналы проникновения в комнаты продуктов сгорания и позволяет удалять их из опасной зоны.

Принцип работы и область применения

Клапан вентиляционный противопожарный работает по принципу большинства блокирующих элементов, которые в нормальном состоянии находятся в открытом положении. При поступлении сигнала о возгорании они с помощью приводного механизма переводятся в противоположное состояние («Закрыто»). Различные модели этих устройств отличаются своей конструкцией и типом используемого привода.

Клапаны блокировки дыма и других продуктов горения широко применяются на различных объектах, включая жилые и общественные здания. В пределах типовых строений они устанавливаются в следующих местах:

  • проходных тамбурах;
  • коридорных пролетах зданий;
  • лифтовых шахтах и подобных им помещениях.

Устройства монтируются в зонах пересечения трубопроводов для удаления дыма с перекрытиями между этажами, а также со стенами и перегородками строений.

Классификация противопожарных устройств

Разновидности устройств противопожарной защиты

В соответствии с особенностями конструкции и порядком срабатывания пожарные клапаны для вентиляции делятся на несколько видов:

  • нормально закрытые или НЗ;
  • нормально открытые (НО);
  • двойного действия;
  • предназначенные для удаления дымных образований.

В первых образцах в нормальном состоянии блокирующая задвижка закрыта, так что воздух в отводящий канал не попадает. При пожаре и срабатывании сигнализации клапан открывается, после чего за счет естественного или принудительного тока воздуха через него удаляется дым. В НО устройствах в штатном режиме задвижка открыта и воздух беспрепятственно перемещается по вентиляционной системе. После срабатывания пожарной сигнализации клапан закрывается, исключая возможное попадание дыма в соседние помещения. К наиболее известным образцам таких механизмов относится противопожарный клапан типа «КЛОП-1».

Изделия двойного действия совмещают в себе возможности двух рассмотренных вариантов. Они срабатывают на закрытие при начале пожара, блокируя канал проникновения дыма в соседнее помещение, и автоматически открываются по окончании пожара. Дымовые клапаны представляют собой особые устройства, предназначенные для удаления продуктов сгорания и являющиеся элементами запорно-регулирующей аппаратуры. Этот тип устройств устанавливается в местах, предписываемых действующими нормативами.

По способу размещения в пределах вентсистемы клапаны делятся на стеновые и канальные. Первые монтируются непосредственно на поверхностях конструкций без подключения к действующей системе, а вторые размещаются прямо в воздуховодах.

Типы заслонок

Для управления положением заслонок вентиляционных установок используются особые механизмы, называемые сервоприводами. Чтобы такое устройство сработало, на него подается электрический сигнал с управляющего модуля. Известно несколько модификаций сервисных приводов, каждый из которых подключается индивидуально и нуждается в отдельном рассмотрении.

Типы приводов

Приборы с электромагнитным приводом имеют датчики, фиксирующие возгорание

Как правило, противопожарные клапаны комплектуются двумя типами элементов управления их состоянием:

  • Электромагнитный приводной механизм комбинированного типа, в нормальном режиме находящийся в закрытом состоянии.
  • Электрический привод, в исходом положении обесточенный и поэтому удерживающий клапан закрытым.

Клапан противопожарный для вентиляции с электроприводом комбинированного типа срабатывает следующим образом. При обнаружении возгорания с чувствительных датчиков на электромагнит поступает импульс, под действием которого напряжение блокировки с клапана снимается. Его крышка смещается благодаря упругости имеющейся в механизме пружины. В обратное состояние, соответствующее заблокированному режиму, заслонка возвращается вручную.

Читайте также:  X18xe двигатель гнет ли клапана при обрыве ремня грм

Электропривод также срабатывает от поступающего с сенсора импульса, после чего электрическое питание подается на его клеммы и заслонка открывается. В исходное (нормально закрытое) положение она возвращается автоматически по команде, поступающей с пульта управления или от системы пожаротушения. На нормально закрытых противопожарных клапанах их производителями устанавливаются реверсивные электроприводы исполнений BE, BLE, BEN и BEE. Они предназначаются специально для работы в критических условиях.

В некоторых моделях электроприводов перемещение заслонки из исходного состояния «Закрыто» в рабочее «Открыто» и обратно происходит за счет подключения питания к обмоткам. Управляющим сигналом на закрытие клапана здесь является напряжение, поступающее на соответствующие клеммы устройства.

В устаревших системах встречаются противопожарные клапаны, оснащенные плавкой вставкой и типовым пружинным возвратом. Согласно действующим нормативам использование таких приводов запрещено.

Особенности установки клапанного механизма

Противопожарный клапан ставится на каждую ветку воздуховода

Для систем любого типа противопожарные клапаны для вентиляции размещаются таким образом, чтобы блокировать обратную тягу при любом сочетании имеющихся вентиляторов и вытяжек. Когда в вентиляции предусматривается только одна точка забора, для исключения обратной тяги в пределах воздуховода устанавливается 1 клапан. При более сложной организации вытяжной системы (в случае нескольких рабочих элементов) необходимо выполнить следующие требования:

  • На каждое отдельное ответвление воздуховода потребуется установить свой обратный клапан, что исключит вероятность реверсивного движения воздуха в сторону выключенной вытяжки. Нередко они дополняются еще одним образцом, монтируемым на выходе вентиляционной системы.
  • Клапан обратного типа монтируется в зонах, к которым доступ ничем не ограничен.

Для бытовых нужд оптимально подходят как круглые, так и прямоугольные воздуховоды стандартного сечения. Для них разработаны готовые решения, предусматривающие произвольный выбор места под обратный клапан. Процедура его установки в этом случае ничем не отличается от подсоединения любого схожего с ним типового элемента вентиляции.

Пример готового противопожарного клапана в вентиляции

Один из вариантов практического решения для систем вытяжного типа, обустроенных на основе пластиковых коробов или труб, – размещение клапанного механизма в соединителе каналов. При необходимости совместной работы двух типов систем (естественной и принудительной) используются следующие типовые решения:

  • установка тройника рядом с вентиляционной решеткой с последующим монтажом клапанного механизма на отвод естественной вентиляции;
  • использование решеток особой конструкции с отводами для каждой из систем.

Для их крепления специалисты рекомендуют использовать жидкие гвозди, либо обычные саморезы. Первый из предложенных выше вариантов предпочтительнее, поскольку в этом случае удобнее разбирать систему с целью капитальной чистки, ремонта или изменения схемы. Для этого достаточно просто снять защитное ограждение.

Если выбирается вариант монтажа клапана с внутренней стороны решетки, потребуется тщательно уплотнить стыки между ней и стенами каналов.

Источник

Как открыть пожарный клапан вентиляции вручную

Разные типы приводов, применяемые с дымовыми и противопожарными клапанами, приводят заслонку в действие и обратное положение различными способами.

  • Электромеханический привод Belimo с возвратной пружиной

Применение: клапаны НО КЛОП-1, КЛОП-2, КЛОП-3 и КОМ-ДД.

Заслонка активируется следующими способами: автоматически (от пожарной автоматики, срабатывании терморазмыкающего устройства), дистанционно при помощи пульта или от специальной кнопки на ТРУ.

Возвращение заслонки в нормальное положение возможно также с пульта или от нажатия кнопки на ТРУ.

Переводящими механизмами являются электродвигатель и возвратная пружина, которые активируют заслонку при срабатывании ТРУ или прекращении питания привода;

Применение: клапаны КОМ-ДД, КЛАД-2, КЛАД-3 и НЗ клапаны КЛОП-2, КЛОП-1 и КЛОП-3.

В данном случае заслонка активируется автоматически (от пожарных сигналов) и дистанционно (при помощи пульта управления или переключателя на этаже монтированного клапана).

Перевести заслонки в обратное состояние возможно также при помощи пульта или переключателя.

Электродвигатель, который срабатывает при поступлении напряжения на клеммы питания привода, работает как механизм, приводящий заслонку в нужное положение.

Применение: клапаны КЛАД-3, КЛАД-2, КДМ-2, а также НО и НЗ КЛОП-1, КЛОП-2 и КЛОП-3.

Заслонка переходит в рабочее состояние автоматически (при реагировании теплового замка на клапанах НО или от пожарного сигнала), дистанционно (при нажатии кнопки или тумблера на этаже установленного НЗ клапана или с пульта управления для НО и НЗ клапанов), а также при помощи кнопки или соответствующего рычага на НО и НЗ клапанах. Вернуть заслонку в обратное положение можно только вручную при помощи соответствующей рукоятки или ключа. Возвратная пружина является механизмом перевода заслонки и срабатывает при поступлении напряжения на электромагнит или в случае разрыва теплового замка НО клапанов.

  • Пружинный привод с тепловым замком
Читайте также:  Как проверить клапан ваноса n52

Применение: только с НО клапаны КЛОП-1.

Активация заслонки происходит автоматически от теплового замка. Как и в случае с электромагнитным приводом, вернуть ее обратно можно при помощи рукоятки или ключа, а возвратная пружина, реагирующая на разрыв теплового замка, выполняет функцию переводящего механизма.

Состояние заслонки клапанов:

  • Обычное для НО – открытое, для НЗ и Д – закрытое;
  • Рабочее для НО – закрытое, НЗ и Д – открытое.

Стоит учесть, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона №123-ФЗ РФ использование пружинных приводов с тепловым замком на нормально открытых клапанах запрещено (несмотря на то, что данные типы клапанов производятся для некоторых стран).

Источник

Типичные проблемы с противопожарными клапанами вентиляционных систем

Противопожарные клапана находятся на стыке разных инженерных систем и разделов проекта. Этим фактом и обусловлены основные трудности с их применением на объектах.

В предыдущей статье «Как управлять и контролировать противопожарные клапана» были выяснены разные способы управления клапанами. Разные способы тянут за собой и разные неожиданные проблемы.

И действительно, сами клапана поставляются на объект и устанавливаются по проекту вентиляции жестянщиками. Для них что клапан, что короб — все одно и тоже.

Подключением занимаются электрики по проекту ЭОМ.

Заставить это все работать должны слаботочники по проекту ОАВ (общей автоматизации) или и того хуже — по проекту АПС.

Естественно в это время нет уже на объекте ни жестянщиков ни электриков и нес кого спрашивать, если что.

1. Проблемы с механикой клапанов огнезащиты и противодымной вентиляции.

Для правильной работы системы автоматизации привод клапана должен корректно выдавать своими концевыми переключателями хода сигналы «Закрыт» или «Открыт».

Но не тут то было. Часто одно из положений клапан не выдает. То уплотнитель не дает приводу дойти до крайнего положения, то привод был надет не в момент крайнего положения заслонки — и концевики выдают что попало.

А бывают случаи, когда конструкция клапана вообще не дает приводу совершать полный ход от и до перещелкивания концевиков. Приводу нужно 90 градусов, а заслонка клапана имеет ход 70 градусов.

Все эти проблемы, конечно, решаются — либо настройкой механической части клапана, либо вынужденным отслеживанием состояния по одному, работающему концевику. Второе состояние клапана вычисляется, как инверсия, отслеживаемого корректно состояния.

2. Невозможность согласовать модуль управления с приводом клапана.

Модуль управления клапаном, как и положено, контролирует целостность цепей управления клапаном. В большинстве случаев это силовые цепи. С клапанами Belimo нет проблем. А вот с их более дешевыми аналогами наступают сложности.

Модуль управления клапаном, в момент движения, начинает считать, что произошел обрыв линии управления клапаном.

И это самый легкий случай.

Бывает, что реверсивные привода клапанов (дымоудаления или подпора воздуха) начинают двигаться хаотично в случайном направлении. Дойдя до крайнего состояния происходит движение в обратном направлении до окончания запрограммированного времени управления. И заслонка клапана находится в случайном положении.

Производители клапанов пытаются учесть все это.

Болид для С2000-СП4 предлагает применять нормальные привода или же такие решения:

Каких схем подключения только не приходится придумывать!:

В итоге на объектах можно увидеть такую картину:

Резистор нагревается до температуры плавления пластика.

Иногда приходится применять конденсатор.

Хуже всего, когда долгие пляски вообще не приводят к результату, например с приводами Siemens.

Единственный вариант — применение промежуточного реле между модулем управления клапаном и клапаном:

3. Пуск мощного вентилятора при закрытом клапане.

Хорошо, когда вентилятором дымоудаления или подпора воздуха и соответствующим клапаном управляет один шкаф ШУПД или ШУПВ. В таких шкафах нормального производителя реализована вся требуемая логика.

Последнее время чаще встречаются распределенные системы, когда вентилятором управляет одно устройство, а клапаном — другое устройство. Это адресные системы пожарной сигнализации, за логику работы сетевых устройств которых отвечает сетевой контроллер.

Читайте также:  Пежо 308 адаптация механизма подъема клапанов

Тогда клапаном управляет МДУ (модуль дымоудаления), вентилятором — ШУВ (шкаф управления вентилятором), а команды им подает прибор приемо-контрольный по адресным линиям связи или в виде коммутируемых состояний на линии управления.

Сценарий управления, когда запуск вентилятора происходит по состоянию клапана «Открыт«, намного сложнее реализовать (если вообще возможно), чем запуск вентилятора по истечению заданного предполагаемого времени открытия клапана.

Скорее всего будет реализован тот сценарий, который надежнее (читай — проще).

А что будет, если клапан не откроется, а вентилятор запустится?

Если это система вентиляции — ничего страшного: вентсистема длинная (большой объем), а вентилятор маломощный.

Если это дымоудаление в многоэтажном доме — тоже будет только необычный звук: вентилятор не сможет создать достаточного (для проблем) разряжения в большом объеме воздуха длинной и широкой шахты дымоудаления.

Подпор воздуха в тамбур лифта тоже можно включать без опасений, не контролируя, открыт ли клапан подпора воздуха или нет.

Но бывает мощное дымоудаление и мощный подпор воздуха с мало-объемным коробом между вентилятором и клапаном. Это, например, подпор воздуха на лестничную клетку, огнезадерживающие клапана (ОЗК) на коробе воздушного отопления или дымоудаление из подземной парковки.

Истории про то, как складывается короб дымоудаления — слышал.

А то, как вываливается заслонка клапана подпора воздуха на лестничную клетку — видел сам.

4. Не реализуемая логика работы подпора воздуха.

Подпор воздуха в помещение это не такая простая задача, как может показаться. Цель подпора воздуха — создать требуемый избыток давления в защищаемом помещении по отношению к помещению, откуда может происходить угроза задымления.

Но между помещениями есть дверь — и это несет в себе массу сюрпризов.

Дверь нужно открывать/закрывать даже в момент пожарной тревоги — как иначе будет происходить эвакуация?

Так вот, при закрытой двери и при открытой требуются разные мощности подпора воздуха.

Это достигается либо применением двух разных вентиляторов, либо устройством еще одного клапана для сброса избыточного давления из помещения с подпором воздуха.

И тот и другой способ основываются на управлении режимом дымоудаления по сигналу датчика открытия двери. Возможно существует и способ управления по измерению давления, но это нужен очень точный датчик.

Понятно что это достаточно сложный сценарий управления и не во всех системах реализуем штатным возможностями.

Сам был свидетелем невозможности открыть дверь в тамбур лифта из-за того, что ее прижало разностью давлений, когда включился подпор воздуха.

5. Нет устройства управления в щите подключения клапанов.

Огнезадерживающие клапана подключаются по проекту ЭОМ. Это нехитрые устройства. Они закрываются под действием возвратной пружины при снятии напряжения.

В проекте ЭОМ каждое направление огнезадерживающих клапанов подключается через автомат.

В проекте АПС от слаботочного реле идет стрелка в проект ЭОМ на отключение ОЗК.

Как все это будет работать — неизвестно. Не может слаботочное реле отключать силовое питание ОЗК.

Остается только решить — кто купит и установит пускатель, которого нигде нет и без которого никак не обесточить клапана ОЗК.

6. Привод клапана живет не долго.

Недавно наблюдал и такое явление.

Перестали открываться клапана ОЗК. При снятии питания они закрываются, а при подаче питания — начинают жужжать и не открываются.

Все бы ничего, но эти ОЗК установлены на толстенном и коротком коробе воздушного отопления, идущим из котельной.

И уже однажды короб вздуло из-за не открытия клапанов и его пришлось чинить.

Проблема была в том, что по началу эксплуатации клапана, вроде как, и открывались худо — бедно.

И претензии прилетали слаботочникам.

Лишь спустя время три из четырех ОЗК сдохли окончательно и открывались при подаче напряжения только при помощи воротка.

Ни в ус не дуя заявили, что заказчик сам виноват, решив выбрать дешевые приводы противопожарных клапанов вместо Belimo.

В этих, дескать, даже шестеренки пластиковые.

Не уверен точно, но кажется название клапанов было Nanotek BLF230 B.

Но что говорить, если приводы воздушных клапанов можно купить на AliExpress за 2350р.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector