- Авто Приват
- Замена маслосъемных колпачков на двигателях автомобилей ВАЗ 2108-09
- Что представляет собой маслосъемный колпачок и для чего он нужен?
- Причины и признаки износа маслосъемных колпачков
- Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2109
- Замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов)
- Замена маслосъемных колпачков на ваз 2108 без посторонней помощи
- Признаки неисправности
- Требуемый инструмент
- Порядок проведения подготовительных работ
- Ваз 2108 замена маслосъемных колпачков
- Установка колпачков
- Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109.
- Инструмент для замены маслосъемных колпачков.
- Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 своими руками: пошаговая инструкция.
- Видео.
Авто Приват
Замена маслосъемных колпачков на двигателях автомобилей ВАЗ 2108-09
В данной статье мы рассмотрим процесс замены маслосъемных колпачков на автомобилях семейства ВАЗ 2108-09. Кроме этого, мы определимся, что собой представляет маслосъемный колпачок и для чего он нужен.
Что представляет собой маслосъемный колпачок и для чего он нужен?
Маслосъемные колпачки – одни из наиболее быстро изнашиваемых элементов газораспределительной системы двигателя. Многие автолюбители и механики относят маслосъемные колпачки к категории «расходников», но объективно это — запчасти, поскольку они располагаются в труднодоступном месте и их замена – довольно сложный и трудоемкий процесс.
Конструктивно рассматриваемая нами деталь представляет собой небольшой резиновый колпачок, с металлической втулкой и экспандерной пружиной. Экспандерная пружина необходима для надежного прижима колпачка к штоку клапана. Долговечность маслосъемного колпачка в большинстве своем определяется материалом, который применялся при его изготовлении. В нашем случае, то есть в случае с автомобилями ВАЗ 2108-09, использованы каучуковые колпачки, обладающие достаточно высоким уровнем уплотнения. Следует отметить, что в продаже имеются также изделия, выполненные из второпласта. Такие колпачки менее эффективны и долговечны, поэтому использовать их при замене износившихся штатных колпачков не рекомендуется.
Теперь что касается целевого назначения маслосъемных колпачков. Здесь все довольно просто: для нормальной работы распределительного вала двигателя необходимо определенное количество смазки, притом, что попадание данной смазки в камеру сгорания должно быть исключено. Поэтому при перемещении клапана вверх/вниз с его штока смазка удаляется посредством специального элемента – маслосъемного колпачка.
Причины и признаки износа маслосъемных колпачков
В первую очередь давайте разберемся с причинами износа маслосъемных колпачков. За одну минуту работы каждый из клапанов двигателя может совершать более тысячи рабочих тактов. Соответственно и колпачки претерпевают достаточно серьезную механическую нагрузку. Более того, они подвергаются еще и разрушающему воздействию со стороны вырабатываемых выхлопных газов и химических элементов, содержащихся в моторном масле.
Вследствие всего этого каучуковая часть колпачка постепенно затвердевает, а его рабочие кромки изнашиваются. В таком случае колпачки следует заменять новыми. Кстати, как свидетельствует практика, в случае с автомобилями ВАЗ 2109 маслосъемные колпачки следует заменять каждые 100 тыс. километров пробега. Какие же признаки сильного износа маслосъемных колпачков? К таким признакам можно отнести следующие явления: — повышенный расход моторного масла; — масляные отложения на свечах зажигания;
— нестабильная работа выхлопной системы (выход из глушителя густого черного дыма).
Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2109
Для выполнения данной работы нам потребуются следующие инструменты: набор накидных ключей, длиногубцы, оловянный пруток, свечной ключ, съемник для колпачков, а также рассухариватель клапанов. В первую очередь для того, чтобы добраться к маслосъемным колпачка, нам потребуется снять воздушный фильтр, топливный насос, распределитель зажигания, клапанную крышку, и распределительный вал.
После снятия вышеуказанных элементов необходимо вынуть толкатели клапанов с их регулировочными шайбами. Важный момент: толкатели клапанов и их шайбы следует отложить в той последовательности, в которой они были установлены, чтобы впоследствии легко установить все так, как было до ремонта. В противном случае есть риск нарушения правильных тепловых зазоров рабочих клапанов.
При помощи свечного ключа выкручиваем свечу того цилиндра, над заменой колпачка которого производится работа. Далее проворачиваем коленчатый вал двигателя до того момента, пока поршень ремонтируемого цилиндра не подойдет к верхней мертвой точке.
Вставляем в свечное отверстие оловянный пруток. Кстати, если на руках нет оловянного прутка, можно пойти несколько иным путем и использовать обыкновенную тонкую веревку. Ее следует заталкивать в свечное отверстие до тех пор, пока она не займет пространство камеры сгорания.
Затем устанавливаем рассухариватель клапанов. Для этого на крайних болтовых шпильках фиксируем опорную рейку при помощи соответствующих гаек и располагаем рычаг приспособления так, чтобы была возможность утопить клапан.
Нажимаем на рукоять рассухаривателя, тем самым сжимая пружину клапана. Теперь при помощи длиногубцев (можно использовать обыкновенный металлический пинцет) удаляем два сухаря клапана.
После этого аккуратно снимаем верхнюю тарелку клапана, а затем и его пружины (наружную и внутреннюю). Теперь можно увидеть и сам маслосъемный колпачок.
Демонтаж колпачка осуществляется при помощи специального съемника. Для этого размещаем цангу инструмента на сам колпачок и достаточно резко ударяем бойком по внутренней втулке съемника. Затем ударяем тем же бойком вверх, то есть по самой ручке съемника. Таким образом, спрессовываем колпачок с втулки клапана.
Разумеется, снять маслосъемный колпачок возможно и без съемника. Для снятия можно воспользоваться обыкновенными плоскогубцами. При работе плоскогубцами важно помнить, что усилие следует прикладывать строго в верхнем направлении, не допуская при этом проворачивания маслосъемного колпачка. В общем, работа должна производиться с максимальной аккуратностью, чтобы исключить возможное повреждение втулки клапана. Перед монтажом новых колпачков крайне желательно снять с них пружины, ведь в противном случае присутствует риск повреждения колпачка в процессе его запрессовки. Установку пружины лучше всего производить непосредственно после запрессовки колпачка.
Аналогичным образом выполняется замена маслосъемных колпачков на всех клапанах двигателя. По окончании замены колпачков устанавливаем все снятые детали в последовательности, обратной снятию.
Замена маслосъемных колпачков (сальников клапанов)
Не так давно в одной из статей был вопрос, точнее предложение о публикации статьи по замене маслосъемных колпачков, или как их еще называют — сальников клапанов. Так вот, сегодня выдалась возможно сделать такую инструкцию. Делал все это на снятом двигателе, но весь принцип работы от этого не меняется. Итак, сначала об инструментах, которые понадобятся для выполнения этого ремонта:
- рассухариватель клапанов для ВАЗ 2106. Продается в любом нормальном автомагазине от 150 рублей
- съемник маслосъемных колпачков
- магнитная рукоятка или длинногубцы (пинцет)
Значит, первым делом необходимо снять клапанную крышку, а затем распределительный вал и рокера. После чего можно приступать к выполнению работы. Выкручиваем свечи из цилиндров, и устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ.
Далее берем трубку из мягкого металла, слегка изогнутую и вставляем ее в свечное отверстие первого цилиндра, чтобы ее конец попал между клапаном и поршнем:
Затем накручиваем на шпильку крепления распредвала гайку, чтобы можно было сделать упор рассухаривателю:
Надавливаем на рычаг до тех пор, пока пружина клапана не сожмется до необходимого предела, чтобы можно было вытащить сухари. Более наглядно это представлено на фото ниже:
И в этот момент необходимо магнитной рукояткой или длинногубцами вытащить сухари:
Затем убираем рассухариватель и снимаем тарелку клапана и пружины:
Теперь нам понадобится съемник колпачков. Надеваем его на сальник, чтобы он плотно его обхватывал. Придавливаем сверху грузиком и с усилием пытаемся его снять с клапана:
В результате сальник должен сняться с клапана, но делать это стоит осторожно, чтобы не поцарапать поверхность:
Теперь берем новые колпачки, предварительно окунаем в моторное масло. Чтобы не поцарапать поверхность клапана во время напрессовки, с ними в комплекте продаются специальные защитные колпачки из пластика. Так вот, сначала нужно надеть защитный колпачок, а затем напрессовывать сальник. Делается это тем же устройством, что и при снятии, только обратной его стороной.
После установки проводим аналогичную работу с остальными клапанами ВАЗ 2106 и устанавливаем все снятые детали в обратной последовательности.
Замена маслосъемных колпачков на ваз 2108 без посторонней помощи
Маслосъемный колпачок ваз
Замена маслосъемных колпачков ваз 2108 производится, не снимая головки блока двигателя. Процедура проста, не требует профессиональных навыков автослесаря, нужен только определенный инструмент (он продается практически в любом магазине запчастей). Наша подробная инструкция поможет вам произвести процедуру самостоятельно и без лишних затрат.
Признаки неисправности
- Главный признак того, что для ваз 2108 замена маслосъёмных колпачков просто необходима, это изменение цвета газа из выхлопной трубы.
- Обычно он полупрозрачный, но вдруг становится голубоватого оттенка либо насыщенно сизого.
- Это происходит при попадании масла в камеры сгорания двигателя.
- При этом сильно возрастает расход масла и важно в такой период вовремя его долить в двигатель. Цена обслуживания возрастает, как и риск выхода двигателя из строя , при недостаточном уровне масла.
- Масло может попадать как через вышедшие из строя колпачки, так и через пришедшие в негодность поршневые кольца.
- Если после замены колпачков, изменения цвета дыма не последовало, тогда пришла пора капитального ремонта.
Требуемый инструмент
Для проведения ремонта своими руками вам понадобится:
- Пруток оловянный диаметром 8 миллиметров
- Стандартный набор ключей и головок
- Цанга для съема колпачков (подойдут плоскогубцы)
- Специальное приспособление разсухаривания клапанов
- Оправка для установки на места новых колпачков
- Пинцет
- Приступаем к работам, заготовив заранее весь необходимый инструмент
- Комплект новых колпачков
Порядок проведения подготовительных работ
Замена колпачков маслосъемных ваз 2108 требует некоторых подготовительных работ:
- На двигателе с карбюратором снимаем воздушный фильтр, затем топливный насос и распределитель зажигания, потом корпус привода для вспомогательных устройств
- Далее снимаем шестерню привода распредвала
- Снимаем крышку с головки двигателя
- Если двигатель у вас инжекторный, то на нем нет ни распределителя зажигания, ни ручного бензонасоса
- Вместо них стоит задняя крышка на головке блока цилиндров
- Снимаем эту крышку, открутив две гайки и болт, крепящие ее
- Теперь ничто не мешает нам снять корпуса подшипников распредвала
- Первый корпус закреплен четырьмя гайками, а второй шестью. Откручиваем их крепления и достаем корпуса
- Сняв корпуса, вынимаем распределительный вал из головки.
- Снимаем шпонку на конце вала, чтоб не потерять
Ваз 2108 замена маслосъемных колпачков
- Устанавливаем нужный поршень, на котором будем производить замену колпачков, в ВМТ его движения.
- Выкручиваем из данного цилиндра свечу зажигания, и вставляем в отверстие от свечи наш оловянный пруток ( диаметром 8 миллиметров). Пруток служит нам для предотвращения выпадения клапана в цилиндр после разсухаривания его.
- Приспособлением, предназначенным для разсухаривания клапанов, сдавливаем пружину клапана.
Вставляем пруток в отверстие под свечу, сдавливаем пружину клапана при помощи специального приспособления
- Теперь, когда мы сжали пружину, используя пинцет, достаем сухари, затем убираем приспособление.
- Вынимаем пружины наружную и внутреннюю вместе с чашкой
Пинцетом достаем сухари, затем пружины с чашкой
- Пора снять сам колпачок
- Чтобы снять его с ножки клапана, придется спрессовывать его
- Используем для этого цангу, которую устанавливаем на ножку того же клапана и ударом бойка, сбиваем колпачок.
Устанавливаем цангу для съема колпачков на ножку клапана и сбиваем колпачок ударом бойка
- Если такого приспособления нет в наличие, тогда колпачки извлекаем при помощи плоскогубцев подходящего размера, колпачки при этом приходят в негодность и требуют однозначной замены, так же не годятся в запасные
Примечание: Работая плоскогубцами, действуйте осторожно, направляйте усилие при его снятии строго вверх, иначе ножку клапана можно повредить.
Снимаем колпачок плоскогубцами подходящего размера
Вот так собственно и происходит процесс снятия колпачков. Остальные снимаются аналогичным образом. Не забывайте только прокручивать коленвал, когда переходите к следующему поршню. Устанавливайте следующий поршень в положение его ВМТ и вставляйте пруток.
Установка колпачков
- Новые колпачки ставим на ножки клапанов с помощью подходящей оправки.
- Внутрь оправки вставляем сам колпачок, с которого предварительно снимаем пружинку, чтобы избежать повреждения резинки в момент, прохождения колпачка через проточки для сухарей на ножках клапанов.
- Обязательно смазываем либо колпачок, либо шток клапана, чистым моторным маслом.
- Вставив колпачок в подходящую оправку, осторожно вставляем его внижнюю тарелку до упора и только потом, устанавливаем на него пружинку,если снимали.
Вставили колпачок в оправку и теперь оправкой вставляем его в нижнюю тарелку до упора
- Теперь, собираем клапана в обратном порядке — надеваем пружины, потом чашку, вновь сжимаем пружины специальным приспособлением и вставляем сухари на прежнее место.
Примечание: Устанавливая сухари на место, будьте внимательны. Сухари должны попасть в проточки на концах штоков клапанов.
- Установив сухари, нанесите удар через наставку, по стержню каждого клапана, чтобы они плотнее встали на свое место.
- Дальше повторяем процедуру для всех колпачков.
- Устанавливаем распредвал на место.
- Расположить его необходимо, чтоб кулачки клапанов первого цилиндра направлены были в сторону от толкателей клапанов
- Располагаем распредвал так, чтобы кулачки клапанов первого цилиндра направлялись от толкателей клапанов.
- Установив вал, смазываем его чистым маслом, которое мы используем в двигателе.
- В точках крайних опор распредвала наносим герметик
- Устанавливаем корпуса подшипников вала.
- Надеваем шайбы на шпильки и закручиваем гайки, крепящие их, в таком порядке: затягиваем гайки вплоть до соприкосновения с корпусами подшипников коленвала поверхности головки блока, обязательно убедитесь, что направляющие втулки попали в отверстия в корпусах подшипников.
- Только после этого окончательно затягиваем гайки.
Убеждаемся, что направляющие втулки попадают в отверстия в корпусах
- Затяжку гаек, крепящих корпуса подшипников выполняем последовательно, согласно схеме на фото, приведенном ниже
Схема затяжки гаек, крепящих корпуса подшипников
Обязательно проверяем зазоры клапанов и регулируем их, если это необходимо. На этом замена маслосъёмных колпачков на ваз 2108 завершена,поздравляю! Далее возвращаем все снятые детали, провода и соедините шланги и в обратном порядке.
Рекомендуем обязательно посмотреть видео по данному вопросу.
Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109.
Кто бы что не говорил, но «девятка» — хороший и удобный в эксплуатации автомобиль, ведь абсолютно все ремонтные работы доступны к выполнению своими руками, в том числе и замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109. А как ее провести и что вам для этого понадобится, узнаете из данной статьи.
Инструмент для замены маслосъемных колпачков.
Итак, прежде, чем подходить к машине, заготовьте все необходимое:
- съемник колпачков – если такого нет, можно обойтись без него;
- рассухариватель клапанов;
- длинногубцы или пинцет;
- новые маслосъемные колпачки в нужном количестве (равном количеству клапанов в двигателе), можно с небольшим запасом;
- магнитная указка;
- прокладка клапанной крышки;
- оловянный пруток;
- плоская отвертка.
Когда все это будет у вас на руках, можете переходить непосредственно к ремонтным работам.
Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 своими руками: пошаговая инструкция.
- Обесточьте автомобиль, отсоединив клеммы АКБ.
- Демонтируйте корпус воздушного фильтра, топливный насос и распределитель зажигания – как это сделать, читайте в соответствующих статьях.
- Демонтируйте крышку ГБЦ, для чего сначала снимите идущие к ней хомуты и шланги, затем, открутив кронштейн крепления, отведите в сторону трос привода заслонки акселератора и, наконец, выкрутите 2 болта крепления крышки.
- Поочередно откручивая нужные гайки, снимите крышку ремня привода распредвала, а после и саму зубчатую шестерню. Шпонку с вала во избежание ее потери тоже рекомендуется снять.
- Демонтируйте с головки блока цилиндров распределительный вал, а со снятого распредвала – сальник.
- Поочередно выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами и сложите их в этой же последовательности – это убережет вас от ошибок при сборке.
- Поверните коленвал таким образом, чтобы поршень первого цилиндра стал в положение ВМТ.
- Установите рейку для рассухаривателя, прикрутив ее гайками к крайним шпилькам крепления распределительного вала. Затем установите сам рассухариватель так, чтобы им можно было утопить первый клапан.
- Выкрутите свечу, а в отверстие для нее между поршнем и клапаном вставьте оловянный пруток – он не позволит клапану провалиться вниз.
- Сжимая пружины клапана рассухаривателем, с помощью магнитной указки или пинцета вытащите сухари клапана.
- Аккуратно отпустите рычаг и выньте тарелку и 2 пружины клапана.
- При помощи съемника колпачков или пассатижей вытащите маслосъемный колпачок (сальник). Как осуществить данный этап работ с тем или другим инструментом, лучше посмотреть на практике более опытных автовладельцев или видео в сети, иначе рискуете наделать кучу ошибок!
- С нового колпачка снимите пружину (устанавливать их раздельно будет удобнее) и напрессуйте его на клапан до упора обратной стороной съемника, не забыв предварительно окунуть в свежее масло. Здесь опять же будьте максимально аккуратны, чтобы не повредить поверхность головки или сам клапан.
- Далее оденьте на установленный элемент снятую пружину.
- Аналогичным образом поступите со всеми остальными клапанами.
- Верните на свои места пружины, тарелки и сухари. Выньте оловянный пруток.
- Затем с помощью металлического стержня и молотка помогите сухарям сесть на свое место.
- Обработайте моторным маслом опоры распредвала и регуляторные шайбы толкателей. Установите распределительный вал: кулачки первого цилиндра должны смотреть в сторону, противоположную толкателям клапанов.
- Кулачки и шейки распредвала также смажьте моторным маслом. В области крайних опор распределительного вала осуществите герметизацию ГБЦ.
- Для завершения замены маслосъемных колпачков ВАЗ 2109 проведите сборку всех оставшихся элементов в последовательности, обратной снятию.
Видео.
Источник