Клапан для сброса конденсата из ресивера камаз

Кран слива конденсата: защита пневмосистемы от влаги и масла

В пневматической системе автомобиля или трактора всегда скапливается некоторое количество влаги (конденсата) и масла — эти примеси удаляются из ресиверов через краны (клапаны) слива конденсата. Все об этих кранах, их типах и конструкции, а также об их правильном подборе и замене — читайте в статье.

Что такое кран слива конденсата?

Кран слива конденсата (клапан слива конденсата, кран сливной, кран спускной) — компонент тормозной системы транспортных средств с пневматическим приводом; клапан или кран с ручным управлением, предназначенный для принудительного слива конденсата и стравливания воздуха из ресиверов.

В процессе работы пневматической системы в ее компонентах — ресиверах (воздушных баллонах) и трубопроводах — скапливается конденсат и масляные капли, поступающие от компрессора. Влага конденсируется в системе вследствие сжатия с нагревом и последующего охлаждения воздуха, а масло проникает из системы смазки компрессора Присутствие воды в системе приводит к интенсивной коррозии ее элементов, а в зимнее время может нарушать нормальное функционирование кранов, клапанов и различных приборов. Поэтому в ресиверах предусмотрены специальные сервисные устройства — клапаны или краны для слива конденсата (воды) и масла.

С помощью кранов слива конденсата решается несколько основных задач:

  • Принудительный слив конденсата из воздушных баллонов при ежедневном техническом обслуживании или по мере необходимости;
  • Удаление скопившегося в ресиверах масла;
  • Принудительное стравливание воздуха из ресиверов для снижения давления в системе (например, для проведения ремонта и обслуживания), для проверки работы компрессора и прочего оборудования, и в других целях.

Кран слива конденсата обеспечивает нормальную работу тормозных систем с пневматическим приводом, поэтому поломка данной детали должна как можно скорее устраняться. Но прежде, чем приобретать и ставить новый кран, следует разобраться в существующих типах этих устройств, их конструкции и особенностях применения.

Типы и конструкция кранов слива конденсата

Для слива конденсата используются устройства двух типов, отличающиеся принципом работы и конструкцией:

  • Клапаны;
  • Краны с различным типом запорного элемента.

Клапаны — это наиболее простые устройства, которые могут быть только в положении «Закрыто» и «Открыто». Сегодня используются клапаны нажимного типа с приводом двух типов:

  • С прямым приводом штока (с наклоняемым штоком);
  • С рычажным приводом штока (с нажимным штоком).

Клапаны слива конденсата первого типа в общем случае имеют несложную конструкцию. Основу устройства составляет корпус в виде пробки, на его наружной поверхности нарезана резьба и предусмотрен стандартный шестигранник под ключ. Внутри корпуса располагается клапан — эластичная круглая пластина, установленная на штоке (толкателе), толкатель пропущен через отверстие в передней стенке корпусе, а клапанная пластина прижата к стенке витой конической пружиной (для ее упора предусмотрено металлическое кольцо или пластина). На наружном конце штока высверлено поперечное отверстие под установку кольца для использования клапана в составе системы дистанционного слива конденсата. Корпус клапана обычно изготавливается из латуни или бронзы, однако сегодня существуют и пластиковые изделия. Шток обычно стальной, что обеспечивает высокую прочность изделия.

Клапаны с рычажным механизмом отличаются лишь наличием короткого металлического рычага, который обеспечивает нажатие штока. Такая конструкция более удобна при высоких давлениях, также она обеспечивает более уверенное открытие и закрытие клапана. Устройства с рычажным приводом чаще всего применяются на зарубежных грузовых автомобилях высокой грузоподъемности.

Работает клапан слива конденсата следующим образом: под действием давления внутри ресивера и усилия пружины клапан закрыт, обеспечивая герметичность системы; для слива конденсата или стравливания воздуха необходимо сдвинуть шток вбок (но не нажимать на него) — клапан приподнимется и через образовавшееся отверстие будет спущен воздух, который увлекает за собой конденсат и масло. Для удобства сдвига штока отверстие в переднем торце клапана подвергается зенковке. Для систем дистанционного слива конденсата на штоке устанавливается стальное кольцо, которое соединяется с тросиком управления — данный трос пропущен по кузову или раме транспортного средства, его второй конец соединен с рукояткой в кабине. При нажатии на эту рукоятку (или ее сдвиге) тросик тянет шток клапана, чем обеспечивается слив конденсата. Такая система используется на многих отечественных автобусах и грузовых автомобилях с большим количеством ресиверов.

Краны слива конденсата (или, как их иногда называют — спускные краны) — устройства более сложные, сегодня они используются довольно редко (их чаще можно встретить на старых отечественных грузовиках). Конструктивно это шаровой или конусный кран, запорный элемент которого соединен с поворотной рукояткой. Основу крана составляет корпус, внутри которого на своих седлах устанавливается шар или конус с отверстием, а на наружной поверхности выполнена резьба и шестигранник под ключ (не во всех устройствах). Запорный элемент крана жестко соединен со штоком рукоятки, который выходит из корпуса через уплотнитель. Краны тоже чаще всего изготавливаются из латуни и бронзы, запорные элементы могут быть стальными. Работает кран следующим образом: в закрытом положении запорный элемент повернут таким образом, что отверстие в нем отвернуто и канал корпуса крана перекрыт; при повороте рукоятки запорный элемент тоже поворачивается, и через отверстие в нем выходит воздух с конденсатом и маслом.

Большинство клапанов и кранов имеют резьбу М22х1,5, устройство монтируется в бобышку с внутренней резьбой, приваренную в самой нижней точке воздушного баллона — на его нижней поверхности (со сдвигом к одному из торцов для удобства обслуживания — эта сторона ресивера направлена к внешней стороне рамы автомобиля) или в нижней точке одной из торцевых стенок. Клапаны, как правило, устанавливаются в бобышку на нижней поверхности, а спускные краны могут располагаться на торцевых стенках — в этом случае они имеют изгиб для направления потока воздуха с конденсатом вертикально вниз. Клапанами и кранами оснащается большинство или все ресиверы пневматической системой транспортного средства, трактора или иной техники.

Вопросы выбора и замены крана слива конденсата

Со временем детали клапана и крана — запорный элемент и его седло, пружины и т.д. — изнашиваются и деформируется, что приводит к возникновению утечек воздуха или к нарушению нормальной работы крана. Такая деталь может стать причиной неэффективной работы пневмосистемы, поэтому она подлежит замене.

Подбор нового крана слива конденсата прост — все (или, по крайней мере, большинство используемых на популярных моделях грузовиков) представленные сегодня на рынке детали стандартизированы, поэтому для автомобиля можно брать практически любой из них. При этом желательно на те ресиверы, где изначально стоял клапан, ставить такой же клапан, а на ресиверы с краном — кран. Для транспортных средств с системой дистанционного слива конденсата нужен клапан со стальным кольцом в штоке, который соединяется с приводным тросом. Новая деталь должна иметь ту же резьбу и рабочее давление, в противном случае кран не встанет на место или будет работать неправильно.

Замена детали должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Обычно работа сводится к выкручиванию крана с помощью ключа и установки на его место новой детали, перед началом работ необходимо стравить давление из системы, а установка нового крана должна выполняться через соответствующее уплотнительное кольцо.

Эксплуатация крана/клапана слива конденсата проста. Если речь идет о клапане, то для слива конденсата необходимо сдвинуть шток вбок (либо нажать на рычажок клапана с рычажным приводом) и дождаться поступления сухого и чистого воздуха, после отпуска штока клапан за счет усилия пружины и давления воздуха закроется. Если на ресивере стоит кран, то необходимо повернуть его рукоятку в положение «Открыто», а после удаления влаги повернуть рукоятку в положение «Закрыто». Такое обслуживание необходимо проводить ежедневно или по мере необходимости.

Читайте также:  Гидрокомпенсаторы ваз 2112 16 клапанов признаки неисправности

При правильном выборе и замене крана слива конденсата пневматическая система автомобиля, трактора или иной техники будет защищена от влаги и масла в процессе всего срока эксплуатации.

Источник

Проверка наличия конденсата в ресиверах

Для поддержания требуемого давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора, а также охлаждения и выделения конденсата, в тормозной системе автомобиля применяется адсорбентный осушитель воздуха, выполненный совместно с регулятором давления (см. рис. Осушитель воздуха с регулятором давления).
Наличие конденсата в ресиверах контролировать ежедневно в одном из ресиверов в конце рабочей смены. Краны слива конденсата открывать отводом в сторону толкателя (см. рис. Толкатель).

Внимание!
Нельзя тянуть шток вниз и нажимать его вверх.

Осушитель воздуха с регулятором давления
1 – колпачок; 2 — регулятор давления; 3 — осушитель воздуха; 4 – предохранительный клапан накачки шин (срабатывает при давлении (12,5+2,0) кгс/см 2 )

При появлении конденсата в ресиверах:

  • проверить работоспособность регулятора давления (включение/ выключение). Давление сжатого воздуха в пневмоприводе должно быть номинальным (от 6,5 до 8,0 кгс/ см 2 );
  • при отсутствии отклонений в регуляторе давления заменить фильтрующий элемент.

Рекомендуется при обслуживании использовать фильтроэлементы, изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ПАО «КАМАЗ» на поставку.

Если неисправность не удалось устранить самостоятельно, обратиться в сервисный центр.
Техническое обслуживание осушителя заключается в периодической замене фильтрующего элемента по мере загрязнения (примерно раз в год). При повышенном выбросе масла компрессором, приводящем к загрязнению маслом фильтрующего элемента и значительному сокращению срока его работы, отремонтировать компрессор.

Источник

Клапан для сброса конденсата из ресивера камаз

Компрессор Камаз (рис.1) поршневого типа, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Компрессор закреплен на переднем торце картера маховика двигателя.

Рис.1. Компрессор Камаз

1 — шатун; 2 — палец поршня; 3 -маслосъемное кольцо; 4 — компрессионное кольцо; 5 -корпус цилиндра компрессора; 6 — проставка цилиндра; 7 — головка цилиндра; 8 — стяжной болт; 9 — гайка; 10 -прокладки; 11 — поршень; 12, 13 — уплотнительные кольца; 14 — подшипники скольжения; 15 — задняя крышка картера; 16 — коленчатый вал; 17 — картер; 18 -зубчатое колесо привода; 19 — гайка крепления зубчатого колеса; I — ввод; II — вывод в пневмосистему

Поршень воздушного компрессора Камаз алюминиевый, с плавающим пальцем. От осевого перемещения палец в бобышках поршня фиксируется упорными кольцами.

Воздух из коллектора двигателя поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый поршнем воздух вытесняется в пневмосистему Камаз через расположенный в головке цилиндра пластинчатый нагнетательный клапан.

Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Масло к трущимся поверхностям компрессора подается из масляной магистрали двигателя: к заднему торцу коленчатого вала компрессора и по каналам коленчатого вала к шатуну. Поршневой палец и стенки цилиндра смазываются разбрызгиванием.

При достижении в пневмосистеме давления 800-20 кПа (8,0-0,2кгс/см2) регулятор давления Камаз сообщает нагнетательную магистраль с окружающей средой, прекращая подачу воздуха в пневмосистему.

Когда давление воздуха в пневмосистеме снизится до 650+50кПа (6,5+0,5 кгс/см2), регулятор перекрывает выход воздуха в окружающую среду и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневмосистему.

Влагоотделитель предназначен для выделения конденсата из сжатого воздуха и его автоматического удаления из питающей части привода. Устройство влагоотделителя показано на рис.2.

Рис.2. Влагоотделитель тозмозной системы Камаз

1 — радиатор с ребристыми трубками; 2 — корпус; 3 — винт пустотелый; 4 — аппарат направляющий; 5 — фильтр; 6 — мембрана; 7 — крышка; 8 — клапан слива конденсата; I — к регулятору давления; II — от компрессора; III — в атмосферу

Сжатый воздух от воздушного компрессора Камаз через подвод II подается в оребренную алюминиевую трубкуохладитель (радиатор) 1, где постоянно охлаждается потоком встречного воздуха.

Затем воздух проходит по центробежным направляющим дискам направляющего аппарата 4 через отверстие пустотелого винта 3 в корпусе 2 к выводу I и далее в пневматический тормозной привод.

Выделявшаяся за счет термодинамического эффекта влага, стекая через фильтр 5, скапливается в нижней крышке 7. При срабатывании регулятора Камаз давление во влагоотделитель падает, при этом мембрана 6 перемещается вверх.

Клапан 8 слива конденсата открывается, скопившаяся смесь воды и масла через вывод III удаляется в атмосферу. Направление потока сжатого воздуха показано стрелками на корпусе 2.

Рис.3. Регулятор давления Камаз

1 — клапан разгрузочный; 2 -фильтр; 3 — пробка канала отбора воздуха; 4 — клапан выпускной; 5 — пружина уравновешивающая; 6 — винт регулировочный; 7 — чехол защитный; 8 — поршень следящий; 9, 10, 12 — каналы; 11 — клапан обратный; 13 — клапан впускной; 14 — поршень разгрузочный; 15 — седло разгрузочного клапана; 16 — клапан для накачки шин; 17 -колпачок; I, III — выводы атмосферные; II — в пневмосистему; IV — от компрессора; С — полость под следящим поршнем; D — полость под разгрузочным поршнем

Регулятор давления Камаз предназначен:

— для регулирования давления сжатого воздуха в пневмосистеме;

— предохранения пневмосистемы от перегрузки избыточным давлением;

— очистки сжатого воздуха от влаги и масла;

Сжатый воздух от компрессора Камаз через вывод IV регулятора, фильтр 2, канал 12 подается в кольцевой канал. Через обратный клапан 11 сжатый воздух поступает к выводу II и далее в ресиверы пневмосистемы автомобиля.

Одновременно по каналу 9 сжатый воздух проходит под поршень 8, который нагружен уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4, соединяющий полость над разгрузочным поршнем 14 с атмосферой через вывод I, открыт, а впускной клапан 13 под действием пружины закрыт.

Под действием пружины закрыт также и разгрузочный клапан 1. При таком состоянии регулятора давления Камаз система наполняется сжатым воздухом от компрессора.

При давлении в полости под поршнем 8, равном 686,5. 735,5 кПa (7 . 7,5 кгс/ см2), поршень, преодолев усилие уравновешивающей пружины 5, поднимается вверх, клапан 4 закрывается, впускной клапан 13 открывается.

Под действием сжатого воздуха разгрузочный поршень 14 перемещается вниз, разгрузочный клапан 1 открывается, и сжатый воздух из компрессора через вывод III выходит в атмосферу вместе со скопившимся в полости конденсатом.

При этом давление в кольцевом канале падает и обратный клапан 11 закрывается. Таким образом, компрессор Камаз работает в разгруженном режиме без противодавления.

Когда давление в выводе II понизится до 608. 637,5 кПa (6,2. 6,5 кгс/см2), поршень 8 под действием пружины 5 перемещается вниз, клапан 13
закрывается, а выпускной клапан 4 открывается.

При этом разгрузочный поршень 14 под действием пружины поднимается вверх, клапан 1 под действием пружины закрывается, и компрессор Камаз нагнетает сжатый воздух в пневмосистему.

Разгрузочный клапан 1 служит также предохранительным клапаном. Если регулятор не срабатывает при давлении 686,5. 735,5 кПa (7. 7,5 кгс/см2), то клапан 1 открывается, преодолев сопротивление своей пружины и пружины поршня 14.

Клапан 1 открывается при давлении 980,7. 1274,9 кПa (10. 13 кгс/см2). Давление открытия регулируют изменением количества прокладок, установленных под пружиной клапана.

Рис.4. Предохранитель от замерзания

1 — пружина; 2 -корпус нижний; 3 — фитиль; 4, 9, 12 — кольца уплотнительные: 5 — сопло; 6 — пробка с уплотнительным кольцом; 7 — корпус верхний; 8 — ограничитель тяги; 10 — тяга; 11 — обойма; 13 — кольцо упорное; 14 — пробка; 15 — шайба уплотнительная

Для присоединения специальных устройств регулятор давления Камаз имеет вывод, который соединен с выводом IV через фильтр 2. Этот вывод закрыт резьбовой пробкой 3. Кроме того, предусмотрен клапан отбора воздуха для накачки шин, который закрыт колпачком 17.

При навинчивании штуцера шланга для накачки шин клапан утапливается, открывая доступ сжатому воздуху в шланг и преграждая проход сжатого воздуха в тормозную систему.

Читайте также:  Ер6 гнет ли клапана

Перед накачиванием шин давление в ресиверах Камаз следует понизить до давления, соответствующего давлению включения регулятора, так как во время холостого хода нельзя произвести отбор воздуха.

Предохранитель от замерзания предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах пневматического тормозного привода Камаз.

Он установлен на правом лонжероне автомобиля за регулятором давления в вертикальном положении и крепится двумя болтами. Устройство предохранителя показано на рис.4.

Нижний корпус 2 предохранителя четырьмя болтами соединен с верхним корпусом 7. Оба корпуса изготовлены из алюминиевого сплава. Для герметизации стыка между корпусами проложено уплотнительное кольцо 4.

В верхнем корпусе 7 смонтировано выключающее устройство, состоящее из тяги 10 с запрессованной в нее рукояткой, ограничителя 8 тяги и пробки 6 с уплотнительным кольцом.

Тяга 10 в верхнем корпусе 7 уплотняется резиновым кольцом 9. В верхнем корпусе 7 находится также обойма 11 с уплотнительным кольцом 12, удерживаемая упорным кольцом 13.

Между дном нижнего корпуса 2 и пробкой 6 установлен фитиль 3, растягиваемый пружиной 1. Фитиль закреплен на пружине 1 при помощи конца тяги 10 и пробки 14.

В заливном отверстии верхнего корпуса 7 установлена пробка с указателем уровня спирта. Сливное отверстие нижнего корпуса 2 заглушено пробкой 14 с уплотнительной шайбой 15.

В верхнем корпусе 7 установлено также сопло 5 для выравнивания давления воздуха в нижнем корпусе при выключенном положении. Вместимость резервуара предохранителя 200 cm3.

Рис.5. Клапан Камаз защитный четырехконтурный

1 -колпачок защитный; 2 — тарелка пружины; 3, 8, 10 -пружины; 4 — направляющая пружины; 5 — мембрана; 6 -толкатель; 7, 9 — клапаны; 11, 12 — винты; 13 — пробка транспортная; 14 — корпус; 15 — крышка

Когда рукоятка тяги 10 находится в верхнем положении, воздух, нагнетаемый компрессором Камаз, проходит мимо фитиля 3 и уносит с собой спирт, который отбирает из воздуха влагу и превращает ее в незамерзающий конденсат.

При температуре окружающего воздуха выше 5°С предохранитель следует выключить. Для этого тяга 10 опускается в крайнее нижнее положение, поворачивается и фиксируется при помощи ограничителя 8 тяги.

Пробка 6, сжимая расположенную внутри фитиля 3 пружину 1, входит в обойму 11 и отделяет нижний корпус 2, содержащий спирт, от пневмопривода, вследствие чего испарение спирта прекращается.

Четырехконтурный защитный клапан Камаз (см. рис.5) предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на два основных и один дополнительный контуры:

— для автоматического отключения одного из контуров при нарушении его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных контурах;

— для сохранения сжатого воздуха во всех контурах при нарушении герметичности питающей магистрали;

— для питания дополнительного контура от двух основных контуров (до тех пор, пока давление в них не снизится до заданного уровня).

Четырехконтурный защитный клапан Камаз прикреплен к лонжерону рамы.

Сжатый воздух, поступающий в четырехконтурный защитный клапан Камаз из питающей магистрали, при достижении заданного давления открытия, устанавливаемого усилием пружин 3, открывает клапаны 7, воздействуя на мембрану 5, поднимает ее, и поступает через выводы в два основных контура.

После открытия обратных клапанов Камаз сжатый воздух поступает к клапанам 7, открывает их и через вывод проходит в дополнительный контур.

При нарушении герметичности одного из основных контуров давление в этом контуре, а также на входе в клапан падает до заданной величины. Вследствие этого клапан исправного контура и обратный клапан дополнительного контура Камаз закрываются, предотвращая уменьшение давления в этих контурах.

Таким образом, в исправных контурах будет поддерживаться давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура, излишнее количество сжатого воздуха при этом будет выходить через неисправный контур.

При отказе в работе дополнительного контура давление падает в двух основных контурах и на входе в клапан. Это происходит до тех пор, пока не закроется клапан 6 дополнительного контура.

При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в защитный клапан 6 в основных контурах будет поддерживаться давление на уровне давления открытия клапана дополнительного контура.

Ресиверы Камаз предназначены для накопления сжатого воздуха, производимого компрессором, и для питания им приборов пневматического тормозного привода, а также для питания других пневматических узлов и систем автомобиля.

На автомобиле Камаз установлено шесть ресиверов вместимостью по 20 л, причем четыре из них соединены между собой попарно, образуя два резервуара вместимостью по 40 л.

Ресиверы Камаз закреплены хомутами на кронштейнах рамы. Три ресивера Камаз объединены в блок и установлены на едином кронштейне.

Рис.6. Кран слива конденсата Камаз

1 — шток; 2 — пружина; 3 — корпус; 4 — кольцо опорное; 5 — шайба; 6 -клапан

Кран слива конденсата Камаз (рис.6) предназначен для принудительного слива конденсата из ресивера пневматического тормозного привода, а также для выпуска из него сжатого воздуха при необходимости.

Кран слива конденсата Камаз ввернут в резьбовую бобышку на нижней части корпуса ресивера. Соединение между краном и бобышкой ресивера уплотнено прокладкой.

Двухсекционный тормозной кран Камаз (см. рис.7) служит для управления исполнительными механизмами двухконтурного привода рабочей тормозной системы автомобиля.

Рис.7. Кран тормозной Камаз с приводом от педали

1 — педаль; 2 — регулировочный болт; 3 — защитный чехол; 4 — ось ролика; 5 — ролик; 6 — толкатель; 7 — опорная плита; 8 -гайка; 9 — тарелка; 10, 16, 19, 27 — уплотнительные кольца; 11 — шпилька; 12 — пружина следящего поршня; 13, 24 -пружины клапанов; 14, 20 — тарелки пружин клапанов; 15 — малый поршень; 17 — клапан нижней секции; 18 -толкатель малого поршня; 21 — атмосферный клапан; 22 -упорное кольцо; 23 — корпус атмосферного клапана; 25-нижний корпус; 26 — пружина малого поршня; 28 -большой поршень; 29 — клапан верхней секции; 30 -следящий поршень; 31 — упругий элемент; 32 — верхний корпус; А — отверстие; В — полость над большим поршнем; I, II — ввод от ресивера; III, IV — вывод к тормозным камерам соответственно задних и передних колес

Управление тормозным краном Камаз осуществляется педалью, непосредственно связанной с тормозным краном.

Тормозной кран Камаз имеет две независимые секции, расположенные последовательно. Вводы I и II крана соединены с ресиверами Камаз двух раздельных контуров привода рабочей тормозной системы. От выводов III и IV сжатый воздух поступает к тормозным камерам.

При нажатии на тормозную педаль силовое воздействие передается через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31 на следящий поршень 30.

Перемещаясь вниз, следящий поршень 30 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 29 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 29 от седла в верхнем корпусе 32, открывая проход сжатому воздуху через ввод II и вывод III и далее к исполнительным механизмам одного из контуров.

Давление на выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на педаль 1 не уравновесится усилием, создаваемым этим давлением на поршень 30. Так осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного кран Камаз.

Одновременно с повышением давления на выводе III сжатый воздух через отверстие А попадает в полость В над большим поршнем 28 нижней секции тормозного крана.

Перемещаясь вниз, большой поршень 28 закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе.

Сжатый воздух через ввод I поступает к выводу IV и далее в исполнительные механизмы первого контура рабочей тормозной системы Камаз.

Одновременно с повышением давления на выводе IV возрастает давление под поршнями 15 и 28, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 28 сверху.

Вследствие этого на выводе IV также устанавливается давление, соответ­ствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана.

При отказе в работе верхней секции тормозного крана Камаз нижняя секция будет управляться механически через шпильку 11 и толкатель 18 малого поршня 15, полностью сохраняя работоспособность.

Читайте также:  Дышащий клапан для автоклава своими руками

При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к педали 1, давлением воздуха на малый поршень 15. При отказе в работе нижней секции тормозного крана Камаз верхняя секция работает как обычно.

Кран управления стояночным тормозом Камаз предназначен для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем.

Кран закреплен двумя болтами на нише двигателя внутри кабины справа от сиденья водителя. Выходящий из крана при торможении воздух подается наружу по трубопроводу, соединенному с атмосферным выводом крана.

Рис.8. Кран управления стояночной тормозной системой Камаз

1, 10 — кольца упорные; 2 — пружина клапана; 3 — корпус; 4, 24 — кольца уплотнительные; 5 — пружина уравновешивающая; 6 — пружина штока; 7 — тарелка уравновешивающей пружины; 8 — направляющая штока; 9 — кольцо фигурное; 11 — штифт; 12 — пружина колпачка; 13 — крышка; 14 — рукоятка крана; 15- колпачок направляющий; 16 — шток; 17 — ось ролика; 18 — фиксатор; 19 — ролик; 20 -стопор; 21 — седло выпускное клапана на штоке; 22 — клапан; 23 — поршень следящий; I — от ресивера; II — в атмосферу; III — в управляющую магистраль ускорительного клапана

Устройство крана управления стояночной тормозной системой Камаз показано на рис.8. При движении автомобиля рукоятка 14 крана находится в крайнем положении, и сжатый воздух от ресивера привода стояночной и запасной тормозных систем подводится к выводу I.

Под действием пружины 6 шток 16 находится в крайнем нижнем положении, а клапан 22 под действием пружины 2 прижат к выпускному седлу 21 штока 16.

Сжатый воздух через отверстия в поршне 23 поступает в полость А, а оттуда через впускное седло клапана 22, которое выполнено на дне поршня 23, попадает в полость В, затем по вертикальному каналу в корпусе 3 воздух проходит к выводу III и далее к пружинным энергоаккумуляторам привода.

При повороте рукоятки 14 поворачивается вместе с крышкой 13 направляющий колпачок 15. Скользя по винтовым поверхностям кольца 9, колпачок 15 поднимается вверх, увлекая за собой шток 16.

Седло 21 отрывается от клапана 22, и клапан под действием пружины 2 поднимается до упора в седло поршня 23.

Вследствие этого прекращается прохождение сжатого воздуха от вывода I к выводу III. Через открытое выпускное седло 21 на штоке 16 сжатый воздух через центральное отверстие клапана 22 выходит из вывода III в атмосферный вывод II до тех пор, пока давление воздуха в полости А под поршнем 23 не преодолеет силы уравновешивающей пружины 5 и давление воздуха над поршнем в полости В.

Преодолевая силу пружины 5, поршень 23 вместе с клапаном 22 поднимается вверх до соприкосновения клапана с выпускным седлом 21 штока 16, после чего выпуск воздуха прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие.

Стопор 20 крана имеет профиль, обеспечивающий автоматический возврат рукоятки в нижнее положение при ее отпускании. Только в крайнем верхнем положении фиксатор 18 рукоятки 14 входит в специальный вырез стопора 20 и фиксирует рукоятку.

При этом воздух из вывода III полностью выходит в атмосферный вывод II, так как поршень 23 упирается в тарелку 7 пружины 5 и клапан 22 не доходит до выпускного седла 21 штока.

Для оттормаживания пружинных энергоаккумуляторов рукоятку вытянуть в радиальном направлении, при этом фиксатор 18 выходит из паза стопора, и рукоятка 14 свободно возвращается в нижнее положение.

Пневматический кран Камаз с кнопочным управлением предназначен для подачи и отключения сжатого воздуха. На автомобиле Камаз установлено два таких крана.

Один управляет системой аварийного оттормаживания пружинных энергоаккумуляторов, второй — пневмоцилиндрами вспомогательной тормозной системы.

Рис.9. Пневматический кран Камаз

1, 11, 12 -кольца упорные; 2 -корпус; 3 — фильтр; 4-тарелка пружины штока; 5, 10, 14 — кольца уплотнительные; 6 -втулка; 7 — чехол защитный; 8 — кнопка; 9 -толкатель; 13 — пружина толкателя; 15 — клапан:16 — пружина клапана;17 — направляющая клапана; I — от питающей магистрали; II — в атмосферу; III — в управляющую магистраль

Устройство пневматического крана Камаз показано на рис.9. В атмосферном выводе II пневматического крана установлен фильтр 3, предотвращающий проникновение в кран грязи и пыли.

Сжатый воздух в пневматический кран Камаз поступает через вывод I. При нажатии на кнопку 8 толкатель 9 перемещается вниз и своим выпускным седлом давит на клапан 15, разобщая вывод III с атмосферным выводом II.

Затем толкатель 9 отжимает клапан 15 от впускного седла корпуса, открывая тем самым проход сжатому воздуху от вывода I к выводу III и далее в магистраль к пневматическому исполнительному механизму.

При отпускании кнопки 8 толкатель 9 под действием пружины 13 возвращается в верхнее положение. При этом клапан 15 закрывает отверстие в корпусе 2, прекращая дальнейшее поступление сжатого воздуха в вывод III, а седло толкателя 9 отрывается от клапана 15, сообщая тем самым вывод III с атмосферным выводом II.

Сжатый воздух из вывода III через отверстие А в толкателе 9 и вывод II выходит в атмосферу.

Клапан ограничения давления Камаз предназначен для уменьшения давления в тормозных камерах передней оси автомобиля при торможениях с малой интенсивностью (с целью улучшения обеспечения управляемости автомобиля на скользких дорогах), а также для быстрого выпуска воздуха из тормозных камер при оттормаживании. Устройство клапана показано на рис.10.

Рис.10. Клапан ограничения давления Камаз

1 — пружина уравновешивающая; 2 — поршень большой; 3 — поршень малый; 4 — клапан впускной; 5 — стержень клапанов; 6 -клапан выпускной; 7 — клапан атмосферный; 8 — корпус; 9 — тарелка пружины впускного клапана; 10 — пружина; 11, 12, 15, 18 — кольца уплотнительные; 13 — кольцо упорное; 14 — шайба; 16 — крышка; 17 — прокладка регулировочная; I — к тормозным камерам передних колес; II — от тормозного крана; III — в атмосферу

Атмосферный вывод III в нижней части корпуса 8 закрыт резиновым клапаном 7, предохраняющим прибор от попадания в него пыли и грязи и прикрепленным к корпусу заклепкой.

При торможении сжатый воздух, поступающий из тормозного крана Камаз к выводу II, воздействует на малый поршень 3 и перемещает его вниз вместе с клапанами 4 и 6. Поршень 2 остается на месте до тех пор, пока давление на выводе II не достигнет уровня, устанавливаемого регулировкой предварительного натяга уравновешивающей пружины 1.

При движении поршня 3 вниз выпускной клапан 6 закрывается, а впускной клапан 4 открывается, и сжатый воздух поступает от вывода II к выводам I и далее к тормозным камерам передней оси.

Сжатый воздух к выводам I поступает до тех пор, пока давление его на нижний торец поршня 3 (который имеет большую площадь, чем верхний) не уравновесится давлением воздуха от вывода II на верхний торец и клапан 4 не закроется.

Таким образом, в выводах I устанавливается давление, соответствующее соотношению площадей верхнего и нижнего торцов поршня 3. Это соотношение сохраняется до тех пор, пока давление в выводе II не достигнет заданного уровня, после чего в работу включается поршень 2, который также начинает двигаться вниз, увеличивая силу, действующую на верхнюю сторону поршня 3.

При дальнейшем повышении давления в выводе II разность давления в выводах II и I уменьшается, а при достижении заданного уровня давления в выводах II и I уравнивается.

Таким образом, осуществляется следящее действие во всем диапазоне работы клапана ограничения давления Камаз.

При уменьшении давления в выводе II (оттормаживание тормозного крана) поршни 2 и 3 вместе с клапанами 4 и 6 перемещаются вверх.

Впускной клапан 4 закрывается, а выпускной клапан 6 открывается, и сжатый воздух из выводов I, то есть тормозных камер передней оси, выходит в атмосферу через вывод III.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector