Неисправности рулевого управления МАЗ и способы их устранения
Таблица 12. Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения
Причина неисправности
Способы устранения
Рулевое управление в целом
Увеличение усилия и появление рывков на рулевом колесе (особенно при повороте колес на месте)
Недостаточное натяжение ремней привода насоса
Отрегулировать натяжение ремней
Пониженный уровень масла в бачке
Долить масло до необходимого уровня
Резкое увеличение усилия на рулевом колесе при повороте управляемых колес на месте и в движении
Попадание посторонних частиц под шарик или между плунжером и корпусом клапана расхода давления
Не снимая клапана расхода и давления с наcoca, отвернуть пробку и извлечь плунжер для очистки всех деталей
Пониженный уровень масла в бачке
Долить масло до необходимого уровня
Неудовлетворительная управляемость автомобилем при движении по прямой
Ослабление крепления стремянок рессор
Затянуть гайки крепления стремянок рессор
Ослабление крепления накладного ушка рессоры
Затянуть гайку пальца и стремянку крепления ушка
Люфт в шарнирах рулевых тяг и силового цилиндра
Отрегулировать зазоры в шарнирах
Нарушена регулировка схождения управляемых колес
Отрегулировать схождение колес
Повышенный люфт входного вала рулевого механизма
Отрегулировать натяг подшипников и зацепление гайки-рейки с сектором
Повышение силы трения в месте контакта трубы карданного вала с уплотнителем кабины
Смазать трубы в месте контакта с уплотнителем
Заедание карданного вала рулевой колонки из-за деформации и износа резиновых подушек передней опоры кабины
Заменить резиновые подушки передней опоры кабины
Рулевой механизм
Повышенный угловой люфт входного вала
Нарушена регулировка подшипников винта и зазор в зацеплении
Отрегулировать натяг подшипников и зацепление гайки-рейки с сектором
Повышенный износ винтовой канавки гайки-рейки и винта
Заменить комплект винт с гайкой-рейкой и шариками в сборе
Повышенный осевой люфт входного вала
Отрегулировать натяг подшипников входного вала
Течь масла по манжетам входного вала и вала сектора
Попадание посторонних частиц под рабочую кромку манжеты
Снять крышку и удалить посторонние частицы с рабочей кромки манжеты
Повреждение рабочей кромки манжеты
Заменить манжету
Недостаточный натяг манжеты по наружному диаметру
Заменить манжету или крышку, если повреждено гнездо под манжету
Коррозия входного вала и вала сектора в месте контакта с манжетой
Зачистить входной вал и вал сектора
Люфт в соединении входного вала и винта с торсионом
Недостаточный натяг и смятие штифта
Установить штифт большего диаметра (при необходимости по-новому просверлить отверстия)
Насос рулевого гидроусилителя с клапаном расхода и давления
Насос не обеспечивает подачу масла в гидросистему
Насос не развивает требуемого давления
Повышенная выработка корпуса насоса в месте контакта с шестернями
Заменить насос
Зависание плунжера в открытом положении
Извлечь плунжер, произвести зачистку рабочих поверхностей плунжера и корпуса
Уменьшение давления срабатывания предохранительного клапана
Отрегулировать предохранительный клапан
Люфт в соединении шкива с подвижным кронштейном
Течь масла по манжете вала насоса
Износ рабочей кромки манжеты
Заменить манжету
Износ вала насоса в месте контакта с манжетой
Заменить насос
Течь масла по соединению крышки и корпуса
Силовой цилиндр
Внутренняя утечка масла по поршню
Повреждено фторопластовое кольцо
Заменить фторопластовое кольцо
Люфт в соединении поршня со штоком
Затянуть гайку крепления поршня
Течь масла по уплотнителю штока
Износ рабочей кромки манжеты
Заменить манжету
Износ защитого поверхностного слоя штока
Заменить шток
Люфт в сферическом подшипнике
Люфт в шарнире наконечника
Износ сухарей и шарового пальца
Отрегулировать зазор в шарнире (при необходимости заменить изношенные детали)
Люфт в соединении штока с наконечником
Масляный бак
Повышенный уровень масла в баке
Слить масло до уровня по указателю
Не затянута гайка крепления крышки
Затянуть гайку
Повреждена уплотнительная манжета
Заменить манжету
Деформирована рабочая кромка корпуса
Произвести рихтовку и зачистку рабочей кромки
Рулевая колонка
Люфт в соединении рулевого колеса с входным валом
Тугое вращение входного вала
Недостаточный зазор между входным валом и подшипником скольжения
Обеспечить необходимый зазор в соединении
Затруднено вращение винтапри регулировке колонки по высоте
Люфт в соединении рычага корпуса с кронштейном
Ослабла затяжка гайки оси
Затянуть гайку, обеспечить при этом вращение от руки винта регулировки колонки по углу наклона
Люфт в соединении рычага корпуса с пластинами
Источник
5.1. Рулевое управление. Устройство. Рулевой механизм с встроенным распределителем.
Рулевое управление включает в себя рулевой механизм 10 (рис.78) с встроенным распределителем, колонку 2, рулевое колесо 1, силовой цилиндр 9, насос 3, масляный бак 4, а также шланги.
Рулевой механизм с встроенным распределителем.Рулевой механизм (рис.79) состоит из винта 2 и шариковой гайки-рейки 4, находящихся в зацеплении с зубчатым сектором 8. Полукруглые резьбовые канавки на винте 2 и гайке-рейке 4 образуют спиральный канал, который заполняется при сборке руля шариками высокой точности 5. Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается. Зубчатый сектор 8 установлен в подшипниках скольжения 13, запрессованных в эксцентричные втулки 12 с рядом отверстий 11 на торцах. Ось наружной поверхности втулок 12 смещена относительно оси отверстия подшипников 13 на величину эксцентриситета «h», что даёт возможность регулировать зубчатое зацепление поворотом втулок 12. Регулировка натяга подшипников 1 осуществляется с помощью прокладок 9. Распределитель гидроусилителя руля — золотникового типа, встроен в рулевой механизм. В корпусе 6 (рис.80) золотника 26 имеются три кольцевых расточки C, E, D. Средняя расточка Е соединяется с каналом В для подвода рабочей жидкости от насоса, а крайние С и D — с каналам А для отвода жидкости на слив. В трёх реактивных камерах корпуса 6 свободно с возможностью осевого перемещения размещены плунжеры 25. В центральном отверстии корпуса установлен золотник 26, закреплённый упорными подшипниками 4 и 11 на втулке 12, которая шлицами соединена без бокового зазора с винтом 28 рулевого механизма с возможностью осевого перемещения, а винтовым соединением с входным валом 18. Шлицевое соединение вала 18 и винта 28 выполнено с зазором. Зазор выбирают из условия обеспечения полного хода золотника. Кроме того, входной вал 18 соединён торсионом 20 с винтом 28 рулевого механизма. В канал средней расточки Е ввёрнут обратный клапан 7.
При прямолинейном движении автомобиля золотник (рис.80,1) занимает нейтральное положение и рабочая жидкость от насоса 18 поступает к средней расточке Е (см.рис.80) корпуса золотника по маслопроводу 11 (см.рис.81,1) и через крайние расточки С и D(см.рис.80) на слив по маслопроводу 13 (см.рис.81,1), заполняя при этом реактивные камеры между плунжерами 6 и через каналы К и F (см.рис.80) в корпусе по трубопроводам 8 и 12 (см.рис.81,1) полости силового цилиндра 17. При повороте рулевого колеса против часовой стрелки и, следовательно, входного вала 1 (рис.81,ΙΙ) благодаря винтовому соединению втулка с закреплённым на ней золотником 5 по шлицам вала 7 перемещается в осевом направлении вверх. В начальный момент смещения, когда давление в системе незначительно, усилие на рулевом колесе в основном создаётся торсионом 2, который непосредственно воздействует на вал 1. Винтовое соединение при этом перемещает золотник и практически не нагружается. При смещении золотника, величина которого ограничена зазорам, в шлицевом соединении, прекращается доступ рабочей жидкости к кольцевой расточке С (см.рис.80). Рабочая жидкость от насоса подаётся к средней расточке Е, в затем через канал К в корпусе и трубопровод 12 (см.рис.81.ІІ) поступает в подпоршневую полость силового цилиндра 17, в результате его поршень 19 со штоком 16 перемещается, поворачивается по часовой стрелке вал сектора с сошкой 4, и через продольную тягу 15 поворачивает управляемые колёса влево. Из штоковой полости силового цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 8 и каналу Г (см.рис.80) в корпусе поступает в кольцевую расточку D и далее по маслопроводу 13 (см.рис.81,ΙΙ) в масляный бак 10. При повороте рулевого колеса по часовой стрелке втулка 3 (см.рис.81.ΙΙΙ) с золотником 5 перемещается вниз. Подвод рабочей жидкости к кольцевой расточке D (см.рис.80) прекращается. Рабочая жидкость от насоса поступает в среднюю расточку Е в далее по каналу F и маслопроводу 8 (см.рис.81.ΙΙΙ) в штоковую полость цилиндра. Поршень со штоком перемещается, поворачивая против часовой стрелки сошку 14, и через продольную тягу поворачивает управляемые колёса вправо. Из подпоршневой полости цилиндра рабочая жидкость по маслопроводу 12 и каналу К (см.рис.80) в корпусе поступает в кольцевую расточку С и далее по маслопроводу 13 (см.рис.81.ΙΙΙ) в маслянный бак. При увеличении момента сопротивления повороту управляемых колёс увеличивается давление рабочей жидкости в системе и, следовательно, в реактивных камерах, что вызывает пропорциональное увеличение усилия на рулевом колесе. Таким образом, у водителя создаётся «чувство дороги». При снятии усилия с рулевого колеса, торсион 2 и плунжеры 6 возвращают золотник в нейтральное положение. При неработающем насосе или недостаточной эффективности гидроусилителя выбирается зазор «n» в шлицевом соединении вала 1 с валом 7 и усилие от рулевого колеса передаётся как в ручном управлении без усилителя. При этом обратный клапан 9 перепускает рабочую жидкость из одной полости силового цилиндра в другую.
Источник
5.2. Насос гидроусилителя руля. Силовой цилиндр. Устройство
Насос шестерённого типа НШ 32У-2 гидроусилителя руля с клапаном расхода и давлениясостоит из корпуса 7 (рис.82) и размещённых в нём двух шестерён: ведущей 10 и ведомой 8, вращающихся во втулках. Эти втулки обеспечивают одновременно торцевое уплотнение шестерён. Привод насоса осуществляется от коленчатого вала посредством клиновых ремней. Регулировка натяжения ремней осуществляется натяжным устройством, состоящим из неподвижного кронштейна 6 (рис.83) и регулировочного винта 7 с контргайкой 8. Клапан расхода и давления работает следующим образом. Рабочая жидкость из насоса под давлением поступает в вертикальный канал А далее по горизонтальному каналу Б через центральное отверстие 10 в жиклёре 11 к распределителю рулевого механизма. Так как скорость в центральном отверстии 10 жиклёра 11 выше, чем в канале Б из-за разности проходных сечений, давление в полости Г, соединённой с центральным отверстием, будет ниже, чем в канале Б а, следовательно, ниже, чем в вертикальном канале А. С увеличением частоты вращения шестерен насоса разность давлений в полости Г и канале А возрастает и при подаче насоса свыше 31-35л/мин плунжер 5 перемещается вправо, сжимая пружину 8. В этом случае рабочая жидкость частично из вертикального канала А поступает в полость слива Д и по трубке 4 (см.рис.83) возвращается во всасывающий патрубок 9 насоса. Таким образом, независимо от частоты вращения насоса расход рабочей жидкости через распределитель будет составлять не более 31-35л/мин.
При увеличении давления в каналах А и Б и полости Г (рис.84) до 95-110кгс/см 2 шарик 4 отрывается от седла, сжимая пружину 8. Рабочая жидкость из полости Г по дроссельному каналу 6 пробки 7 через радиальное отверстие 2 в плунжере поступает в полость слива Д и по трубке на слив. Так как проходное сечение дроссельных каналов 9 и 6 отличаются незначительно, давление в полости Г практически не повышается. Повышение давления в канале А вызывает перемещение плунжера 5 вправо, в результате чего рабочая жидкость из канала поступает в полость слива Д и по трубке 1 во всасывающий патрубок насоса. Таким образом, система гидроусилителя руля предохраняется от перегрузки.
Устройство силового цилиндрапоказано на рис.85. Рабочая жидкость из полости А масляного бака (рис.86) через всасывающий патрубок 11 поступает к насосу гидроусилителя руля. Одновременно от распределителя рабочая жидкость поступает в масляный бак сначала в полость Б, в затем через фильтрующий элемент 10 в полость А. При засорении фильтра давление в полости Б повышается, в результате чего пластина предохранительного клапана 9 приподнимается, сжимая пружину 8, и рабочая жидкость начинает поступать в полость А через открывшийся клапан.
Источник
Рулевое управление МАЗ 5440
Разбираемся с МАЗ серии 5440, который называют «Зубренок». Узнаем, как устроено рулевое управление у МАЗа, какие могут возникнуть проблемы и их решение.
Рулевое управление МАЗ 5440. Устройство
Рулевое управление МАЗ 5440 состоит из:
рулевого механизма;
распределителя;
колонки;
рулевого колеса;
силового цилиндра;
насоса;
масляных баков;
шлангов.
Гидроусилитель, в свою очередь, в своей конструкции с силовым цилиндром, включает узлы: соединяющий трубопровод, нагнетающий насос, распределитель, отвечающий за поток рабочей жидкости, силовой цилиндр. На левом лонжероне большегруза крепятся силовой цилиндр и распределитель. Один конец штока прикреплён к раме, а другой — с поршнем перемещаются внутри цилиндра. Золотник и шарнир со стаканами — это конструкция распределителя, крепящегося к цилиндру резьбовым соединением. Пазы золотника соединяются с трубопроводами, внутри которых масло подаётся от нагнетающих насосов.
Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения
К возможным неисправностям и способам устранения рулевого управления большегруза МАЗ 5440 можно отнести:
Увеличение усилия рулевых колёс с неравномерным их вращением.
Когда во время движения или при повороте колёс ощущаются рывки, либо данное действие приходится совершать с усилием, это может говорить о слабом натяжении насосных приводящих ремней, или о том, что масло в системе заканчивается. Как способ устранения проблем: долить масло, отрегулировать ремни. Если осмотр не выявил проблемы в обозначенных местах, стоит обратить внимание на клапан плунжера расхода давления, который мог просто загрязниться. Как следствие, стоит тщательно его прочистить.
Плохая управляемость в целом.
В частности, при прямой езде постоянно уносит в сторону. Необходимо подтянуть болты и гайки крепежа, выполнить процедуру схождения колёс, исправить люфт в шарнирах, заменить уплотнители, если они износились, трубы кардана смазать.
К признакам поломки гидроусилителя относятся:
Самопроизвольный поворот колёс.
Достаточно проверить работу механизмов, связанных с функционированием золотника.
Отдача в руль на неровной поверхности.
Как правило, в масляный фильтр, при возникновении таких неисправностей, попадает воздух. В данном случае необходимо прокачать воздух, выполняя процедуру на минимальных оборотах, закрывая и открывая перепускной клапан у рулевого механизма. Дополнительно, не заглушая двигатель, следует поворачивать руль до крайних положений вправо и влево. Останется открыть перепускной клапан и выпустить попавший воздух. Таким образом процедуру следует повторить несколько раз.
Стоит помнить: любая возникшая неисправность может привести к поломке прямо во время движения.
Рулевое управление в целом
Когда автомобиль двигается прямо, золотник находится в нейтральном положении. Из насоса рабочая жидкость поступает к расточке, находящейся посередине, по маслопроводу корпуса золотника и посредством маслопровода на слив через две крайние расточки. Рабочая жидкость заполняет реактивные камеры и полости силового цилиндра через плунжеры и каналы в корпусе.
Когда поворачивается рулевое колесо против часовой стрелки и, как следствие, входного вала, втулка с золотником перемещается по оси вверх по шлицам вала. Пока давление незначительное, торсион, воздействующий на вал, создаёт усилие на рулевом колесе. Золотник перемещается благодаря винтовому соединению, которое в целом не нагружается. Как только золотник перемещается до зазора, рабочая жидкость перестаёт поступать к кольцевой крайней расточке. Она поступает к средней и через трубопровод, минуя канал в корпусе, в силовой цилиндр, его подпоршневую полость. Благодаря этому, сошка с валом сектора поворачивается, воздействуя через продольную тягу на поворот колеса влево. Далее рабочая жидкость по маслопроводу и каналу в корпусе из штоковой полости в силовом цилиндре поступает в крайнюю кольцевую расточку и через маслопровод в масляный бак.
Когда колесо поворачивается по часовой стрелке, втулка и золотник перемещаются вниз, а жидкость к крайней кольцевой расточке прекращает поступать. Она, через среднюю расточку, по каналу и маслопроводу поступает в цилиндровую полость. Шток и поршень перемещаются, поворачивая сошку против часовой стрелки, тем самым посредством силовой тяги поворачивают колёса. После этого жидкость возвращается обратно в масляный бак.
Когда увеличивается момент сопротивления поворота управляемых колёс, в системе и реактивных камерах давление рабочей жидкости также увеличивается, вызывая на рулевом колесе увеличение усилия. Такое положение создаёт у водителя ощущение под названием «чувство дороги».
Когда насос не работает, либо, когда эффективность гидроусилителя недостаточна, в щлицевом соединении двух валов выбирается «п»-зазор. Усилие, в данном случае, передаётся к колёсам как при ручном управлении, но без усилителя. В данном случае рабочая жидкость обратным клапаном перепускается в силовом цилиндре из одной полости в другую.
Рулевой механизм
Рулевой механизм, включает: шариковую гайку-рейку и винт, которые находятся с зубчатым сектором в зацеплении. Канавки на гайке и винте образуют спиралевидный канал, заполняющиеся высокоточными шариками при сборке руля. Зубчатый сектор расположен в подшипниках скольжения, которые запрессованы во втулки. Зубчатое зацепление — регулируемое поворотом втулок, за счёт смещения осей наружной поверхности втулок и отверстий подшипников. Регулируется натяжение подшипников прокладками.
Гидроусилитель, встроенный в рулевое управление МАЗ 5440, золотникового типа. Корпус золотника имеет 3 расточки в виде кольца. Средняя (в её канал ввёрнут обратный клапан) отвечает за подвод от насоса рабочей жидкости, а крайние — с отводом жидкости. 3 реактивных камеры корпуса вмещают плунжеры, строение которых позволяет им перемещаться по оси. Золотник, установленный в отверстии центрального корпуса, закреплён на втулке упорными подшипниками, а она в свою очередь без зазора сбоку соединена шлицами с винтом рулевого механизма. Строение предполагает свободное осевое перемещение. С входным же валом втулка соединяется винтом, а вот соединение винта и вала уже выполнено с зазором, который обеспечивает полный ход золотника. Дополнительно входной вал соединён с винтом рулевого механизма торсионом.
Повышенный угловой люфт входного вала
Проблема повышения углового люфта входного вала распространена, так как появляется после определённого эксплуатационного срока. Вариантов устранения несколько: можно отрегулировать натяжение подшипников и надёжно зафиксировать гайку-рейку на сектор. Другой вариант — заменить винт со всеми деталями.
Течь масла по манжетам входного вала и вала сектора
Через манжеты валов течь масла у большегруза МАЗ 5440 может обнаружиться внезапно. Причин такой поломки может быть четыре:
попадание песка, грязи, камешков и так далее под кромку. Исправить всё просто, достаточно лишь аккуратно очистить её.
возможная деформация манжеты, после механического воздействия или удара. Иногда она просто лопается. В любом случае потребуется её замена.
коррозия одного из валов. Достаточно исправить всё зачисткой.
правильное натяжение манжета не осуществляется из-за сорванной резьбы.
В целом, необходимо тщательно проверять детали, и производить их замену.
Люфт в соединении входного вала и винта с торсионом
Наличие люфта проверяется поворотом входного вала вправо и влево до того, как торсион начнёт закручиваться, застопорив вал сектора в это же время. Отрегулировать люфт необходимо сняв крышку и повернув все вкладыши на один угол по часовой стрелке, тем самым исключив зазор в зубчатом зацеплении. Установить крышки обратно.
Насос рулевого гидроусилителя с клапаном расхода и давления
Насос рулевого гидроусилителя очень сложный механизм. Он представляет собой нагнетательный компрессор шестерёнчатого типа. Проблемы, которые могут возникнуть с ним, достаточно сложно выявляются. Так, если масло в систему перестало поступать, значит, из строя вышел узел. Исправить можно проверкой и заменой вала и ступицы шкива насоса, естественно, при необходимости. Если при подаче масла уровень давления не дотягивает до нормы, то, возможно, места контакта насоса с шестерёнками износились, или в открытом положении происходит заклинивание плунжера, или предохранительный клапан срабатывает неправильно. Все эти проблемы можно устранить на АТС.
Силовой цилиндр
У силового цилиндра МАЗ 5440, как правило, изнашивается быстрее всего рабочая поверхность. Поэтому, как только будут замечены глубокие царапины или повреждения на золотнике, штоке или цилиндре, необходимо задуматься о приобретении новых запчастей.
Масляный бак
В масляном баке необходимо проверять уровень масла. Если его недостаточно, следует открыть бак, и во время работы двигателя, наполнить его маслом до верхней отметки на щупе. Останется лишь проверить герметичность системы и, в случае нахождения там воздуха, устранить его.
Рулевая колонка
Рулевая колонка состоит из кронштейна, реек, секторов, самой рулевой колонки, педали и пружины. Когда сначала нажимается педаль, из строя выходит рейка, обеспечивающая регулировку положения колеса исключительно по углу наклона. Далее, когда перемещается педаль на полный ход, из зацепления выходит вторая рейка, которая обеспечивает регулировку положения по высоте и углу наклона рулевого колеса. После того, как рулевая колонка будет установлена в удобное положение, педаль отпускают. Сектор и первая рейка выполняют роль травмобезопасного устройства посредством зубчатого сцепления. При воздействии на них рулевого колеса, зубья срезаются.
Рулевое устройство у МАЗ 5440 «зубренок» — достаточно сложный механизм и управление им непростая задача. Однако большинство неисправностей можно ликвидировать самостоятельно, не обращаясь за помощью к квалифицированным специалистам.