Клапан ходоуменьшителя мтз 82

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Ходоуменьшитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и его работа

Механический ходоуменьшитель тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 (рис. 1) понижает скорости трактора только на I и II передачах при переднем и заднем ходе. Это шестеренный редуктор планетарного типа с передаточным числом 7,104, смонтирован в корпусе 3, устанавливается с левой стороны трактора.

В корпусе 3 размещены промежуточная шестерня 7, вал-шестерня 9 и планетарный редуктор, состоящий из водила 11, трех сателлитов 14, коронной 12 и солнечной 10 шестерен.

Рис. 1. Ходоуменьшитель МТЗ-80, МТЗ-82

1 — рычаг; 2 — вал; 3 — корпус; 4 — игольчатый подшипник; 5 — ось; 6,8 и 13 — подшипники; 7 — промежуточная шестерня; 9 — вал-шестерня; 10 — двойная шестерня; 11 — водило; 12 — коронная шестерня; 14 — сателлит; 15 — ось сателлита; 16 – палец

Шестерня 7, с которой вводится в зацепление шестерня включения ходоуменьшителя МТЗ-80, МТЗ-82 в коробке передач, вращается на роликовом подшипнике 6 на неподвижной оси 5. Ось 5 зафиксирована в корпусе 3 стопорным винтом и уплотнена в отверстиях заглушкой и резиновым кольцом.

Промежуточная шестерня 7 находится в постоянном зацеплении с валом-шестерней 9, установленным на подшипниках 13. На валу-шестерне 9 помещена шестерня 10.

Она двойная, ее больший венец находится в зацеплении с ведомой шестерней первой передачи и заднего хода коробки передач, а меньший служит солнечной шестерней планетарного редуктора.

С валом-шестерней шлицами соединено водило 11 с запрессованными в его расточки осями 15 сателлитов. На осях на игольчатых подшипниках 4 вращаются сателлиты 14, находящиеся в зацеплении с солнечной шестерней 10. Коронная шестерня 12 неподвижно закреплена в корпусе 3 двумя пальцами 16, и постоянно зацеплена с сателлитами.

Крутящий момент от коробки передач подводится к большому венцу шестерни 10 и от нее через планетарный редуктор, вал-шестерню 9, на промежуточную шестерню 7, а от нее на шестерню включения ходоуменьшителя и вал пониженных передач коробки передач, изменив при этом направление вращения.

Поэтому для получения пониженных скоростей переднего хода необходимо включать передачу заднего хода и наоборот. При работе трактора на пониженных скоростях сначала включают ходоуменьшитель, а затем передачу коробки передач.

Управляют ходоуменьщителем тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 рычагом 1. Рычаг через валик 2 соединен с вилкой, которая входит в паз шестерни включения ходоуменьшителя, расположенной в коробке передач. Во включенном и выключенном положениях вилка с валиком 2 удерживается пружинным фиксатором.

Ходоуменьшитель выключен, когда рычаг 1 находится в зафиксированном заднем (по ходу трактора) положении, при этом шестерня 7 не входит в зацепление с шестерней включения ходоуменьшителя в коробке передач.

Ходоуменьшитель включен при зафиксированном переднем положении рычага, в этом положении вилка вводит шестерню включения ходоуменьшителя в зацепление с промежуточной шестерней 7 и одновременно разъединяет ведомую шестерню 1 первой передачи коробки передач и заднего хода с валом пониженных передач.

Гидроходоуменьшитель тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, дополнительно к рассмотренному выше, имеет гидросистему, благодаря которой за счет дросселирования потока, создаваемого масляным насосом, достигается бесступенчатое изменение скорости в пределах включенной передачи (для коробок передач с подвижными шестернями) или в пределах диапазона передач (для коробок с шестернями постоянного зацепления).

Читайте также:  Регулировка клапанов вд 615 евро 2

Рис. 2. Гидроходоуменьшитель МТЗ-80, МТЗ-82

1 — стержень управления дросселем; 2, 33 — винты; 3 — рычаг управления; 4 — валик управления: 5 — вилка регулирования; 6 — сателлит; 7 — тяга управления; 8 — корпус; 9 — промежуточная шестерня; 10 — ось; 11 — роликовый подшипник; 12 — ось сателлита; 13, 22, 25 и 28 — подшипники; 14 — ролики сателлитов; 15 — вал-шестерня; 16 — втулка коронной шестерни; 17 — втулка солнечной шестерни; 18 — солнечная шестерня; 19 — водило; 20 — коронная шестерня; 21 — вал-шестерня привода насоса; 23 — заборник; 24 — всасывающий маслопровод; 26 — насос; 27 — нагнетательный маслопровод; 29 — корпус дросселя; 30 — седло; 31 — шток; 32 — гайка; 34 — крышка дросселя; 35 и 37 — пружины; 36 — шарик; 38 — карданная муфта; 39 — вилка; 40 — дроссель

Редукторная часть гидроходоуменьшителя (рис. 2) по устройству, аналогична рассмотренной выше, за исключением того, что коронная шестерня 20 установлена на ступице водила на втулке 16 и может относительно него вращаться.

Кроме внутреннего зубчатого венца с которым находятся в постоянном зацеплении сателлиты, коронная шестерня имеет и наружный зубчатый венец, который находится в зацеплении с валом-шестерней 21 привода насоса.

Для бесступенчатого изменения скорости используют особенность планетарного механизма изменять передаточное число пропорционально изменению частоты вращения промежуточного элемента, чего добиваются регулированием подтормаживания коронной шестерни с помощью гидросистемы.

Гидравлическая система ходоуменьшителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 включает в себя насос 26, дроссель 40 с предохранительным клапаном, маслозаборник 23 и арматуру 24, 27.

Насос, с помощью которого создается момент сопротивления вращению коронной шестерни 20, установлен на корпусе 8 и связан с валом-шестерней 21 привода насоса.

Всасывающая магистраль насоса через трубопровод 24 соединена с маслозаборником 23, нагнетательная полость насоса 26 через трубопровод 27 соединена с дросселем, регулирующим расход масла, подаваемого насосом, и предохраняющим гидросистему от перегрузки (давление выше 15 МПа).

Расход жидкости изменяют регулированием щели между седлом, установленным в корпусе 29 дросселя, и штоком 31, поджимаемым давлением масла к торцу винта 33.

Управляют гидравлической системой с помощью стержня 1 с рукояткой, выведенного в кабину, передающего вращение на винт дросселя через карданную муфту 38 и головку винта 2. При вращении рукоятки по ходу часовой стрелки скорость трактора увеличивается, против хода — уменьшается.

Перед началом движения (троганием с места) нужно повернуть стержень 1 управления дросселем против хода часовой стрелки до упора, выключить сцепление, тягу 7 переместить вниз, включить первую передачу заднего хода, плавно включить сцепление, затем вращением по ходу часовой стрелки стержня 1 установить необходимую скорость движения трактора.

Гидроходоуменьшитель и коробку передач необходимо выключать при выключенном сцеплении и открытом дросселе (рукоятку ходу часовой стрелки до упора).

Источник

Принцип работы гидроходоуменьшителя МТЗ-82

Среди различных видов дополнительного оборудования, используемых совместно с популярными моделями тракторной техники, особого упоминания заслуживает ходоуменьшитель МТЗ 82. Подобное приспособление представляется незаменимым при необходимости снизить скорость движения транспортного средства с установленным на нем навесным оборудованием.

Что такое ходоуменьшитель МТЗ-82

Прежде чем более подробно изучить принцип работы гидроходоуменьшителя МТЗ 82, целесообразно ознакомиться с этой разновидностью приспособлений более подробно. Большинство сельскохозяйственных работ — уборка урожая, вспашка земли, полив или высевание культур. Это предусматривает довольно низкую скорость движения, которая может составлять около 0,13-0,42 м/с.

Читайте также:  Датчик распредвала ваз 2109 инжектор 8 клапанов где находится

Поскольку тракторная техника не может осуществлять столь медленное передвижение даже на нижней передаче, возникает необходимость в установке специального приспособления — гидроходоуменьшителя. Некоторые модели агрегатов предусматривают его наличие как неотъемлемого элемента конструкции, а некоторые предполагают его опциональную установку.

Согласно существующей классификации такие устройства по характеру регулировки разделяются на две основные группы. Первые называются ступенчатыми и включают модели шестеренчато-механических уменьшителей. Вторая именуется бесступенчатыми, к ней относится целый ряд устройств:

  • гидравлические;
  • электрические;
  • некоторые механические (фрикционные, клиноременные).

Среди потребителей наибольшее распространение получил механический ходоуменьшитель, что обусловлено его высоким КПД, простотой в обслуживании и ремонте. Такие устройства имеют один существенный недостаток — невозможность регулировки скорости в широких пределах.

Все большей популярностью пользуются гидроходоуменьшители, которые позволяют регулировать скорость тракторной техники в большом диапазоне, обеспечивают надежную защиту комплектующих от перегрузки. Подобные устройства могут быть установлены без особых проблем, что делает их оптимальным решением в большинстве случаев, а их цена не предполагает внушительных затрат.

Устройство

Планируя выяснить, как осуществляется ГХУ 112 установка на МТЗ 82, необходимо более подробно изучить конструкцию подобного рода приспособлений. Они представляют собой ходоуменьшители, оснащенные собственной гидравлической системой, способной регулировать скорость в пределах одной передачи.

К числу основных элементов гидросистемы данного агрегата целесообразно отнести:

  • насос повышенной мощности;
  • дросселя и клапаны;
  • маслозаборное устройство.

Управление таким устройством осуществлять значительно легче, нежели механическим аналогом, а эффективность регулировки выше, что делает его эффективным и надежным решением для использования в тракторах МТЗ.

Принцип работы гидроходоуменьшителя

Выяснив, что такое гидравлический уменьшитель хода, устанавливаемый на МТЗ, необходимо ознакомиться с принципом его работы. Следует отметить, что принцип работы гидравлических моделей аналогичен механическим, однако значительно более эффективен и позволяет водителю совершать меньше движений при регулировке.

Алгоритм уменьшения хода предполагает наличие сразу нескольких этапов:

  1. Крутящий момент передается планетарному редуктору, после чего с помощью шестереночных механизмов попадает на вал понижения.
  2. Активация агрегата осуществляется с помощью соответствующего рычага, после чего следует использовать пониженную передачу.
  3. Основной орган управления — рычаг. С помощью специального валика к нему крепится вилка, регулирующая шестереночный механизм уменьшителя хода.

Также следует отметить важный конструктивный элемент — пружинный фиксатор, который отвечает за фиксацию вилки и валика в необходимом положении при осуществлении регулировки. Если изучить каталог запчастей, можно отметить, что ремонт большинства моделей не потребует внушительных затрат.

Схема подключения ГХУ

Одним из ключевых преимуществ подобной категории агрегатов представляется простота установки, позволяющая выполнить её работнику самостоятельно, без наличия особых знаний и навыков. Желая узнать, как установить гидроходоуменьшитель на тракторную технику от МТЗ, целесообразно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Слить масло в трансмиссии.
  2. Демонтировать левую часть защиты КПП.
  3. Стопорное кольцо необходимо установить в дальнюю канавку, что обеспечит шестеренке свободу перемещения.
  4. Установить собранный ходоуменьшитель на левой части КПП с помощью болтов и уплотнительных элементов.
  5. Смонтировать органы управления.
  6. Заполнить маслом соответствующие емкости.

Для облегчения процедуры существует схема подключения, позволяющая не допустить ошибок. После успешной установки необходимо осуществлять обкатку во избежание повреждения оборудования. Она займет не менее 1 часа и должна осуществляться без какой-либо нагрузки на транспортное средство.

Читайте также:  Клапан управляющий 64602p инструкция по применению

Заключение

Гидроходоуменьшитель представляет собой эффективное и надежное приспособление, позволяющее расширить пределы регулировки скоростей движения тракторной техники популярных производителей. Алгоритм его установки крайне прост, что позволяет оперативно модернизировать трактор своими силами при возникновении необходимости.

Технические характеристики культиватора КПС-4

Источник

Ходоуменьшитель МТЗ-82: Устройство и эксплуатация

Что такое уменьшитель хода? Как он работает? И чем они отличаются друг от друга?

Устройство уменьшающее ход предназначено для снижения скорости на первой и второй передаче при движении вперёд или для такого же уменьшения скорости при движении на задней передаче. >Ходоуменьшитель МТЗ – это механическое устройство, способное сократить технологическую скорость до диапазона от 0,27 км/ч до 0,6 км/ч на первых двух передних передачах, либо от 0,6 км/ч до 1,3 км/ч на реверсивной передаче.Как выглядит (внешний вид) и где находится

Смонтированный на своём собственном (отдельном) корпусе, ходоуменьшитель выглядит, как планетарный редуктор с набором шестерёнок, с передаточным числом 7,104, а крепится слева от коробки переключения передач к люку.

Подробная схема-перечень деталей и соединений механического ходоуменьшителя:

1 и 21 – ролики; 2 – промежуточная шестерня; 3 – крышка; 4 – уплотнительная прокладка; 5 и 14 – подшипники; 6 – заглушка; 7 – вал-шестерня; 8 – шарик фиксатора; 9 – пружина, 10 – ось; 11 – корпус; 12 – валик управления; 13 – палец; 15 – крышка; 16 – рычаг включения; 17 – коронная шестерня; 18 – уплотнительное кольцо; 19 – ось сателлита; 20 – сателлит; 22 – водило; 23 – солнечная шестерня; 24 – вилка.

Принцип действия

Механический уменьшитель хода работает следующим образом:

Крутящий момент от КПП трактора подходит к большому венцу шестерёнки через планетарный редуктор, вал-шестерёнку (7) на шестерёнку промежуточную (2), а дальше на включающую шестерёнку и вал пониженных передач КПП, изменяя направление его вращения.

Чтобы задействовать ходоуменьшитель на пониженных передачах, требуется сначала включить его, а уж только затем включать необходимую передачу.

Управление этим механическим устройством осуществляется посредством рычага, соединённого через валик (12) с вилкой (24), входящей в пазы шестерёнки включения уменьшителя хода. В состоянии вкл/выкл и вилка, и валик удерживаются в исходном положении при помощи пружинного фиксатора.

Усовершенствованный вариант

Помимо механического уменьшителя хода на белорусские тракторы марки МТЗ – 80, 82 и более современные модели могут устанавливать гидравлический уменьшитель хода, снабжённый своей собственной гидросистемой, способной за счёт перенаправления потока, возникающего от давления масляного насоса, менять скоростной цикл в пределах одной включённой передачи без дополнительного переключения.

Проще говоря, гидравлический уменьшитель хода работает, как нечто схожее с автоматической коробкой передач в автомобилях, позволяя не совершать трактористу-оператору лишних телодвижений руками и ногами.

Гидравлическая система состоит из:

  • мощного насоса;
  • дросселя с предохраняющим его клапаном;
  • маслозаборного устройства;
  • и арматуры.

Разумеется, всё управление гидравлическим уменьшителем хода осуществляется гораздо проще, нежели тем же механическим устройством.

Рекомендации

Совет всего один и касается он только гидроходоуменьшителя. И коробку переключения, и гидравлический уменьшитель хода необходимо выключать только при выключенном сцеплении и открытом дросселе, повернув рукоятку до упора по часовой стрелке. Если этого не сделать, гидравлику можно запросто сломать, а ремонт обойдётся много дороже, чем исправление в работе механики.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector