Клапан переключения демультипликатора кпп ямз 238

Кпп маз 238 с демультипликатором схема переключения

В предыдущих статьях мы рассказывали об устройстве, ремонте, разборке коробки передач МАЗ.

Сегодня мы хотим обратить внимание на схему КПП МАЗ 238.

Обычно механизм устанавливается на грузовиках МАЗ- 54322 и МАЗ-64227.

Восьмиступенчатая КПП имеет два диапазона, синхронизатор. Также агрегат включает в себя и дополнительную коробку передач МАЗ 238.

Детали монтируются как в основной, так и в дополнительной КПП, которые скрепляются между собой, а затем присоединяются к картеру механизма.

Рассмотрим устройство и схему КПП МАЗ 238 более подробно.

На 2 шариковых подшипниках устанавливается первичный вал. Ведомые диски сцепления располагаются на переднем шлицевом конце. В виде зубчатого венца выполнен задний конец постоянного зацепления с основной КПП.

На цилиндрический роликоподшипник опирается вторичный вал. Задний конец механизма – зубчатый венец, шестерня постоянного зацепления.

На схеме коробки МАЗ 238 вы также увидите:

  • Подшипники скольжения;
  • Шестерни первой передачи;
  • Роликовые подшипники;
  • Шестерни заднего хода.

Промежуточный вал опирается на роликоподшипник, а также двуядерный сферический подшипник.

Прочная КПП МАЗ 238 с демультипликатором снабжена дополнительной осью, предназначенной для установки промежуточной шестерни заднего хода.

Как только каретка начинает перемещаться да венца соединения шестерни, включается задний ход.

В схему коробки МАЗ 238 входит и вторичный вал, который опирается на цилиндрический роликоподшипник.

Дополнительная КПП МАЗ 238 включает в себя и синхронизатор переключения, который монтируется на шлицах вторичного вала.

В кардане МАЗ также предусмотрен и фланец крепления.

Еще один элемент коробки МАЗ 238 – это роликовый подшипник, расположенный в середине цилиндрического вала.

Рассмотрим промежуточный вал (на рисунке он обозначен цифрой 19).

Механизм также входит в устройство агрегата и показан на схеме КПП МАЗ 238. Однако в отличие от других составных частей опирается на роликоподшипник, который монтируется на передней стенке картера дополнительной КПП.

Шестерня понижающей передачи (на рисунке деталь обозначена цифрой 22) устанавливается на промежуточный вал. В задней части агрегата размещается небольшой венец зубчатого типа.

Встречается на некоторых грузовиках и КПП МАЗ 238 с демультипликатором. Устройство коробки аналогичное.

Для включения КПП МАЗ 238 с демультипликатором, так и без него предусмотрены:

  • Синхронизаторы инерционного типа;
  • Кольца;
  • Фрикционные диски.

Переключение КПП МАЗ 238 осуществляется с помощью меха дистанционного управления. Управление работой дополнительной коробки предусмотрено через пневматический привод.

КПП МАЗ 238 и запчасти к ней вы можете приобрести в нашем каталоге. Низкие цены, высокое качество и только быстрая доставка.

УПРАВЛЕНИЕ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Управление демультипликатором осуществляется за счет работы воздухораспределителя, внешний вид которого в сборе и его составных частей показаны на рисунках 21 и 22, а конструкция — на рисунке 23. Схема управления демультипликатором приведена на рисунке 24. На всех рисунках приведено одинаковое обозначение деталей.

Управление демультипликатором состоит из воздушного силового цилиндра, поршень 42 которого воздействует через шток 43 на вилку 41 и коронную шестерню 40, а так же системы подачи воздуха в разные полости цилиндра (см. рисунок 24).

Шток 43 имеет паз, торцевые поверхности которого соприкасаются с вилкой 41, установленной на оси, вокруг которой вилка 41 поворачивается и перемещает коронную шестерню 40 по направлению А (низший диапазон) или Б (прямая передача).

В момент перемещения штока 43 электрический датчик 44 замыкается и загорается лампа 53, установленная в кабине транспортного средства.

Читайте также:  Уплотнение стенок аорты створок аортального митрального клапанов что это такое

Система подачи воздуха в цилиндр управления демультипликатором состоит из крана переключения демультипликатора 33 (установленного на рычаге переключения передач или на панели кабины), воздухораспределителя (ВР), подсоединенного к крышке (корпусу) механизма

Рисунок 22 — Внешний вид деталей разобранного воздухораспределителя КП ЯМЗ-239

Рисунок 23 — Устройство воздухораспределителя в сборе, 238Н-1723010-01

Рисунок 24 — Схема управления демультипликатором

Обозначения на рисунках 22, 23 и 24 — Внешний вид и устройство воздухораспределителя, схема управления демультипликатором

№ Обозначение Наименование (кол.)

1 — 238Н-1723018-Б корпус воздухораспределителя

3 — 238Н-1723032 клапан впускной в сборе

4 — 238Н-1723100 сапун в сборе

5 — 238Н-1723154 шайба упорная

6 — 238-1723280 ввертыш (4 шт.)

7 — 238-1723026 кольцо уплотнительное

8 — 238Н-1723028 цилиндр(2 шт.)

9 — 238-1723029-Б прокладка цилиндра (2 шт.)

10 — 238Н-1723030 поршень (2 шт.)

11 — 238Н-1723031 кольцо уплотнительное (2 шт.)

12 — 238Н-1723036 пружина толкателя

13 — 238М-1723037 пружина клапана впускного

14 — 238Н-1723038 толкатель

15 — 238Н-1723041 крышка клапана

16 — 238Н-1723043 втулка толкателя центрирующая

17 — 238Н-1723049 прокладка крышки клапана

18 — 238Н-1723290 диафрагма толкателя в сборе

19 — 238Н-1723170 шайба упорная (2 шт)

21 — 201420-П29 болт М6х1х20 (11 шт.)

22 — 252004-П2 шайба 6 (8 шт.)

23 — 252134-П2 шайба 6Т (11 шт.)

24 — 238-1723019 гнездо золотника

25 — 25 3111 2062 кольцо уплотнительное 014-018-25-2-1

26 — 238Н-1723092 корпус впускного клапана

27 — 240-1005586 кольцо уплотнительное

28 — 238-1723026 кольцо уплотнительное золотника (2 шт.)

29 — 239.1702015 крышка верхняя МПКП

30 — 239.1702060 шток вилки переключения 1-ой передачи и з/х

31 — 239.1702064 шток вилки переключения 2-ой и 3-ей передачи

32 — 239.1702074 шток вилки переключения 4-ой и 5-ей передачи

33 — кран переключения демультипликатора (автомобиля)

34 — воздухопровод от крана к ВР (автомобиля)

35 — 239.1708200 клапан блокировки с электромагнитом и болтом

36 — 238М-1723162-40 воздухопровод от ВР к клапану блокировки

37 — электронное реле (автомобиля)

38 — датчик скорости (автомобиля)

39 — 239М.1721240-30 фланец крепления карданного вала

40 — 202.1721350-40 шестерня коронная в сборе

42 — 239.1722035-12 поршень цилиндра

43 — 238М.1722038-50 шток поршня

44 — датчик переключения демультипликатора (автомобиля)

45 — 239.1723082-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру

46 — 239.1723081-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру

47 — батарея аккумуляторная (автомобиля)

48 — воздухопровод (автомобиля) от воздушного ресивера к

крышке клапана воздухораспределителя

49 — ресивер воздушный (автомобиля)

50 — воздухопровод от крана переключения диапазонов де-
мультипликатора автомобиля к крышке клапана ВР

51 — 238-1723044 сухарь блокирующего устройства (2 шт.)

52 — 238Н-1723045 шток блокирующего устройства

53 — лампа сигнальная (автомобиля) переключения демуль-типликатора

54 — воздухопровод (автомобиля) от крана переключения
диапазонов к клапану блокировки

переключения передач 29, электромагнитного клапана блокировки 35, электронного реле 37, электронного датчика 38 частоты вращения вала демультипликатора коробки передач и, соответственно, фланца 39, который соединяется с карданным валом транспортного средства, воздухопроводов 34, 36, 45, 46, 48, 50 и 54, электропроводов. Работоспособность системы обеспечения воздухом обеспечивается за счет соединения с воздушным ресивером 49 транспортного средства.

Воздухораспределитель состоит собственно из корпуса воздухораспределителя 1 с золотником 2, с воздушными цилиндрами 8, поршнями 10 и пневмомеханического устройства блокировки включения диапазонов демультипликатора. Устройство блокировки состоит из впускного клапана 3, толкателя 14, диафрагмы 18, корпуса впускного клапана 26, центрирующей втулки толкателя 16, а также толкателя блокировки 52 и двух сухарей блокировки 51, которые установлены в отверстие крышки 29.

Читайте также:  Двигатель мемз 307 гнет ли клапана

Управление демультипликатором функционирует следующим образом (см. рисунок 24), на котором показано нейтральное положение основной коробки передач и включенный низший диапазон):

— для включения низшего диапазона водитель транспортного средства устанавливает кран управления в положение низшего диапазона, при этом воздух из воздушного ресивера 49 по воздухопроводу 50 и 54 через кран 33 и электромагнитный клапан блокировки 35 и далее по воздухопроводу 36 поступает в полость К воздушного цилиндра воздухораспределителя, поршень 10 которого перемещает золотник 2 вниз. При этом одновременно воздух через впускной клапан 3 поступает в полость Н и далее по каналу В через золотниковое устройство по воздухопроводу 45 поступает в левую полость воздушного цилиндра, поршень 42 которого перемещается в правую сторону.

— включение низшего диапазона возможно только при условии, когда электромагнитный клапан 35 не перекрыл поток воздуха, что может быть при частоте вращения фланца 39 не более 1000 мин-1, а так же при нейтральном положении штоков 30, 31, 32, т. е. в основной коробке передач все передачи выключены.

— для включения высшего диапазона кран управления 33 устанавливают в положение высшего диапазона (золотник перемещают в правую сторону Б ’), при этом воздух из ресивера 49 по воздухопроводу 48 и 50, через кран 33 по воздухопроводу 34 поступает в полость Л воздухораспределителя, перемещая поршень и золотник 2 вверх в положение, при котором канал В сообщается с воздухопроводом 46. При этом воздух может поступить в правую полость воздушного цилиндра, а поршень может перемещаться в левую сторону, что обеспечит поворот вилки 41 вокруг оси, осуществив перемещение коронной шестерни 40 по направлению Б для включения низшего диапазона, при этом воздух из левой полости цилиндра по воздухопроводу 45 через золотниковое устройство по каналам Г и Д, через сапун 4 выходит в атмосферу;

— при включении 1-й передачи или заднего хода шток 30 перемещается в осевом направлении, взаимодействуя с конической поверхностью штока блокировки 52, приводит к его перемещению совместно с толкателем клапана 14 и перекрытию подвода воздуха через клапан 3 в полость Н (см. вид Е рисунке 24) Подача воздуха в воздухораспределитель так же блокируется при включении одной из остальных передач за счет перемещения одного из сухарей.

Система подвода воздуха к силовому цилиндру снабжена электронной блокировкой, которая не позволяет включить низший диапазон при частоте вращения фланца 39 более 1000 мин.-1, т. к. электронный датчик 38 подает сигнал в электронное реле 37, установленного в кабине транспортного средства и его изготовителем, через которое в катушку электромагнитного клапана поступает электрический ток, создается магнитное поле, которое выталкивает сердечник катушки и в конечном итоге клапан перекрывает доступ воздуха из воздухопровода 54 в воздухопровод 36.

Окончательный монтаж системы подачи воздуха к силовому цилиндру и электронной блокировки производят изготовители транспортных средств с установкой кроме 33, электронного блока 37, датчика 38, трубопроводов 34, 48, 50, 54, электропроводов и лампы 53.

КПП МАЗ — это механизм переключения передач, который входит в устройство трансмиссии вместе с делителем.

Устройство и схема переключения

Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.
Читайте также:  Масло для датсун он до 8 клапанов 87 л с

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.

8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.

После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Не рекомендуется начинать переключение передач при меньшем количестве оборотов коленвала, в противном случае механизм выйдет из строя.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.

Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.

Замена масла необходима, когда проводится ТО или плохо включаются передачи.

Как снять и поставить коробку

Разборка коробки передач МАЗ:

  1. Установить грузовик на специальную платформу.
  2. Демонтировать аккумуляторы.
  3. Убрать фильтрующие элементы воздушного типа.
  4. Отсоединить брызговики, которые расположены в моторном отсеке.
  5. Убрать поперечину переднего подвесного механизма.
  6. Слить масло из КПП.
  7. Отсоединить датчики скорости, выключатель реверса.
  8. Демонтировать держатель жгута силового агрегата.
  9. Ослабить крепежные болты.
  10. Убрать с корпуса картера сцепного устройства электрический стартер, не отсоединяя его от провода.
  11. Открутить от кронштейна КПП передний и задний опорный механизм.
  12. Отсоединить левую опору и вывести первичный вал из зацепления.
  13. Снять коробку передач.

Для того чтобы поставить камазовскую коробку на место, необходимо повторить все действия в обратном порядке.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector