Кнопка для проверки огнезадерживающих клапанов

Дилемма об автоматизации огнезадерживающих клапанов и новые СП 484.

При выборе способа автоматизации огнезащитных клапанов (ОЗК) обычно рассматривается два подхода: 1) применение для каждого клапана специального модуля; 2) управление несколькими клапанами одной линией питания, и контроль положения заслонки при помощи адресных меток.

Типы клапанов.

Существуют три типа воздушных клапана:

  1. При снятии напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
  2. При подаче напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
  3. Требуют подачи напряжения на различные обмотки для перехода как в дежурное (исходное, норма) состояние, так и в состояние защиты.

В качестве ОЗК можно использовать любой из перечисленных типов, но предпочтение отдается первому типу.

Об управлении ОЗК, с рассмотрением всех способов, писал в статье «5+7 правильных и неправильных способов управления ОЗК».

Нормально- открытые/закрытые (клапана) и замкнутые/разомкнутые (цепи).

Если рассматривать состояние клапана норма/защита, то ОЗК первого типа являются нормально-открытыми (НО): открыты в дежурном режиме, и закрываются в состоянии защиты от пожара.

Если рассматривать логику управления клапана, то линии формирования сигналов управления ОЗК первого типа являются нормально-замкнутыми (НЗ): цепь замкнута и подается напряжение на обмотку привода (для поддержания его в открытом состоянии); при снятии же напряжения клапан автоматически закрывается (под действием возвратной пружины).

Такие клапана не требует контроля целостности питающей (управляющей) цепи выход пожарного прибора -> обмотка привода клапана, но требуют контроля положения заслонки.

Нормативные требования.

И теперь это не мои голословные размышления: с 1 марта 2021 года вместо CП 5.13130.2009 вступают в силу сразу три новых свода правил, из которых это следует почти однозначно.

Цитата из СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)» (источник):

3.8 клапан противопожарный: Автоматически и дистанционно управляемое устройство для перекрытия вентиляционных каналов или проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий, имеющее предельные состояния по огнестойкости, характеризуемые потерей плотности и потерей теплоизолирующей способности:
нормально открытый (закрываемый при пожаре);
— нормально закрытый (открываемый при пожаре или после пожара);
— двойного действия (закрываемый при пожаре и открываемый после пожара).

Цитаты из СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (источник):

5.17. Линии связи между компонентами СПА, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности, при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.

7.7.7. Помимо исполнительных устройств СПДВ, СПА должна осуществлять управление и контроль исполнительных устройств общеобменной вентиляции — противопожарных нормально открытых клапанов, а также иных исполнительных устройств СПДЗ, «например, противодымные шторы, экраны и т.п.

Рассмотрим в качестве примера выбор оборудования Рубеж.

Применение модулей управления клапанами.

Модуль дымоудаления «МДУ-1 прот R3» стоит 3000р, и осуществляет как выдачу управляющего напряжения, так и контроль состояния цепей управления и положения заслонки.

Читайте также:  Как узнать что пора регулировать клапана ваз калина

Возможность перевода заслонки клапана в нормальное и охранное (защитное) положение в процессе настройки системы с помощью установленных на плате кнопок «ОТКР» и «ЗАКР» позволяет не монтировать кнопки местного опробования клапана (но это не точно).

Для применения модуля требуется прокладка двух кабелей: подачи питания и адресной линии.

Преимущества применения модулей дымоудаления:

— не надо думать: один модуль — один клапан;

— единообразие подключение всех клапанов на объекте: ОЗК, КДУ, КПВ;

— простота подключения: один провод — одна клемма.

— нет необходимости применения кнопочного поста местного ручного опробования клапана (но тут я не уверен);

— возможность адресного управления модулями (каждым клапаном отдельно) с панели прибора «Рубеж-20П» или блока «Рубеж-БИУ».

Недостатки применения модулей дымоудаления:

— меньше надежность более сложного оборудования;

— требуется дополнительная настройка модуля;

— финансовые затраты на покупку модуля для каждого клапана;

— на пусконаладку каждого клапана требуется потратить больше времени;

— модуль может просто глючить;

— сложно выявить и предъявить жестянщикам проблемы механической части;

— если возникают проблемы с концевыми выключателями, то модуль перестает работать.

Почти всегда проектировщики для управления ОЗК применяют именно такие модули: «не надо думать» и «однообразные проектные решения» — это очень хорошая опция.

Применение адресных меток контроля состояния и одной линии управления несколькими клапанами.

В качестве адресной метки контроля состояния используется «АМ-1 прот R3», стоимостью 520р.

Адресная метка имеет один вход, но различает два состояния, и позволяет подключить оба концевых переключателя положения заслонки клапана.

Адресная метка имеет небольшой размер и размещается в распределительной коробке вместе с силовыми клеммами подключения обмотки привода клапана.

Питание всех ОЗК осуществляется одним кабелем, но для местного раздельного опробования для каждого клапана требуется применение кнопочного поста. Кнопочный пост включается в разрыв фазового провода, питающего обмотку.

Стоимость кнопочного поста и распределительной электрической коробки составит 150р.

Теперь самое главное: управление напряжением в цепи питания ОЗК.

Распространенным решением является применение адресного модуля с контролем целостности цепи «РМ-4К» с подключением любого промежуточного (сигнального) реле со слаботочным управлением. Но мне кажется перспективным применение адресного силового модуля «РМ-1С прот.R3», стоимостью 1600р.

Модуль имеет одно реле, нагрузочной способностью 5А. Величина нагрузочной характеристики большинства приводов клапанов 8ВА, поэтому к модулю «РМ-1С прот.R3» можно подключить достаточное количество клапанов.

Множество ОЗК на объекте можно разделить на направления и использовать соответствующее число модулей «РМ-1С прот.R3».

Есть возможность комбинирования устройств. Вот пример, когда один модуль (на фото под потолком) управляет двумя ОЗК:

В распределительной коробке для подключения каждого клапана находится адресная метка контроля состояния клапана. И к релейному модулю и к адресной метке требуется подключение только адресной линии связи от ближайшего датчика. Отдельно питание устройству не требуется.

Контакты реле не перекидные, а гендерно нейтральные: нет подписи ни НО ни НЗ.

Не уточнял специально, но очевидно, что реле должно быть бистабильное.

Возможно ввиду этого и нет второго контакта — производитель решил сэкономит на клемме.

Очень зря, ведь именно поэтому меня посетила проблема.

Контакты нарисованы на плате так, как будто они НЗ — замкнуты изначально.

Но на проверку оказалось наоборот.

Читайте также:  Форсунки ваз 2112 16 клапанов какие лучше поставить

И изначально, и потом, в отсутствии управляющего воздействия из сценария управления, контакты разомкнуты.

Чтобы контакты стали НЗ необходимо в свойствах выхода указать опцию: Начальное состояниеВключен постоянно.

Это можно сделать как из программы «Firesec3 Администратор», так и из меню прибора «Рубеж-2ОП» в разделе конфигурирования адресного устройства. Переход в меню конфигурирования устройства возможно прямо из меню управления устройством, что очень удобно.

Основной плюс такого подхода заключается в том, что не надо настраивать модуль «МДУ-1», что является трудоемким процессом, если клапана установлены неквалифицированными жестянщиками (что бывает в 99,99%) — тогда задача разбираться с вопросом что же глючит: модуль или клапан ложиться на плечи слаботочников.

Преимущества управления ОЗК одной линией:

— стоимость обвязки одного клапана ниже;

— меньше настраиваемых параметров адресного модуля;

— высокая надежность: работоспособность даже при неисправности адресной линейной части;

— возможно разделить пусконаладку механической и логической части;

— выше вероятность что клапан будет работать как надо.

Недостатки управления ОЗК одной линией:

— сложнее отобразить проектные решения;

— относительно сложные коммутации: требуется собирать схемы на клеммных соединениях;

— обязательно применять кнопочный пост;

— больше единиц применяемого оборудования: кнопочный пост, клеммы, адресная метка, распределительная коробка;

— требуется более высокая квалификация монтажников;

— требуется более высокая квалификация проектировщика;

— нет возможности управления каждым клапаном адресно с панелей управления.

Источник

Кнопка для проверки огнезадерживающих клапанов

Группа: Участники форума
Сообщений: 108
Регистрация: 4.8.2007
Пользователь №: 10454

Здравствуйте коллеги.
Прошу помощи, перечитал все ветки но не нашел для себя ответа на такой вопрос:

по сложившейся практике около клапана ОЗК или ДУ ставили для проверки кнопку типа ПКЕ-212. В случае с электромеханическим клапаном это вполне оправдано- нажимаем кнопку у клапана и смотрим на его реакцию — выполняется проверка.

а в случае с электромагнитным клапаном кто как поступает? в чистом виде кнопку у него ставить бессмысленно — напруга появляется только при пожаре. многие тянут под питание отдельную ветку до клапана и отдельные ветки под мониторинг состояния и управление- тогда кнопка по месту будет работать как принудительная подача питания.

а есть ли вообще где требования на счет этих кнопок? (объект проектировался и монтируется по старым нормам. ) можно ли их не ставить на эл-магн клапана вообще или можно ли их ставить не рядом с клапаном и так с экономить на кабеле?

Группа: Участники форума
Сообщений: 108
Регистрация: 4.8.2007
Пользователь №: 10454

Ситуация такая — местное управление по нормам всё же требуется, однако, на всех клапанах с которыми мы работали имеются тумблеры, поэтому мы кнопку на управление клапаном не ставили.

Тумблер переводит клапан из нормального состояния в «ненормальное» — т.е. нормально-открытый закрывает, нормально-закрытый открывает.
Логично предположить что кнопка (пост управления кнопочный по-месту) — если её ставить — должна делать тоже самое.

Однако, смысла ставить рядом с клапаном кнопку лично я не вижу. По-идее, на эксплуатации и пусконаладке смысл от этой кнопки будет только для проверки работоспособности клапана — что бессмысленно, тк проверить можно с помощью тумблера. В случае возникновения аварийной ситуации, когда может потребоваться принудительно клапан открыть (например, в емкости аварийное давление, а клапан почему-то не открылся), я сильно сомневаюсь что диспетчер побежит кнопку по месту нажимать на площадку, которая рвануть собирается (к тому же на этот случай механические клапана стоят).

Читайте также:  Течет антифриз из под помпы приора 16 клапанов

Сообщение отредактировал Ender — 3.11.2009, 21:40

Группа: Участники форума
Сообщений: 108
Регистрация: 4.8.2007
Пользователь №: 10454

3000 р) — нормы допускают установку взрывозащищённых коробок во взрывоопасных зонах.
Это если у вас клапан от +24 В питается. Если

220, то там уже другие требования, я не помню, допускается ли в одном кабеле связи 220 и 24 тащить.

Но лучше конечно заказать клапан, в котором кнопка конструктивно предусмотрена (т.е. встроена в корпус клапана).

Сообщение отредактировал Ender — 4.11.2009, 12:26

Группа: Участники форума
Сообщений: 108
Регистрация: 4.8.2007
Пользователь №: 10454

т.е. если я правильно понял, Вы предлагаете кнопку подключать на ППКОП или контроллер и уже через «железо» осуществлять управление клапаном? а я считал что копка носит только суть проверки и включается (в случае электромеханического клапана ) в разрыв кабеля питания (Н.З. контакт) — подешел, нажал и увидел открылся клапан или нет, отпустил кнопку и клапан принял исходное положение — чист Техническое облуживание и проверка.
То, о чем говорите Вы по сути относится уже чисто к управлению. как я понимаю при пожаре. такое управление из серии ручное (местное) СНиПами предусматривается четким текством только для паркингов (установка в ПК для запуска при пожаре четко прописана) и в жилом фонде.

в зданиях общественного назначения и иных в СНиПах точно не прописано назначение кнопок — для запуска при пожаре или проверки, ровно как и не прописано должно ли это быть в разрыв питания или через некий прибор.

вот тут у меня и засада в понимании.
клапана у меня электромагнитные на 220В типа КДМ-2. изучил их колодку- нрисовано подключение внешнего дополнительного кабеля питания )))

А на что вы клапан ставите? Какая зона?

Да, кнопку заводим на дискретный вход контроллера.
Если клапан стоит на пожарную защиту, то ничего на линии питания вешать нельзя (по НПБ на автоматические установки пожаротушения).

Если встраивать кнопку во внешние проводки клапана, то только в цепи управления. Однако, тут может возникнуть проблема — обычно установка кнопок для управления по-месту на рекомендуемых в руководстве по эксплуатации схемах подключения не предусмотрена. Меня в таких ситуациях начальство заставляет согласовывать установку кнопки (а изготовитель согласовывать соглашается не всегда, особенно если производитель забугорный).

По документации, кнопка по-месту ставится именно для управления — для насосов, задвижек, вентиляторов, жалюзей и тп смысл очевиден: если например человека зажало жалюзями, или рука в вентиляторе (отключенном) застряла, то необходимо немедленно остановить/заблокировать аппарат (соответственно нету времени звонить в операторную или ждать пока движок по перегрузке отключится). С клапаном всё не так очевидно. Мне кажется что смысл в кнопке для клапана (клапана технологического или противоаварийного) — только для проверки работоспособности при эксплуатации и пусконаладке (по идее важна проверка работоспособности всей системы, а не возможность вручную включить/отключить аппарат). Если клапан — пожарный, тогда управление по-месту не помешает.

Сообщение отредактировал Ender — 4.11.2009, 18:14

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector