Можно ли летать самолетом с искусственным клапаном сердца

Вреден ли самолет для сердечников?

Отрывок из книги кардиолога Евгения Шляхто «Мифы и заблуждения о сердце и сосудах»

«Мифы и заблуждения о сердце и сосудах» — книга известного российского кардиолога Евгения Шляхто, в которой он рассказывает о том, как сохранить и укрепить здоровье сердечно-сосудистой системы. Мы публикуем из нее отрывок.

Вреден ли самолет для сердечников?

Самолет помогает нам быстро попасть из одного места в другое и является безопасным транспортом. По статистике, на миллион рейсов приходится всего от 8 до 25 смертей, большинство из которых вызваны сердечно-сосудистыми катастрофами. Путешествия на самолете не могут стать причиной смерти, особенно молодых людей. Но сердечно-сосудистые катастрофы может спровоцировать стресс, сопровождающий перелеты, особенно если полету предшествовал сильный эмоциональный стресс или прием алкоголя. Проблемы с сердцем, сосудами и артериальным давлением в самолете могут быть обусловлены следующими факторами:

• Сниженным давлением в салоне самолета (во время полета давление в салоне самолета приблизительно равно давлению на высоте 2500 м над уровнем моря) и уменьшенным количеством кислорода.

• Вынужденной неподвижностью тела («синдром эконом-класса»), которая может привести к образованию тромбов в сосудах, особенно в венах. Если такой тромб оторвется, то с током крови он может попасть в легочную артерию и закупорить ее, остановив приток крови в легкие.

• Сухим воздухом в самолете, который может спровоцировать проблемы с дыханием, особенно у людей с бронхолегочной патологией (бронхиальной астмой, хронической обструктивной болезнью легких, дыхательной недостаточностью и т. д.).

Без крайней необходимости не рекомендуется летать пациентам в течение первых двух недель после инфаркта и в течение первых трех недель после операции на сердце. Нельзя летать, если у вас нестабильная стенокардия, декомпенсированная сердечная недостаточность, неконтролируемые нарушения сердечного ритма.

Чтобы полет прошел приятно и спокойно, необходимо придерживаться простых рекомендаций:

• Не забывайте принять свои плановые лекарства, рекомендованные врачом.
• Избегайте соленой пищи, которую предлагают во время полета: соленых орешков, чипсов.
• Не пейте алкоголь.
• Пейте больше воды.
• Надевайте на время полета специальный компрессионный трикотаж (чулки, гольфы) — такие профилактические изделия не повредят и здоровым людям.
• Имейте при себе копию последней ЭКГ.
• Если у вас есть аллергия, имейте при себе список лекарств, которые ее вызывают.
• Если у вас установлен стимулятор, возьмите с собой подтверждающий документ.
• В полете постарайтесь не сидеть постоянно: сделайте несложные упражнения, сидя в кресле, встаньте, походите по салону.
• В большинстве авиакомпаний на борту есть журналы, в которых предложены простые упражнения на время полета — сделайте их.
• Если у вас установлен искусственный водитель ритма (стимулятор), возьмите с собой паспорт устройства или его копию и копию последней ЭКГ и не находитесь долго вблизи металлодетекторов. При досмотре не проходите через сканер сразу — предупредите сотрудников аэропорта о наличии у вас стимулятора и поинтересуйтесь, безопасно ли будет для вас установленное у них оборудование. При необходимости покажите сотрудникам аэропорта копию паспорта вашего устройства.

Источник

Можно ли летать самолетом с искусственным клапаном сердца

Пн-Пт 8.00-20.00

doctor@131.by

+375172434143

Искусственный клапан сердца в повседневной жизни. Вопросы и ответы

Интервью с врачом-кардиологом Волковым П. С

Давайте поговорим об искусственном клапане сердца. Кому показана операция по замене клапана?
Дело в том, что в сердце человека имеются четыре клапана: аортальный, митральный, трикуспидальный и клапан легочной артерии. Каждый из них участвует по-своему в кровообращении, и поэтому замена каждого из них имеет свои строгие индивидуальные показания.
Следует отметить возможность выполнения в медицинских учреждениях протезирования аортального клапана при помощи транскутанных эндоваскулярных методик, без выполнения травматичной торакотомии и подключения к аппарату искусственного кровообращения.

Проводится ли реабилитация после операции? Через какое время человек может жить, как раньше? Есть ли какие-то пожизненные ограничения?
Да, конечно согласно европейским и мировым рекомендациям, пациенты должны совершить следующие визиты к врачу в послеоперационном периоде:

  1. Первый контрольный визит выполняется через 4-6 недель после операции.
  2. Повторные визиты проводятся с интервалом в 6-12 месяцев и включают в себя сбор анамнеза и оценку клинического статуса.
  3. Контрольная эхокардиография показана лишь при появлении признаков систолической дисфункции сердца или дисфункции протезированного или других клапанов.

Реабилитация — это сложный вопрос. Все зависит от возраста пациента, наличия сопутствующей патологии. При благоприятном, гладком послеоперационном периоде через 3-6 месяцев человек может постепенно вернуться к прежним физическим нагрузкам.

Уже несколько месяцев у меня очень низкое давление, особенно нижнее — до 40.Чувствую себя просто изнурённой. Летом проходила обследование, говорят, что всё в порядке. Разве так бывает?
Изолированное нижнее артериальное давление не является определяющим в диагностике дисфункции сердца, сердечной недостаточности. Золотой стандарт: выполнение эхокардиографии (ультразвукового исследования сердца) в поликлинике или медицинском центре.

Чувствую, что прежняя работа надоела, пропал интерес, хочется получать удовольствие от того, что делаю. Какие нагрузки можно себе позволить с ИКС — стрессы, волнения от новой работы. Или лучше себя поберечь и начать спокойную, размеренную жизнь? Никогда спокойно не жила, можно себя «ломать»?
3 года — достаточно приличный срок для реабилитации после протезирования клапанов. Если данные диспансерного наблюдения за вами не вызывают у врачей специалистов тревоги, по данным эхокардиографии (узи сердца) признаков неправильной работы сердца нет, вы смело можете позволить себе стадийное увеличение физических нагрузок до предельного для вас, и только для вас уровня. Точные рекомендации дать дистанционно очень сложно. Организм человека строго индивидуален.

Читайте также:  Трехходовой смесительный клапан валтек схема подключения

Правда ли, что препарат «Конкор» вызывает сахарный диабет?
Нет, кончено, это не так. «Конкор» относится к группе Бета1-адреноблокаторов и применяется при ишемической болезни сердца (ИБС).
Данный препарат оказывает влияние на эффективность инсулина и пероральных гипогликемических лекарственных средств у больных с уже имеющимся диагнозом диабета.

Нижнее артериальное давление ниже 60, о чем это говорит?
Изолированно нижнее артериальное давление не является определяющим в диагностике дисфункции сердца, сердечной недостаточности. Диастолическое («нижнее») давление — отражает давление в кровеносных сосудах во время диастолы (расслабления сердечной мышцы).

При каждом ли ОРЗ нужно принимать антибиотики, как написано в рекомендациях?
Не всегда. Давайте разберемся в термине ОРЗ.
ОРЗ — достаточно общее понятие, под которым скрывается множество более конкретизированных заболеваний и знакомых многим симптомов.
ОРЗ, имеющие бактериальную природу, например, ангина. Бактерии, такие как стрептококки, стафилококки, пневмококки, живут в нашем организме постоянно, но сезонное снижение иммунитета, переохлаждение или перепад температуры дают им «зеленый свет», развивается болезнь.
При развитии тяжелого течения ОРЗ с повышением температуры тела выше 38 градусов по цельсию с выраженными явлениями ангины, признаками воспаления легких, отита, фронтита и т. д., обязательно показано назначение антибактериальных препаратов. Кстати, что касается ангины, вызванной стрептококками, — данное заболевание всегда требует назначения антибиотиков с целью профилактики поражения клапанов сердца.

Можно ли с механическим аортальным клапаном ATS (операция была 2 года назад) делать физиотерапию? Физиотерапия связана с растяжением связок голеностопного сустава.
Хирург направляет на физиотерапию, а физиотерапевт не знает, что можно делать с таким клапаном.»
Физиотерапия, связанная с растяжением связок голеностопного сустава, не оказывает абсолютно никакого влияния на работу сердца.

Операция протезирования АК, механика, прошло 10 месяцев со времени операции. ХСН, АГ 2 ст. Принимаю препараты: конкор, амприлан, статины. Врач посоветовал прокапать пирацетам, актовегин, ранее назначались мексикор, неотон. Можно ли нам это, и как сочетается с варфарином ? (Головокружение к осени, года 3 назад поставлена ВБН).
Препараты пирацетам и актовегин необходимы для улучшения кровоснабжения ткани головного мозга, не вступают во взаимодействие с варфарином, показаны при ВБН. Следовательно, пройти курс данной терапии вам можно.

Ночью, под утро, наблюдается ощущение сердцебиения (пульс и давление в норме) мешает спать частое просыпание. Врачи ничего сказать не могут.
Необходимо проведение суточного холтеровского мониторирования, это исследование работы сердца в режиме онлайн в течение 24 часов. Специальный прибор записывает за сутки ваше ЭКГ, а затем доктор функциональной диагностики его расшифровывает, только по получении результатов данного исследования можно назначать вам необходимое лечение.

Источник

В путешествие c болезнью сердца

Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки? Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен? Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения

Каким пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями не показаны длительные поездки?
Может ли аспирин снизить риск тромбоза глубоких вен?
Какие советы следует дать отправляющимся в путешествие пациентам, принимающим ингибиторы АПФ для предупреждения обезвоживания?

Рисунок 1. Ненужное ограничение передвижения усугубляет снижение качества жизни у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями зачастую не решаются на длительные поездки. Однако необоснованное запрещение путешествовать усугубляет снижение качества жизни, связанное с болезнью. Поэтому врачи должны поддерживать пациента в желании путешествовать, если, конечно, нет каких-либо особых причин, делающих дальние поездки невозможными.

Чтобы дать правильный совет, необходимо принять во внимание вид транспорта и цель путешествия (см. раздел «Опасности и преимущества каждого вида транспорта»). Научно-исследовательских работ, посвященных путешествиям пациентов, страдающих серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень мало, поэтому в основе приведенных здесь рекомендаций лежит скорее опыт, накопленный автором и его коллегами, и здравый смысл, нежели строгие факты.

При поездках за границу необходимо адекватное медицинское страхование. В Британском фонде больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями можно получить информацию о страховых компаниях, оказывающих такого рода услуги.

Как и положено, перед путешествием надо провести вакцинацию, профилактику малярии и т. п.

Обезвоживание. При желудочно-кишечных расстройствах потеря жидкости происходит быстро, а это может усугубить гипотензию, особенно если пациент принимает ингибиторы АПФ.

При жарком климате наблюдается усиленное потоотделение; если не происходит адекватного восполнения соли и воды, это может привести к умеренной дегидратации. У пациентов с сердечной недостаточностью нередко развиваются тяжелые нарушения функции почек.

Таким больным сразу же по прибытии к месту назначения рекомендуется взвеситься при первой же возможности (как правило, весы в ванных комнатах отелей не точны, поэтому лучше пользоваться одними и теми же весами). В случае потери веса более чем на 3 кг необходимо принять меры.

Если пациент принимает мочегонные, их следует отменить до восстановления веса. Необходимо увеличить потребление соли (в виде соленых орешков, хрустящего картофеля и т. п.), а также объем выпитой жидкости. Не следует возмещать недостаток жидкости, употребляя алкогольные напитки.

Читайте также:  Распиновка форсунок лада гранта 8 клапанов

Пациентам с поносом и рвотой нужно сразу же взвеситься, чтобы следить за последующей регидратацией. Можно посоветовать не принимать диуретики до восстановления массы тела.

Полезно также отменить ингибиторы АПФ до тех пор, пока пациент не возвратится к нормальному весу, так как обезвоживание обычно ведет к активации ренин-ангиотензиновой системы как защиты против гипотензии. В этих условиях даже низкая доза ингибиторов АПФ короткого действия вызывает сильную и длительную гипотензию и может привести к почечной недостаточности.

Рисунок 2. Дегидратация за счет повышенного потоотделения, наблюдаемого в жару, как правило, умеренная

Изменения в диете. Такие изменения могут повлиять на обмен натрия. С уменьшением потребления соли снижается давление, особенно у пациентов, принимающих ингибиторы АПФ. Значительное увеличение концентрации натрия в организме зачастую вызывает отек легких или периферические отеки у пациентов с сердечной недостаточностью. Изменения в диете могут отразиться и на антикоагулянтной терапии за счет влияния на кишечную флору, так как происходит поглощение витамина К и всасывание некоторых препаратов. Нужно предупредить пациентов о необходимости соблюдать умеренность в употреблении алкоголя.

Ежедневное взвешивание позволяет оценивать гидратацию и солевой баланс. Коагуляционные тесты должны проводиться до путешествия. В случае пребывании за границей более двух — трех недель эти анализы необходимо по возвращении сделать вновь.

Алкоголь. При сердечном заболевании неалкогольного происхождения допускается умеренное потребление алкоголя.

Фоточувствительность. Терапия амиодароном вызывает острую повышенную чувствительность кожи к солнечному свету, хотя проходят месяцы или годы, прежде чем в коже накапливается достаточное количество препарата.

Повышенную реакцию вызывает свет видимого спектра, поэтому стандартные кремы для загара считаются неэффективными. Необходимо порекомендовать пациентам носить панаму и прикрывать руки и ноги, выходя на солнце. Если это по каким-то причинам невозможно, целесообразно использовать крем, блокирующий весь видимый спектр. Он имеется в специальных аптеках.

  • Особые советы пациентам с распространенными кардиологическими проблемами

Пароксизмальная фибрилляция предсердий. Если пациент беспокоится перед полетом, предложите ему за час до вылета принять бета-блокатор (25 — 59 мг атенолола, к примеру), чтобы предотвратить приступ.

Проверьте, нет ли противопоказаний к назначению бета-блокаторов. Непременно за несколько дней проведите пробное лечение, чтобы убедиться в отсутствии обратной реакции, способной причинить пациенту вред в полете. Для пациентов с болезнями органов дыхания альтернативным препаратом может служить верапамил (80 мг внутрь).

Больных нужно обучить приемам, помогающим остановить приступ (проба Вальсальвы, погружение лица в холодную воду; можно также порекомендовать быстро выпить большой стакан ледяной воды).

Верапамил и бета-блокаторы (но не в комбинации) — единственные препараты, которые пациенты могут безопасно назначать себе сами. Эти лекарства останавливают некоторые приступы и контролируют скорость желудочковых сокращений.

Атенолол или верапамил (один раз в день) контролируют скорость сердечных сокращений; при этом большинство пациентов возвращаются к синусовому ритму в течение 24 часов. Риск тромбоэмболии сохраняется все время, пока отсутствует синусовый ритм. Поэтому, если нет уверенности, что синусовый ритм восстановился, необходимо срочно обратиться за помощью.

Стенокардия. Для беспокойных больных оптимальной защитой может служить прием лекарственного препарата за час до путешествия. Бета-блокатор может быть добавлен к обычной схеме лечения. Не назначайте вместе бета-блокатор и верапамил.

Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ в связи с гипертензией или сердечной недостаточностью, должны избегать обезвоживания. Для контроля за гидратацией достаточно внимательно следить за весом. В большинстве отелей имеются напольные весы, а сопровождающие туристическую группу операторы всегда готовы прийти на помощь.

Инфаркт миокарда в недалеком прошлом. В первые две недели после инфаркта миокарда поездки и полеты запрещаются; желательно также воздерживаться от ненужных переездов в течение шести недель. При отсутствии противопоказаний пациентам назначается ежедневный профилактический прием бета-блокатора, так как доказано, что он снижает смертность по крайней мере в течение года после инфаркта.

При приемы ингибиторов АПФ, как уже было сказано выше, необходимо избегать обезвоживания. Имеется повышенный риск венозных тромбозов.

Недавнее хирургическая операция на сердце. Следует воздерживаться от длительных поездок в течение минимум двух (а предпочтительно даже шести) недель после операции. В послеоперационный период повышается риск ТГВ.

Сердечная недостаточность. Основная опасность для таких пациентов заключается в излишествах разного рода, будь то алкоголь, соль или инсоляция. Все эти моменты освещены выше.

Поражения клапанов сердца. Особых рекомендаций для таких больных не существует, но при развитии на фоне этого состояния аритмий, стенокардии или сердечной недостаточности необходимо принять соответствующие меры.

British Heart Foundation, 14 Fitzharding St, London, WIH 4DH, tel 0171 935 0185, fax 0171 486 1273.
The Medical Officer, British Airways PLC, PO Box 10, Healthrow Airport, London TW6 2JA.

1. Green P. L., Mooney S. E. Carrige of individual passengers by civil airlines. Aviation Medicine. London: Butterworth, 1998.
2. Cleland J. G. F., Cowburn P. J., McMurray J. Managment of Heart Failure: A systematic aproach to clinical practice. London: Science Press, 1997, P. 1 — 112.
3. Cleland J. G. F., McMurray J., Ray S. Prevention Strategies After Myocardial Infarction: Evidence Based Medicine. London: Science Press, 1994, P. 1 — 92.
4. Cleland J. G. F., Findlay I., Lowe G. D., McMurray J., Wood D. Asymptomatic Coronary Artery Disease and Angine. London: Science Press, 1996, P. 1 — 122.

Читайте также:  Патрубки системы охлаждения дэу нексия 16 клапанов схема

Обратите внимание!

  • С помощью врача пациент должен проверить, насколько состояние его здоровья соответствует требованиям данного транспортного средства, и проинформировать соответствующий персонал о своем заболевании
  • Бета-блокаторы могут применяться для предупреждения стенокардии или аритмий, провоцируемых волнением или перевозбуждением
  • Пациенты, принимающие ингибиторы АПФ или диуретики, должны регулярно взвешиваться на одних и тех же весах, чтобы вовремя обнаружить обезвоживание или задержку жидкости
  • Больным, применяющим антикоагулянты, необходимо провести оценку свертываемости крови перед и во время поездки (в случае если она продолжается более двух — трех недель)
  • Пациенты, прошедшие курс лечения амиодароном, обладают повышенной чувствительностью к солнечному свету, поэтому им следует избегать длительного пребывания на солнце или применять крем, блокирующий проникновение излучения всего видимого спектра
  • По крайней мере в течение двух недель после инфаркта миокарда или хирургических вмешательств на сердце (оптимальное время — шесть недель) путешествия противопоказаны

Опасности и преимущества различных видов транспорта

Преимущества. Автомобиль считается наиболее привычным и почти не вызывающим у больного тревоги видом транспорта. Пациент, как правило, едет «от двери до двери» и в любой момент может остановиться.

Недостатки. Длительные поездки могут вызывать напряжение, особенно если пациент сам ведет машину.

Советы. В случае длительных поездок необходимо делать остановки.

Противопоказания. Для пассажиров четких противопоказаний нет, но любое состояние, сопряженное с риском внезапной потери контроля над управлением, исключает возможность вождения.

  • Путешествие по железной дороге и на автобусе

Преимущества. С поездкой на поезде или автобусе связано меньше стрессовых ситуаций, чем при вождении. Обычно есть возможность сходить в туалет; пациенты могут встать и размять ноги.

Недостатки. В случае возникновения проблем не всегда просто остановиться.

Советы. Для многих поезд и автобус — идеальные средства передвижения.

Противопоказания. Для пассажироров четкие противопоказания отсутствуют.

Преимущества. Отсутствие стрессовых ситуаций (если, конечно, пациент не страдает морской болезнью).

Недостатки. Бывает нелегко получить квалифицированную медицинскую помощь, хотя на борту имеется медицинский персонал. Недомогания чаще развиваются именно во время морских путешествий и связаны с потерей солей и воды при рвоте. Кроме того, не исключено, что пациент не будет иметь возможность принять препарат обычным образом.

Советы. Больным, недавно перенесшим тяжелые заболевания, например, инфаркт миокарда или приступ стенокардии, путешествовать морем не рекомендуется. Изменения в диете и образе жизни могут существенно повлиять на состояние сердечно-сосудистой системы (см. ниже раздел «Подготовка к путешествию»)

Полезно иметь с собой антигистаминные препараты от морской болезни, которые в случае предрасположенности следует принимать профилактически, или же просто иметь с собой на всякий случай. Ниже приводятся рекомендации на случай обезвоживания.

Преимущества. Самолет — самый быстрый способ передвижения на длинные расстояния, с ним, как правило, связано меньше неудобств, чем с остальными видами транспорта.

Недостатки. Некоторые пациенты очень волнуются перед полетом. У самых заядлых путешественников после возникновения у них сердечных проблем может наблюдаться повышенная тревожность; тревога же нередко провоцирует аритмию или приступ стенокардии. Даже в специальных кабинах напряжение кислорода падает примерно до 75 mmHg (103 mmHg на уровне моря). Это приводит к пониженному насыщению крови кислородом, что очень опасно для пациентов с тяжелыми легочными заболеваниями, а также сопутствующими им сердечными заболеваниями или сердечной недостаточностью и стенокардией. Длительное ожидание в аэропортах и долгий путь к выходу после приземления могут создавать дополнительные трудности. Воздействие длительных перелетов на водный баланс неоднозначно. Пониженное давление в кабинах может привести к увеличению вентиляции и потере жидкости в процессе дыхания. Недостаток питья или же избыток алкоголя только усугубляют ситуацию. У пациентов, получающих ингибиторы АПФ и диуретики, при обезвоживании развивается гипотензия. Длительное обездвиживание, особенно с опущенными ногами, может стать причиной тромбоза глубоких вен (ТГВ). Риск снижается, если пациент уже принимает варфарин, но другие сердечные больные относятся к группе повышенного риска.

Советы. Следует поинтересоваться, предоставляет ли аэропорт соответствующее обслуживание (носильщик, электрические вагонетки, кресло для больных и т. п.). Все авиалинии IATA имеют единый медицинский сертификат и врачебную комплектацию, с которой пациент может ознакомиться во время покупки билета. Пациенты со стенокардией или пароксизмальной фибрилляцией предсердий должны до вылета принять бета-блокатор (при отсутствии противопоказаний).

С гипоксией можно бороться путем дополнительной оксигенации, которую предоставляют сами авиалинии (если это указано в перечне услуг). Риск отравления двуокисью углерода для пациентов с респираторными заболеваниями стоит оценить предварительно: перед тем как заказать билеты, необходимо сделать специальные анализы газового состава крови.

Для предовращения ТГВ пациентам следует пить столько, сколько необходимо. Во время длительного перелета следует также регулярно делать упражнения для ног. Неясно, снижает ли риск ТГВ прием аспирина. Нужно обязательно предупредить пациента о последствиях чрезмерного употребления алкоголя.

Пациентам с тяжелой стенокардией или сердечной недостаточностью не стоит летать самолетом без крайней необходимости. В общем случае, если пациент способен пройти сотню ярдов по ровной местности с обычной скоростью без затруднений дыхания и болей в груди, значит, он может путешествовать на самолетах. В течение десяти дней после кардиохирургических манипуляций или неосложненного инфаркта миокарда летать запрещается. В более тяжелых случаях этот интервал удлиняется.

Если в аэропортах имеются кресла для больных, это должно быть указано в рекламных проспектах.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector