- Не работает печка
- Причины неисправности вентилятора печки
- Неисправность блока САУ и обрыв цепи
- Рекомендации по эксплуатации печки в ВАЗ 2110-2112
- Как узнать неисправность и отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110
- Конструкция отопителя ВАЗ-2110
- Видео: Отопитель ВАЗ 2110; 11; 12. Устройство и принцип работы.
- Вентилятор печки
- Симптомы поломки. Составляющие отопителя, влияющие на работу вентилятора
- Проверка вентилятора
- Особенности конструкции печки старого и нового образцов
- Видео: Замена моторчика печки (вентилятора отопителя) ВАЗ 2110, 2111 и 2112
- Ремонт вентилятора (по шагам)
- Почему может не работать мотор отопителя ВАЗ-2111
- Принцип работы
- Возможные неполадки
- Как проверить моторчик печки
- Порядок ремонта вентилятора печки
- Выводы
Не работает печка
Отопление в салоне автомобиля – важная функция, которая особенно востребована в холодное время года. Неисправность с подачей теплого воздуха в модели ВАЗ 2110-2112 встречается довольно часто. В этой статье рассмотрим основные виды неисправности, а также разберем, как решить каждую из них.
Причины неисправности вентилятора печки
В моделях «десятого» семейства чаще всего встречается проблема с неисправностью резистора. Проявляется эта неисправность всегда одинаково – моторчик печки работает только в последнем четвертом положении (когда напряжение подается напрямую на моторчик). Решается неисправность заменой резистора, который установлен в моторном отсеке, ближе к центральной части кузова.
На фото ниже отмечено точное расположение резистора в моделях «десятого» семейства ВАЗ.
Важно! Отметим, что в независимости от того, какой мотор установлен на автомобиль, расположение резистора всегда остается неизменным – в центральной части панели, около моторчика печки.
Следующий момент, который нужно проверить при неисправности вентилятора печки – целостность предохранителя. Проверка этого элемента проводится легко за счет того, что он отвечает за работу подсветки бардачка и прикуривателя. Если при включении зажигания прикуриватель работает, а лампочка подсветки в бардачке горит – предохранитель исправен.
Неисправность блока САУ и обрыв цепи
Если самостоятельная проверка предохранителя и резистора не дала результатов, и вентилятор по-прежнему не работает – следует рассмотреть вариант проблемы с блоком САУ, а также с обрывом цепи.
При активном использовании регуляторов печки в «десятке», «двенашке» или «одиннадцатой» периодически блок отопления выходит из строя. Причина такой проблемы банальна – слабое качество изготовления и неисправность платы. При наличии опыта решить проблему можно путем пропаивания контактов. В крайнем случае можно заменить блок отопления в сборе, благо в интернете есть масса предложений с б/у вариантами детали за небольшие деньги.
Отметим, что перед заменой детали следует провести небольшую диагностику, чтобы убедиться в неисправности блока. Выполнить подобную диагностику можно самостоятельно в несколько шагов:
- Достаньте блок из посадочного места и снимите фишку с шестиконтактного разъема;
- Включите зажигание, замкните провода красного и синего цвета;
- Если вентилятор заработал – проблема кроется в блоке.
Подобную неисправность можно выявить довольно просто, поэтому не спешите покупать и менять все возможные элементы системы отопления машины. Для полной уверенности в неисправности блока можно установить в авто заведомо рабочий элемент.
Еще один вариант проблемы, из-за которой вентилятор печки на «десятке» отказывается работать, – обрыв цепи. Для выявления этой проблемы придется заняться снятием защитного пластикового кожуха над вентилятором. Также для нормального доступа к этому электроприбору придется снять дворники и «жабо».
Провода питания печки находятся около самого моторчика, поэтому без разбора защитных деталей добраться к проводке не получится. Сняв все мешающие пластиковые элементы, можно провести визуальный осмотр состояния массы и плюсового провода питания моторчика. Ниже на фото стрелкой отмечен минус, а рядом с ней плюсовая фишка.
Для проверки теории неисправного моторчика можно включить зажигание и проверить напряжение на проводах. Если напряжения на проводах есть – электродвигатель моторчика печки неисправен. При желании можно разобрать этот элемент, но проще всего установить новый вентилятор.
С любыми вариациями моторов на «десяточном» семействе всегда устанавливались схожие моторчики печки, во всяком случае, конструкция отопителя на любой комплектации этих моделей оставалась схожей. Таким образом, представленные выше методы проверки электромоторчика применимы к любому автомобилю из этого семейства ВАЗ.
Рекомендации по эксплуатации печки в ВАЗ 2110-2112
При частой эксплуатации автомобиля рекомендуется регулярная замена салонного фильтра. Если он забит либо полностью отсутствует – помимо пыли в салоне возрастает риск попадания грязи и сухих листьев в моторчик печки. Долгая работа вентилятора в таких условиях ведет к его поломке.
Работа моторчика исключительно на высоких оборотах (при неисправности резистора это особенно актуально) происходит быстрый износ электродвигателя, поэтому не стоит тянуть с заменой неисправного резистора.
Для наглядного ознакомления с причинами неисправности можно просмотреть видео на эту тему. При желании все неисправности с этим элементом можно решить самостоятельно.
Источник
Как узнать неисправность и отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110
На ВАЗ «десятого» семейства, к которым относится модель ВАЗ-2110, в систему отопления салона конструкторы внедрили систему автоматического управления отопителем (САУО), повышающую удобство использования печки.
Конструкция отопителя ВАЗ-2110
САУО пришло на смену ручному управлению отопителем, но в остальном печка конструктивно осталась прежней. Как и в более ранних моделях система обогрева салона представляет собой корпус с установленными внутри радиатором, подключенным к системе охлаждения силового агрегата – источник тепла, заслонками, перенаправляющими воздушный поток в нужные зоны, и вентилятором с приводом от электродвигателя, которым поток воздуха и создается.
САУО — контроллер, который в зависимости от установленных параметров отслеживает температуру в салоне и регулирует положение заслонок, поддерживая заданный режим.
Видео: Отопитель ВАЗ 2110; 11; 12. Устройство и принцип работы.
Эффективность отопителя салона ВАЗ-2110 была бы низкой без принудительного создания потока воздуха, и эта задача лежит на вентиляторе печки.
Вентилятор печки
Конструктивно вентилятор состоит из электродвигателя постоянного тока с коллекторно-щеточным узлом и крыльчатки, посаженной на ротор эл. мотора. Питание электромоторчика осуществляется от бортовой сети авто. Предусмотрено несколько режимов работы вентилятора, разница между которыми сводится только к скорости вращения ротора, а реализовано это путем врезки резистора в цепь питания электромотора.
Установка режима работы вентилятора осуществляется рукояткой, размещенной в блоке управления печкой на центральной консоли. Изначально на ВАЗ-2110 эта рукоятка входила в конструкцию контроллера САУО, но функционировала отдельно от самого контроллера. Позже в САУО добавили функцию автоматического управления вентилятором (положение «А» на рукоятке), задействовав которую контроллер регулирует скорость вращения электромотора, чтобы поддерживать заданный температурный режим.
Электродвигатель, используемый в конструкции вентилятора ВАЗ-2110, прост, но у него есть «слабые места» — коллекторно-щеточный узел и подшипники. Износ этих элементов становится причиной некорректного функционирования и полной неработоспособности вентилятора. Короткие замыкания и обрывы обмотки в приводе печки встречается редко, но об этих поломках тоже не забывайте.
Симптомы поломки. Составляющие отопителя, влияющие на работу вентилятора
Признаки неисправности вентилятора печки достаточно явно проявляются и не заметить их невозможно. Распространенные симптомами поломки:
- Повышенная шумность, скрежет при работе.
- Сильное снижение эффективности нагнетания воздуха.
- Вентилятор не включается в работу.
- Самопроизвольное изменение скорости вращения электродвигателя.
- На слух определяется, что электромотор работает под сильной нагрузкой.
В ряде случаев такие последствия дают неисправности в цепи питания и управления вентилятором, поэтому следует сначала проверить их. Это касается:
- предохранителя (перегорание – причина полного отказа работы электромотора);
- резистора (если он не исправен, перестают работать некоторые скоростные режимы электродвигателя);
- контроллера (рукоятка переключения режимов вентилятора и входит в его конструкцию, поэтому неисправности САУО сказываются на функционировании эл. двигателя);
- клемм проводки цепи питания и управления (окисление, повреждения проводов – одна из причин неправильно работающего электровентилятора).
Если диагностика указанных элементов показала, что они исправны, необходимо демонтировать и ремонтировать сам вентилятор. Но предварительно можно и его диагностировать.
Проверка вентилятора
Делается проверка путем прямой запитки электродвигателя от АКБ (от клемм аккумулятора прокладываем провода и подключаем к выводам питания моторчика) – работа под нагрузкой, затрудненный набор скорости вращения, визги и писки указывают на износ составных элементов привода и необходимость их замены. А вот если даже при прямой подаче напряжения электродвигатель не заработал, вероятнее, он перегорел или произошел обрыв обмоток. Такие неисправности – трудноустранимы и проще заменить узел целиком.
Особенности конструкции печки старого и нового образцов
Конструкция электродвигателя печки на ВАЗ-2110 идентична, а вот вентиляторы и место их расположения отличается. На моделях первых годов выпуска электровентилятор установлен в корпусе печки перед радиатором и расположен он горизонтально (печки старого образца). После конструкцию пересмотрели – вентилятор уже разместили в корпусе салонного фильтра и установили вертикально (отопители нового образца).
Несмотря на конструктивные особенности, демонтаж вентилятора – операция несложная и не требует полной разборки печки.
На ВАЗ-2110 с отопителем старого образца, чтобы снять электровентилятор, нужно:
- Демонтировать «жабо».
- Снять переднюю стенку ниши, в которой размещен отопитель.
- Демонтировать заднюю крышку корпуса вентилятора, предварительно выкрутив саморезы и сняв фиксаторы.
- Отсоединить от вентилятора проводку и извлечь его.
Что касается моделей с печкой нового образца, то технология снятия электровентилятора печки на таких авто отличается:
- демонтируем «жабо» и переднюю стенку;
- извлекаем воздушный фильтр;
- откручиваем крепление корпуса фильтра к корпусу печки и разъединяем их;
- отсоединяем проводку;
- извлекаем корпус фильтра вместе с вентилятором;
- демонтируем электровентилятор.
После снятия электродвигателя с крыльчаткой, разбираем его, выполняем дефектовку, заменяем изношенные элементы и собираем обратно.
Видео: Замена моторчика печки (вентилятора отопителя) ВАЗ 2110, 2111 и 2112
Ремонт вентилятора (по шагам)
Технология разборки очень проста, но действуйте аккуратно. Поскольку поломка электродвигателя кроется в износе подшипников и графитных щеток, рассмотрим, как заменить эти элементы:
- Разбираем электродвигатель. Для этого сначала снимаем крыльчатку, а затем два пружинных фиксатора опоры моторчика.
- Снимаем опору.
- Выкручиваем винты крепления щеточного узла и снимаем его.
- Аккуратно выбиваем ротор.
- Очищаем элементы от пыли и грязи.
- С внутренней стороны статора аккуратно отгибаем края пластины, удерживающей подшипник.
- Выбиваем подшипник и на его место устанавливаем новый (для замены нужен подшипник №609).
- Загибаем обратно края пластины.
- Осматриваем состояние пластин коллектора на роторе, при необходимости их шлифуем наждачной бумагой (мелкозернистой).
- Заменяем изношенные щетки на новые (провода изношенных выпаиваем, а на их место припаиваем провода новых элементов).
- Отгибаем упоры пружин щеток (это позволит без проблем установить щеточный узел на место).
- Ставим на место ротор.
- Устанавливаем и фиксируем щеточный узел, предварительно посадив щетки в посадочные места.
- В отверстия, которые закрывали упоры, устанавливаем пружины щетки и загибаем обратно упоры.
- Устанавливаем опору вентилятора и крыльчатку.
- Отремонтированный вентилятор устанавливаем на авто.
Как видно, отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110 несложно, и с этой задачей вполне можно управиться в гаражных условиях, даже не имея особых навыков в ремонте авто.
Источник
Почему может не работать мотор отопителя ВАЗ-2111
В автомобилях семейства 2110 вентиляцию осуществляет приточно-вытяжная система. Принудительный воздух от вентилятора поступает через технологические щели в лобовом стекле и выходит в щели между тканью обивки и панелью изнутри дверей автомобиля. Такая конструкция значительно улучшает оборот воздуха и лучшую его прогреваемость в зимнее время. Так почему же он иногда выходит со строя и как его реанимировать? Об этом ниже в статье.
Методы ремонта вентилятора печки в ВАЗ-2111.
Принцип работы
Из-за отсутствия крана регулировку отопления внутри отечественного автомобиля выполняет заслонка мощности горячего воздуха. Регулировка автоматическая, с точностью до двух градусов по Цельсию. Заслонка доказала свою практичность по сравнению с краном, так как последний может заклинивать, залипать или замерзать. Основной поток нагретого или охлажденного воздуха равномерно распределяется по всему салону – сначала на ветровое стекло, а затем проходит через закрытые заслонками дефлекторы к боковым стеклам. По аналогичному принципу происходит обогрев пола и пространства для ног. Предусмотрена и система рециркуляции воздуха внутри салона, которая предотвращает экологическую катастрофу в автомобиле из-за несанкционированного проникновения, загазованного и заполненного пылью дорог наружного воздуха.
Вентилятор печки десятого семейства работает в одном из трёх режимов: низкий, средняя интенсивность и автоматический выбор. Режим зависит от количества дополнительных резисторов 0,23 Ом в работе – один или два. В зависимости от скорости и показателей воздуха цифровой блок управления выбирает оптимальный режим работы народного кондиционера советского образца. Температура регулируется с помощью контролера. Водитель может выставить температуру в диапазоне 16-30 градусов с интервалом 2 градуса. Далее, в зависимости от показаний датчика, вентилятор начинает работать с достаточной интенсивность для быстрого прогрева воздуха в салоне, особенно из-за долгого простоя. В первые минуты после запуска интенсивность работы печки ВАЗ довольно высока. Затем она постепенно снижается.
Возможные неполадки
Если плохо работает моторчик печки, не спешите обвинять именно его. Конечно, ему свойственно засоряться посторонними мелочевками – частицами пыли, сажей и других загрязнений. Достаточно один-два раза в сезон делать профилактическую очистку. Аналогичные процедуры необходимо проводить перед концом и вначале сезона эксплуатации. Может выйти со строя датчик температуры. В этом случае нарушается ход заслонки. В обычном режиме она открывается на максимуме при красной точке и закрывается при достижении синей точки минимума. Отличаются и показатели нормального сопротивления. Обычно значение находится в диапазоне 20-25 Ом. Если оно выходит за рамки, то вентилятор может неправильно прогревать или охлаждать воздух. На неисправность же самого вентилятора печки указывает несвойственное поведение. Например:
- Скрежет при работе и посторонние шумы;
- Незапуск вентилятора вообще;
- Снижение эффективности и объема нагнетания воздуха;
- на слуху плохая работа вентилятора.
Первое место по частоте поломок занимает электроцепь от аккумулятора до моторчика печки. Если кабель отказал полностью – виноват сгоревший предохранитель. Нарушения работы электромотора на разных скоростях намекают на вылетевший резистор. А в случае отсутствия изменений режима работы диагноз очевиден – не реагирует управляющий контроллер. Могут выходить со строя и клеммы различных соединений. Но если электрооборудование в норме, то прибор придется демонтировать и перебрать основательно.
Как проверить моторчик печки
Запитайте моторчик напрямую от АКБ, переложив провода от клемм аккумулятора и присоединяем к выходам питания моторчика. Обеспечьте работу под нагрузкой. О необходимости замены электропитания говорит затруднения в наборе скорости, переходе на другие режимы и крики помощи со стороны печки. А в салоне может ощущаться запах гари. Если же двигатель не запустился, значит произошёл обрыв обмоток или, что ещё хуже, перегорел. Лечится эта проблема только полной заменой узла.
Порядок ремонта вентилятора печки
- Разберите электродвигатель печки. Сначала демонтируйте крыльчатку, затем пружинные фиксаторы.
- Лишите его опоры.
- Снимите щеточный узел, открутив винты вначале.
- Аккуратно выбейте ротор.
- Удалите пыль и грязь со всех элементов электродвигателя печки.
- Освободите подшипник, отогнув края пластины с внутренней стороны статора.
- Удалите старый подшипник №609 и установите новый.
- Загните обратно края пластине.
- Оцените состояние пластины после этой процедуры и отшлифуйте края при необходимости.
- Удалите старые щетки вместе с проводами. На их месте впаяйте провода от новых щеток.
- Отогните упоры пружин щеток, чтобы без труда вернуть на место щеточный узел. Отложите его в сторону.
- Верните на место ротор мотора печки.
- Установите обратно щеточный узел, убедившись в занятии щетками своих законных мест.
- Заполните пропуски пружинами и верните в исходное положение упоры.
- Установите на место крыльчатку.
- Подключите заново электромотор в сеть печки.
Выводы
Главное правило любого ремонта – не паниковать. Если у вас не работает моторчик отопителя печки ВАЗ, но вы не можете отремонтировать его – обратитесь в автосервис. И опытный автомастер оперативно решит всю проблему.
Источник