- Датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2110
- Что такое регулятор (датчик) холостого хода
- Как работает РХХ, задачи
- Конструкция датчика холостого хода
- Где купить
- Признаки неработоспособности датчика холостого хода
- Проверка работоспособности датчика холостого хода
- Диагностирование механики РХХ
- Чистка ДХХ
- Замена и калибровка нового РХХ
- Видео по теме
- I Love My Lada
- I Love My Lada
- Автомобили ВАЗ: ремонт, обслуживание, тюнинг
- Датчик холостого хода (РХХ) ВАЗ 2110: как проверить, замена, артикулы
- Как работает датчик холостого хода (РХХ) на ВАЗ 2110
- Диагностика и неисправности РХХ ВАЗ 2110
- Как проверить датчик холостого хода ВАЗ 2110 своими руками
- Чистка и замена датчика холостого хода (РХХ) ВАЗ 2110
- Выбираем РХХ на ВАЗ 2110, какой лучше
Датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2110
Датчик холостого хода ВАЗ 2110, 2112 — дозирует воздушный поток, отвечает за выравнивание холостых оборотов, неисправность диагностируется, если мотор не держит их, глохнет, не запускается при открытой заслонке дросселя. Демонтаж, замена РХХ не требуют особого опыта и специнструментов.
Что такое регулятор (датчик) холостого хода
Рассматриваемое изделие именуется и датчиком, и регулятором (более правильно), а также реже клапаном. Сокращенно — ДХХ, РХХ. На ВАЗ 2110 датчик холостого хода, как и на 2112, ставится с N по каталогу 2112-1148300.
Стоимость РХХ около 400–600 руб., им снабжаются Приоры, Калины, Таврии, Ланосы и Сенсы — проверка, обслуживание детали аналогичные.
Датчик холостого хода поменять на ВАЗ 2112, можно открутив два удерживающих винта. Клапаны всегда находятся стандартно на тыльной части впускного коллектора.
Датчик холостого хода на ВАЗ 2110 — это небольшой клапанный узел измерительно-исполнительного направления. Однако, несмотря на маленькие размеры, при неисправном регуляторе наблюдаются серьезные нарушения в функционировании ДВС: больше расходуется горючее, мощность понижается.
Как работает РХХ, задачи
Функции, алгоритм работы клапанов холостого хода:
- Функциональная задача — дозировка поступления воздуха. Когда заслонка впуска полностью открыта, а электроникой (ЭБУ) фиксируется необходимость форсирования холостых оборотов, то РХХ изменяет расположение во впускном отверстии своего затвора в форме толстой иглы или длинного конуса.
- Таким образом регулируется объем поступающего воздуха. Двигаясь, шток создает нужный зазор.
- Создается путь с требуемой шириной для воздуха, идущего в обход дросселя, затем смешивающегося с топливом.
- Результат — двигатель не глохнет.
Более подробно работа РХХ выглядит так. Если мотор запускается на холоде, ЭБУ активирует клапан на открытие впускного отверстия, одновременно подается больший объем горючего для сгорания. Обороты растут, прогрев ДВС форсируется. При достижении рабочей t° для силовой установки авто моторчик шагового типа РХХ подвигает перекрывающий конус вперед. Воздушный поток сокращается, интенсивность хода падает.
Датчик холостого хода ВАЗ 2112 стабилизирует его и выравнивает, предотвращает глушение дозированием воздуха, когда задвижка впуска закрыта.
Конструкция датчика холостого хода
- маленький электромоторчик с действием шагового типа;
- шток с калиброванным толстым иглообразным конусом и пружиной;
- выводы для колодки.
Где купить
Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Переходите по ссылкам и выбирайте:
Признаки неработоспособности датчика холостого хода
Поломки датчика холостого хода 2112 касаются электрочасти или механики устройства. Признаки неисправности:
- главные симптомы: не держатся («плывут»), прерывистые, слабые холостые, ТС на них, а также при езде на «нейтралке», когда задвижка дросселя задвинута, глохнет;
- невозможен запуск в непрогретом состоянии без открытия заслонки (пока не нажмут на газ). На холодном агрегате повышенные обороты не наблюдаются вообще, глушение происходит после деактивации передачи при движении ТС;
Признаки идентичные как для ДПДЗ, но для последнего высвечивается «CHECK ENGINE», если наблюдается этот сигнал, то сломан именно он. Место, где находится датчик холостого хода, надо отличать от расположения ДПДЗ.
Проверка работоспособности датчика холостого хода
Идентифицировать поломку надо вручную — самодиагностики нет. Регулятор холостого хода ВАЗ 2110 располагается во впуске после задвижки (корпус дросселя).
Для начала анализируют электрическую часть мультиметром:
- Изучается распиновка РХХ ВАЗ 2110 (есть в инструкции изделия или в сети).
- Проверяют, нормально ли запитывается датчик, для чего его отсоединяют, снимают колодку.
- Делают замеры двух крайних выводов на колодке A и D:
- Включают зажигание, переводят мультиметр на «прозвонку», черный щуп — на массу (на сам корпус) ДВС, плюсовым (красным) поочередно касаются контактов. Значение в пределах 12 В — норма. Если нет — оборвана цепь, поломка ЭБУ, разряжение АКБ. Значит, проверяем целостность (контакты, провода), ЭБУ (на выводах 4 и 54 норма также 12 В), АКБ. Если они исправны — дело именно в клапане;
- Мультиметр выставляем на опцию омметра, меряем сопротивление обмоток электромоторчика. Надо узнать значения между выводами A-B, C-D, касаемся их щупами. Должно быть 40–80 или по номиналу — 53 Ом.
- Не изменяя режима мультиметра, смотрим, есть ли замыкание на той же части РХХ: теперь проверяемые клеммы A-D, B-C, касаемся их щупами. Если значение идет к бесконечности, то это нормально — обмотки не должны контактировать. Если же сопротивление обнаружено, неважно какое, значит, есть замыкание. Датчик в таком состоянии нецелесообразно ремонтировать, часто это просто технически невозможно — проще купить новый.
Диагностирование механики РХХ
Сломанной может быть механика. Главное, что проверяется при диагностике — подвижность (длина) затворного конуса. Определить степень состояние прибора на 100 % можно только спецстендом или особым тестером, но проверка «на глаз» тоже может обнаружить причину неполадки.
Проверка датчика на исправность механики подразумевает его снятие. Порядок действий:
- Ставим ТС на «ручник».
- Снимаем клемму «–» с АКБ.
- Отсоединяем колодку от клапана.
- Чистим, протираем место, где находилось изделие, крепления.
- Выкручиваем крепежи и вынимаем деталь.
Инструкция как проверить датчик холостого хода ваз 2110 (инжектор, 8 или 16 клапанов) после его снятия:
- Подсоединяем датчик к колодке.
- Подключаем АКБ.
- Активируем зажигание — конусный затвор должен подвинуться вперед. Если такого не наблюдается, возможна неисправность штока (возможно коксование) или моторчика. Норма для выступа иглы (конуса) от корпуса изделия — 23 мм. При работоспособности, если подается питание, шток меняет положение.
Чистка ДХХ
Нельзя игнорировать такую элементарную процедуру как чистку — это может дать результат, так как иногда части изделия, контакты коксуются, покрываются грязью, маслом.
Что потребуется для чистки:
- очиститель (смазка) WD-40 или подобные чистящие средства для техники;
- вата, чистая ветошь, тампоны.
- Датчик демонтируется полностью, с отсоединением колодки.
- Тампон смачивается чистящей смесью. Можно также брызнуть аэрозолем на изделие.
- Тщательно протирают контакты, иглу, а также места установки, особенно, если там обнаружено масло.
Перед установкой регулятор высушивается, измеряется выступ иглы из корпуса (норма — 23 мм).
Если у датчика неисправность электрической части — обмотки, электромотора, — то ремонт нецелесообразен или невозможен. Покупают новое изделие, тем более, что оно не слишком дорогое (в среднем 500–700 руб., можно найти и за 250–300 руб.).
Если проблема в колодке с проводами (можно купить новую), отошедших контактах или в загрязнении, тогда ремонт целесообразен. А также починка имеет смысл, если есть исправные части идентичного изделия — его можно разобрать и попробовать заменить эти детали. Но надо учесть, что обычно такое отремонтированное устройство чаще ломается и неудобства, причиненные этим, будут весьма неприятными, поэтому обычно выгоднее сразу купить новое изделие.
Замена и калибровка нового РХХ
Замена клапанного датчика холостого хода на ВАЗ 2110: деталь вставляется, винты закручиваются, выводы подсоединяют по схеме (есть в инструкции к РХХ или в сети). Регулятор холостого хода ваз 2112 16 клапанов и на других ТС с силовой системой подобной конструкции, расположен стандартно одинаково.
Крайне желательно после замены откалибровать РХХ:
- Зажигание на 7–10 сек., без запуска на протяжении этого времени.
- Запустить ДВС. Могут наблюдаться скачки, повышение оборотов.
- Заглушить мотор — шток перейдет в иное крайнее положение.
- Повторить 2–3 раза, описанные действия.
- Запустить мотор примерно на 5–7 мин.
Надо помнить, что калибровка обнуляется после отсоединения РХХ или после снятия минусовой клеммы с АКБ. Данная процедура поможет оборотам «встать» более правильно для лучшего функционирования системы.
Видео по теме
Источник
I Love My Lada
I Love My Lada
Автомобили ВАЗ: ремонт, обслуживание, тюнинг
Датчик холостого хода (РХХ) ВАЗ 2110: как проверить, замена, артикулы
Нестабильная работа двигателя на холостом ходу, плавающие холостые на ВАЗ 2110 инжектор 8 или 16 клапанов могут быть связаны не только с датчиком холостого хода (РХХ), но и со многими другими элементами системы питания и системы зажигания. Именно поэтому прежде чем выдвигать обвинения регулятору холостого хода, необходимо убедиться в том, что высоковольтные провода не пробивают на массу, свечи в порядке (без нагара и в рабочем состоянии), давление в топливной рампе в норме и форсунки чистые. В противном случае причину неисправности будет выяснить нелегко.
Как работает датчик холостого хода (РХХ) на ВАЗ 2110
Не разобравшись в принципе работы РХХ (датчика холостого хода) ВАЗ 2110, диагностику проводить бессмысленно, поскольку необходимо знать, что именно проверять. Регулятор холостого хода представляет собой шаговый электродвигатель с конусным клапаном на штоке в качестве рабочего органа. Шаговый двигатель, установленный в корпусе датчика, срабатывает по команде электронного блока управления двигателем и по сути является исполнительным устройством. Максимальное количество шагов, которое необходимо клапану для перекрытия воздушного канала холостого хода — 50, а при переключении клапана в режим холостого хода электромотор втягивает конусный клапан на 21 шаг.
Работает РХХ (регулятор холостого хода) следующим образом. Включая зажигание, мы активируем шаговый электродвигатель, который выталкивает шток клапана до тех пор, пока конус не упрется в седло канала дроссельного узла. В это время мы слышим щелчок. Кстати, во время этого тестового срабатывания при запуске двигателя, конус изнашивается сильнее всего. Конус сел на место, а шаговый мотор посылает импульс на блок управления двигателем, сообщая о готовности.
Схема работы регулятора холостого хода с шаговым двигателем
После этого ЭБУ дает команду электромотору на втягивание штока на 21 шаг, мы запускаем двигатель и он начинает работать на холостых оборотах, если не активировать дроссельную заслонку. Отслеживая степень прогрева двигателя с помощью датчиков, ЭБУ постепенно перекрывает доступ воздуха к системе холостого хода, выводя двигатель на режим номинальных холостых оборотов (800-900 об/мин). Так работает регулятор холостого хода на ВАЗ 2110.
Диагностика и неисправности РХХ ВАЗ 2110
Поломки клапана холостого хода могут иметь как электрический, так и механический характер. К механическим относятся:
- закоксовывание канала холостого хода;
- появление нагара на конусном клапане;
- заедание штока конусного клапана;
- потеря пружиной клапана РХХ номинальной упругости;
- механические повреждения штока и конуса;
- износ, выработка конуса.
К поломкам электрического характера относят выход из строя обмоток шагового электродвигателя, отсутствие контакта на разъемах регулятора, некорректные команды системы управления двигателем (ЭБУ), обрыв или повреждение коммутационных проводов.
Как проверить датчик холостого хода ВАЗ 2110 своими руками
Ресурс регулятора холостых оборотов должен составлять не менее 100 тысяч км пробега. Тем не менее при использовании паршивого бензина и высоких нагрузках он может приказать долго жить гораздо раньше. Для проверки регулятора холостого хода нам пригодится мультиметр и стандартный набор инструментов. Проверку проводим строго в такой последовательности, чтобы избежать ошибок:
- Выключаем зажигание .
- Отключаем разъем жгута проводов от регулятора холостого хода, нажав на фиксатор.
- Включаем зажигание, измеряем мультиметром в режиме измерения напряжения данные между выводом 1 на колодке и массой.
- Измеряем напряжение на остальных трех выводах колодки. Показания мультиметра должны быть в пределах 0,4-12 В .
- Переключаем тестер в режим измерения сопротивления.
- Измеряем сопротивление между контактами 1-2 на датчике холостого хода и 3-4 . Сопротивление должно быть от 40 до 80 Ом . Это контакты обмоток двух катушек шагового двигателя.
Если полученные показатели не соответствуют номиналам, заменяем регулятор или ищем обрыв в цепи его питания (в случае отсутствия напряжения на колодке).
Чистка и замена датчика холостого хода (РХХ) ВАЗ 2110
Чистка и проверка состояния регулятора обычно проводится на пробеге 15-20 тысяч км. Перед тем как почистить или заменить регулятор холостого хода на ВАЗ 2110 инжектор, необходимо в обязательном порядке выключить зажигание.
- Процедура пустяковая и занимает не более 15 минут, тем не менее зажигание необходимо отключить и снять контактную колодку с корпуса регулятора.
- РХХ крепится к дроссельному узлу двумя винтами, которые откручиваются отверткой с плоским шлицом (в некоторых исполнениях под крест). Расположение датчика ХХ на дроссельном узле
- Аккуратно и плавно тянем на себя регулятор и вынимаем его из посадочного гнезда. Не забываем удалить уплотнительное кольцо.
- Оцениваем состояние седла конусного клапана в корпусе дросселя. С помощью проникающей смазки WD40 или аэрозоля-очистителя для карбюраторов чистим поверхность седла клапана в дроссельном корпусе.
- Подключаем разъем к регулятору. Включаем на несколько секунд зажигание, затем выключаем и снова включаем. Шток клапана сам выкрутится с помощью шагового двигателя. Выключаем зажигание.
- Тщательно чистим конус и шток с пружиной с помощью проникающей смазки ветошью.
- После очистки вставляем шток с пружиной на место, наживив резьбу, но полностью не закручиваем. Включаем зажигание, шаговый двигатель сработает и усадит шток на положенный ему 21 шаг.
Осталось установить все на место в обратном порядке, включить на несколько секунд зажигание, выключить его и снова включить. Можно запускать двигатель и тестировать систему холостого хода. Так же поступаем и при замене датчика холостого хода (РХХ) на ВАЗ 2110.
Выбираем РХХ на ВАЗ 2110, какой лучше
Оригинальный датчик холостого хода имеет номер по каталогу 2112-1148300 . Его цена порядка 170 гривен. В продаже существует около двух десятков регуляторов от разных производителей (все они, кстати, подходят и к Таврии, Ланосу, Сенсу Приоре и Калине), однако, по отзывам владельцев, наиболее точно и корректно работают следующие:
- регулятор CRB с каталожным номером 1309.2090/17059602 , цена 150 гривен;
- подозрительный, но чуть дешевле Автотрейд с артикулом АТ17059602 , цена 140 гривен;
- GM-овский регулятор Continental с артикулом 17059602 , 180 гривен;
- польский FSO 17059602-FSO, цена 146 гривен;
- корейский KS 17059602/93744675 , цена 165 гривен на 2019 год;
- самый дешевый, польский TackPart 17059602/93744675 , около 100 гривен;
- корейский РХХ ANAM 17059602/93744675 .
По возможности публика рекомендует устанавливать родной ВАЗовский регулятор 2112-1148300 , поскольку точность калибровки шагов у разных производителей может отличаться.
Источник