- Распредвал 2108
- Распредвал 2108 двигателей 2108, 21081, 21083
- Размер распредвала ваз 2108 8 клапанов
- Головка цилиндров
- Прокладка головки цилиндров
- Размеры распредвала ваз 2110
- Направляющие втулки клапанов
- Размер распредвала ваз 2108 8 клапанов
- Клапаны
- Сводные характеристики распредвалов ВАЗ 2101-2107 и «Нива»
- Корпуса подшипников
Распредвал 2108
Двигатели 2108, 21081, 21083 имеют распределительный вал установленный в головке блока.
Распредвал 2108 двигателей 2108, 21081, 21083
Назначение распределительного вала (распредвала) 2108
Распределительный вал двигателя (2108, 21081, 21083) является частью его газораспределительного механизма (ГРМ). Он выполняет функцию привода клапанов, так как своими кулачками при вращении попеременно (в определенной последовательности) нажимает на их толкатели.
Помимо этого распредвал является приводом распределителя зажигания (трамблера) и бензонасоса.
Устройство распредвала 2108
Распределительный вал двигателя — высокоточная деталь, отлитая из чугуна. Кулачки, шейки и поверхность под сальник вала для повышения прочности отбеливаются на глубину до 0,2 мм.
Распредвал имеет пять шеек для установки в опоры головки блока двигателя. Сверху он закреплен корпусом подшипников распредвала, состоящим из двух половинок и установленном на шпильки.
Распредвал 2108 и его корпуса
Помимо этого, для предотвращения осевого смещения, распредвал имеет упорный буртик, расположенный между торцом задней опоры вала и корпусом вспомогательных агрегатов. Так же на валу имеется эксцентрик привода топливного насоса. В торце вала выполнен паз для соединения с валом трамблера. На другом конце на шпонке устанавливается шестерня привода ГРМ закрепленная болтом.
Смазка распределительного вала производится под давлением через отверстия в опорах головки блока.
Опоры распредвала 2108 в головке блока
Размеры распределительного вала
Высота кулачков (впускного и выпускного) у распредвала 2108 9,0±0,1 мм. Диаметр шеек 24,915-24,931 мм.
Как работает распределительный вал
Распределительный вал вращается за счет привода на его шкив ремнем ГРМ от шкива на коленчатом валу. При этом он нажимает в определенной последовательности своими кулачками на толкатели клапанов заставляя их открываться. Положение распределительного и коленчатого валов относительно друг друга устанавливается по специальным меткам. В результате достигается своевременное открытие-закрытие клапанов на определенных фазах при работе двигателя (впуск-сжатие-рабочий ход-выпуск). Одновременно эта работа синхронизируется с работой распределителя зажигания (трамблера) так как он так же приводится в движение распредвалом. Соответственно искра на свечи зажигания проскакивает в нужный момент.
Помимо этого распредвал приводит в движение топливный насос (бензонасос) системы питания двигателя. Эксцентрик на валу воздействует на стержень толкателя.
Неисправности распределительного вала
Износ шеек распределительного вала
Износ поверхности под сальник
Износ опор распредвала в головке блока и корпусе
В результате износа опор распредвала (в корпусе и головке блока) происходит его биение, что негативно сказывается на работе клапанного механизма. Допустимое биение шеек распредвала 0,02 мм.
Как следствие повышенный шум из-под клапанной крышки двигателя, неустойчивые обороты холостого хода двигателя.
Применяемость распределительного вала 2108
На карбюраторных двигателях 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 устанавливается распределительный вал 2108-1006015.
На инжекторный двигатель 2111 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 в ряде случаев устанавливается распределительный вал 2110-1006015 или 2111-1006015, имеющий на конце штифт под датчик фаз (в ЭСУД с двумя датчиками кислорода под нормы Евро-3).
Тюнинг распределительного вала 2108
Самый простой — замена на распределительный вал 2110 с большими кулачками (впускной-9,6±0,1 мм, выпускной-9,3±0,1 мм) и иными углом развала кулачков и и высотой подъема позволяющими увеличить динамические характеристики автомобиля (улучшенный разгон и повышенную скорость передвижения). При этом теряется приемистость двигателя на «низах», его приходится крутить до больших оборотов. что снижает ресурс.
Более сложный — установка разрезной шестерни, позволяющей самостоятельно изменять фазы газораспределения и добиваться от двигателя либо скорости, либо приемистости на «низах», по желанию.
Примечания и дополнения
Что такое отбеливание шеек и кулачков распредвала? Отбеливание — процесс придания повышенной твердости элементам чугунной детали путем нагрева и последующего резкого охлаждения. Деталь приобретает повышенную твердость (на отбеленных участках образуется белый чугун-цементит), но вместе с тем хрупкость.
Источник
Размер распредвала ваз 2108 8 клапанов
Головка цилиндров
Детали механизма газораспределения установлены на головке цилиндров. Основные размеры головки цилиндров и деталей механизма газораспределения даны на рис. 21.
Общая для четырех цилиндров головка отлита из алюминиевого сплава. Она подвергается воздействию высоких температур и давления газов. Поэтому у нее жесткая нижняя опорная часть, которая интенсивно охлаждается жидкостью. Толщина же стенок сделана но возможности равномерной, чтобы уменьшить внутренние напряжения от теплового расширения.
В головке цилиндров расположены камеры сгорания клиновидной формы с впускными и выпускными каналами, которые выведены на правую сторону и через прокладки соединяются с соответствующими трубопроводами. В каждой камере сгорания имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания, выходящие на левую сторону головки цилиндров. С левой же стороны находятся и два канала для стока масла в масляный картер.
Свободное пространство внутри головки цилиндров образует охлаждающую рубашку, которая с задней стороны имеет выход к отводящему патрубку. С этой стороны ввинчен и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Через отверстия на нижней стороне охлаждающая рубашка головки цилиндров сообщается с охлаждающей рубашкой блока цилиндров. С правой стороны через два отверстия охлаждающая жидкость проходит в рубашку впускного трубопровода для подогрева горючей смеси.
В правой верхней части вдоль всей головки цилиндров просверлен канал для масляной магистрали, от которой по наклонным каналам масло подается к опорам распределительного вала, а по горизонтальному каналу — на правую сторону к датчику контрольной лампы давления масла.
Головка крепится к блоку цилиндров десятью болтами. Для равномерного и плотного ее прилегания болты необходимо затягивать на холодном двигателе в определенной последовательности (рис. 22) и в четыре приема: 1-й — предварительно затянуть болты моментом 2 кгс·м; 2-й — подтянуть болты моментом 7,1. 8.7 кгс·м, 3-й — довернуть болты на 90°; 4-й — снова довернуть все болты на 90 Поскольку болты затягиваются до предела текучести, то они вытягиваются. Поэтому повторно болты можно использовать только в том случае, если они вытянулись до длины не более 135,5 мм (без учета головки болта). Две центрирующие втулки вокруг болтов 8 и 9 (см. рис. 22) обеспечивают точное взаимное расположение головки и блока цилиндров.
В верхней части головки цилиндров расположены пять опор под шейки распределительного вала. Опоры выполнены разъемными. Верхняя половина находится в корпусах подшипников (переднем и заднем), а нижняя в головке цилиндров. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с корпусами подшипников, поэтому они невзаимозаменяемы и головку цилиндров можно заменять только в сборе с корпусами подшипников.
Механизм привода клапанов, установленный на головке цилиндров закрывается алюминиевой литой крышкой. По всему периметру нижней поверхности крышки проходит паз, в который вставляется уплотнительная резиновая прокладка. Шпильки крепления также изолированы от крышки резиновыми втулками. Таким образом, крышка непосредственно не соприкасается с головкой цилиндров. Поэтому вибрация от головки цилиндров не передается крышке и снижается шум от механизма газораспределения.
На двигатели 21081 и 2108 устанавливаются одинаковые головки цилиндров. Но у них есть отличие в месте установки шпильки натяжного ролика. На двигателях 2108 шпилька завертывается в нижнее отверстие 1 (рис. 23), а на двигателях 21081 — в верхнее отверстие 2.
Прокладка головки цилиндров
Прокладка головки цилиндров предназначена для обеспечения герметичности между блоком и головкой цилиндров. Она имеет стальной каркас, обложенный с двух сторон асбестом. Каркас удерживает асбест от расползания. Края отверстий для цилиндров окантованы алюминированной сталью, отверстие для прохода масла к распределительному валу — медной лентой, а у отверстий для стока масла в картер предусмотрено дополнительное герметизирующее покрытие в виде валика из натурального каучука шириной 2 мм и высотой 0,035 мм.
При сборке двигателя надо всегда устанавливать новую прокладку. Использование бывшей в употреблении прокладки не допускается, так как она не обеспечит герметичности. Устанавливая прокладку, следует обращать внимание на то, чтобы отверстие для прохода масла (окантованное медной лентой) находилось в зоне 5-го болта крепления головки цилиндров (номер болта см. на рис. 22).
На двигателях 2108 и 21081 применяются одинаковые прокладки, а на 21083 — другая, с увеличенными отверстиями под цилиндры. Их легко отличить по внешнему виду. Так, у прокладки 21083 перемычка между отверстиями под цилиндры составляет всего 5 мм, а сами отверстия имеют форму окружности. У прокладки же 2108 отверстия под цилиндры имеют сложную конфигурацию, а перемычка между ними составляет 7,9 мм.
Седла клапанов изготавливаются из специального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагрузок. Седла впускных клапанов запрессовываются в головку цилиндров с натягом 0,081. 0,121 мм, а выпускных клапанов — 0,071. 0,111 мм.
Такой натяг необходим для того, чтобы седла надежно держались в головке цилиндров в условиях высоких температур и ударных нагрузок. Для облегчения установки седел их перед запрессовкой либо охлаждают в жидком азоте до —175°С, либо нагревают головку цилиндров до 80°С. Рабочие фаски седел клапанов (рис. 24) после запрессовки обрабатывают в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспечить точную соосность фасок и отверстий направляющих втулок.
Размеры распредвала ваз 2110
Решил осветить вопрос, отличаются ли распредвалы 2108 от 2110(инж), и насколько. Значения не эталонные, но весма близкие к действительным, не хуже +- 2.5 гр. Замер производился маркерным диском, при подьёме клапанов в 0.5мм (+- 0.015), термический зазор не более 0.03.
В итоге намерял: 1. Распредвал 2108, с мотора 1.3, 2108 блок. Подъём кулачка впуск- 8.95мм Подъём кулачка выпуск- 8.95мм Угол открытия впускного клапана- 220гр. (240гр.) Угол открытия выпускного клапана- 220гр. (240г.р) Угол развала кулачков- 108гр. Высота перекрытия клапанов, — практически отсутствует. 0.20-0.3мм, на глазок. В скобках приведённое к замеру по методике ОКБ «Двигатель».
2.Распредвал 2110, с мотора 1.6, 11193 блок. Подъём кулачка впуск- 9.5мм Подъём кулачка выпуск- 9.2мм Угол открытия впускного клапана- 230гр. (251гр.) Угол открытия выпускного клапана- 230гр. (251гр) Угол развала кулачков- 106гр. Высота перекрытия клапанов- 0.725мм (+- 0.25) В скобках приведённое к замеру по методике ОКБ «Двигатель».
3.Распредвал MS-04, ОКБ «Двигатель» Подъём кулачка впуск- н.д. (10,9) Подъём кулачка выпуск- н.д (10.9) Угол открытия впускного клапана- 268гр. (294гр.) Угол открытия выпускного клапана- 266гр. (290гр) Угол развала кулачков — 117.5 гр. Высота перекрытия клапанов- н.д. (1.9мм) В скобках заводские значения.
Пробовал перемерять, самый близкий результат получил при термозазоре в 0.25мм и подьём 0.05мм . Не стал ничего исправлять.
Если для 2108 и 21083 распредвал один, то… Согласно мурзилке 21083 и 2110 получаем, что р-вал 2110 смещает пик момента c 3500об.мин. на 3000 об.мин. (заслуга развала кулачков), но из-за более широкой фазы и более высокого подъёма клапанов появляется прибавка момента в 2,8% и максимальная мощность при тех же 5600об.мин. увеличивается на 4,3%. Конечно это не много, но и 10-тый вал можно найти за копьё.
Направляющие втулки клапанов
Направляющие втулки клапанов изготавливают из чугуна и запрессовывают в головку цилиндров с натягом 0,063. 0,108 мм. На их наружной поверхности имеется проточка, в которую вставляется стальное стопорное кольцо. Оно обеспечивает точность положения втулок при запрессовке и предохраняет их от возможного выпадения.
Отверстия во втулках обрабатывают после их запрессовки в головку цилиндров. Это обеспечивает узкий допуск на диаметр отверстия и точность его расположения по отношению к рабочим фаскам седла клапана. В отверстиях направляющих втулок сделаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов — по всей длине отверстия.
Сверху на направляющие втулки надеваются колпачки из тепломаслостойкой резины со стальным арматурным кольцом, которые охватывают стержень клапана и служат для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между направляющей втулкой и стержнем клапана.
Размер распредвала ваз 2108 8 клапанов
Наружная пружина: высота в свободном состоянии 45,2 мм
высота под нагрузкой 26,0+1,7 кгс 33,7 мм
высота под нагрузкой 46,2+2,4 кгс 24,7 мм
Внутренняя пружина: высота в свободном состоянии 34,1 мм
высота под нагрузкой 9,0+0,8 кгс 29,7 мм
высота под нагрузкой 27,5+1,5 кгс 20,7 мм.
а – седло впускного клапана б – седло выпускного клапана I – новость седло Ii — седло дальше ремонта
Величина зазоров между клапаном и направляющей втулкой, мм: номинальный промежуток для впускных клапанов 0,022-0,055
номинальный промежуток для выпускных клапанов 0,029-0,062
предельно допустимый промежуток для впускных и выпускных клапанов 0,3
Если промежуток меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан. Если промежуток преувеличивает предельно допустимый, подмените направляющую втулку.порядо. Осуществления 1. Вымойте части головки блока в бензине, протрите и просушите их. 2. Очистите камеры сгорания от нагара. Исследуйте головку. Если на ней есть трещины или последствия прогара в камерах сгорания, подмените головку. 3. Измерьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого установите металлическую линейку ребром на плоскость головки по центру вдоль, а далее по диагоналям и замерьте щупом промежуток между плоскостью головки и линейкой. Подмените головку, если промежуток превысит 0,1 мм. 4. Очистите нагар с клапанов. Это можно исполнять подходящим металлическим приспособлением.
Клапаны
Впускной клапан изготавливают из хромоникельмолибденовой стали. Для лучшего наполнения цилиндра его тарелка имеет несколько больший диаметр, чем тарелка выпускного клапана.
Выпускной клапан работает при высоких температурах в агрессивной среде отработавших газов. Поэтому он сваривается из двух частей. Стержень клапана изготавливают из хромоникельмолибденовой стали, обладающей высокими износостойкостью и теплопроводностью для эффективного отвода тепла от тарелки клапана к его направляющей втулке. Для тарелки клапана применяют жаропрочную хромоникельмарганцовистую сталь. Кроме того, для уменьшения износа рабочей фаски клапана на нее наплавляется специальный жаростойкий сплав.
Для повышения износостойкости стержней оба клапана азотируются, а верхняя часть стержня закаливается токами высокой частоты.
Пружины прижимают клапан к седлу и не дают ему возможности отрываться от толкателя. Во избежание резонансных колебаний устанавливают две пружины — наружную и внутреннюю (см. рис. 19) с навивкой в одну сторону. Нижними концами пружины ложатся на опорную шайбу. Верхняя опорная тарелка пружин удерживается на стержне клапана двумя сухарями, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.
Толкатели 3 (см. рис. 19) клапанов передают усилие от кулачка распределительного вала на клапан. Они стальные цилиндрические Поверхность, соприкасающаяся с клапаном, для повышения износостойкости нитроцементируется на глубину 0,2 мм. В верхней части толкателей имеется гнездо для регулировочной шайбы.
Регулировочные шайбы б (см. рис. 19) — плоские стальные нитроцементированные на глубину 0,6 мм. Подбором их толщины регулируется зазор А между кулачком и шайбой. В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3 до 4.5 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы (цифры) маркируется электрохимическим способом на ее нижней поверхности.
Распределительный вал представляет собой стержень с кулачками и опорными шейками Форма и расположение кулачков обеспечивают открытие и закрытие клапанов в соответствии с порядком работы цилиндров (1—3—4—2) и фазами газораспределения (см. рис. 20).
Распределительный вал — чугунный литой пятиопорный. С его задней, стороны находится эксцентрик для привода топливного насоса, а на хвостовике паз для соединения с муфтой датчика-распределителя зажигания. Рабочие поверхности кулачков, эксцентрика и поверхность под сальник отбеливаются для увеличения износостойкости. Этот процесс заключается в электродуговом оплавлении поверхностей, в результате которого образуется слой так называемого «белого» чугуна, обладающего высокой твердостью.
Для исключения осевого перемещения распределительного вала у него с заднего конца предусмотрен фланец, который фиксируется между головкой цилиндров (с корпусом подшипников) и корпусом вспомогательных агрегатов. Передний конец распределительного вала уплотняется самоподвижным резиновым сальником.
Сводные характеристики распредвалов ВАЗ 2101-2107 и «Нива»
Здесь я приведу сводную таблицу характеристик распредвалов . Начну со стандартного и всеми знакомого 2101 до чисто спортивных валов. Вообще характеристики распредвалов приведены на сайтах производителей, но собрать всю информацию воедино, почему-то никто не захотел. Также приведу расшифровку терминов связанях с распредвалами. Наиболее часто упоминаются такие термины: фаза, подъём, перекрытие ну и иногда указывают база.
Фаза — величина продолжительности положения клапана в открытом состоянии. Измеряется в градусах угла поворота коленчатого вала авто и показывает, на какой угол повернётся коленвал за время, когда клапан открыт. Подъём — максимальная величина хода клапана. Измеряется в миллиметрах. Перекрытие — величина, измеряемая в градусах угла поворота коленчатого вала. Даёт понять, как долго оба клапана одного цилиндра находятся в открытом положении. Также перекрытие измеряется в миллиметрах. Зная величину перекрытия в миллиметрах можно судить, не произойдёт ли удар клапанов поршнем т.к. во время нахождении клапанов в перекрытии поршень движется около верхней мёртвой точки (ВМТ). Под термином база обычно понимают диаметр круглого участка кулачка распредвала. Измеряется в миллиметрах. Так если диаметр круглого участка кулачка распредвала соответствует стандартному, т.е. 30мм для двигателя ВАЗ классика, то распредвал считается полнобазным, а если он меньше то неполнобазным. Подавляющее большинство тюнинговых распредвалов неполнобазные. Также при выборе и установке распредвала следует понимать, что валы с подъёмом более 12мм требуют просадки сёдел клапанов. Более точно узнать необходимую величину просадки клапанов можно на сайте производителя распредвалов.
Тип Впуск Выпуск перекрытие база Подъём, мм фаза, гр. Подъём, мм фаза, гр.
2101 9,5мм 232гр. 9,5мм 232гр 0,5мм 22гр 30мм 21213 10,6мм 243,5гр. 9,5мм 229гр 0,5мм 23,5гр. 30мм СТИ-1 10,7мм 266гр. 10,7мм 266гр 1,7мм 48гр нет инф. СТИ-2 11,2мм 280гр. 11,2мм 280гр 2мм 64гр. нет инф. СТИ-3 11,7мм 293гр. 11,5мм 285гр. 2мм 65гр. нет инф. СТИ-4 12,1мм 309гр. 12мм 301гр. 3мм 81гр. 28,8мм Динамика 113 11,3мм 244гр. 10,2мм 234гр. 1,2мм 36гр. 30мм Динамика 115 11,5мм 290 гр. 11,5мм 290гр. 2,1мм 78гр. 29,4мм Динамика 118 11,8мм 260гр. 11,3мм 246гр. 1,3мм 39гр. 29,4мм Динамика 125 12.5мм 322гр. 12,2мм 318гр. 4,5мм 108гр 27мм Динамика 130 13мм 335гр. 13мм 335гр. 5,5мм 125гр. 26,6мм Эстонец 1 10,5мм 256гр. 10,5мм 256гр. 1,5мм 44гр. нет инф. Эстонец 2 11,2мм 289гр. 11,2мм 289гр. 2мм 77гр. нет инф. Двигатель М12 12,8мм 307гр. 12,2мм 298гр. 2,2мм 83гр. 27,5мм Двигатель М22 13мм 316гр. 12,4мм 307гр. 3,2мм 97гр. 27мм Двигатель М32 13,2мм 325гр. 12,7мм 317гр. 4,2мм 112гр. 26,5мм ММ М3 13мм 332гр. 12,5мм 332гр. 5,1мм 135гр. нет инф. ММ М4 12,5мм 339гр. 12,7мм 322гр. 5,1мм 130гр. нет инф. Нуждин 11,8 11,8мм 296гр. 11,8мм 296гр. 3,5мм 84гр. нет инф.
Конечно, в природе существуют и другие распредвалы для , но они имеют гораздо меньшее распространение. Также в разных источниках название распредвалов могут отличаться. ОКБ Динамика в настоящее время маркирует свои распредалы по новому обозначению. Например, Динамика 118 это тоже Динамика 51.
Корпуса подшипников
Корпуса подшипников распределительного вала. Опорные шейки распределительного вала вращаются в отверстиях, которые наполовину выполнены в головке цилиндров, а наполовину в корпусах подшипников (переднем и заднем). Корпуса подшипников — алюминиевые литые. В переднем корпусе находятся первая и вторая, в заднем — третья, четвертая и пятая опоры. Зазор между отверстиями опор и шейками распределительного вала лежит в пределах 0,069. 0,11 мм. Максимально допустимый зазор (износ) — 0,2 мм.
Каждый корпус подшипников центруется относительно головки цилиндров двумя установочными втулками, надеваемыми на шпильки крепления. Чтобы из-под корпусов подшипников не подтекало масло, применяется жидкий самотвердеющий герметик типа SUPER THREE BOND No 50 или аналогичный ему герметик КЛТ-75Т отечественного производства. Он выпускается в тюбиках, при сборке двигателя жгутиком наносится на поверхность головки цилиндров в зоне крайних опор распределительного вала.
Источник