- Насос масляный МТЗ: характеристики, устройство, схемы, сколько зубов на шестерне привода
- Устройство системы смазки двигателя
- Устройство масляного насоса на МТЗ для двигателей Д-240, 243, 245 и модификаций: схема, характеристики
- Масляный насос для Д-240
- Схема масляного насоса МТЗ-80/82
- Масляный насос для Д-245
- Масляный насос Д-260 и модификаций
- Неисправности масляного насоса двигателя
- Как проверить масляный насос двигателя МТЗ
- Замена масляного насоса: можно ли поставить другую модель
- Сколько зубьев на масляном насосе МТЗ
Насос масляный МТЗ: характеристики, устройство, схемы, сколько зубов на шестерне привода
Чтобы двигатели тракторов МТЗ не выходили из строя из-за высокого трения деталей, на Белорусах используется продуманная система смазки. Ее ключевым компонентом является масляный насос, который осуществляет принудительную подачу масла к трущимся деталям мотора. Система смазывания обеспечивает смазывание подвижных элементов коленвала, распределительного вала, шестерен топливного насоса и промежутки.
Масляный насос на тракторе МТЗ подает техническую жидкость под давлением путем промывания (клапаны) или разбрызгивания. О его характеристиках и устройстве, схеме и основных компонентах, а также о том, как проверить, снять и заменить, поговорим далее в статье.
Устройство системы смазки двигателя
Масляный насос МТЗ 80 и 82 входит в состав системы смазки двигателя. Ее устройство следующее:
- центрифуга (выполняет центробежную фильтрацию);
- непосредственно сам маслонасос;
- маслоприемник;
- радиатор;
- трубки;
- контрольные приборы.
Агрегат используется для перекачки технической жидкости. Чтобы система смазки функционировала должным образом, технические жидкости нужно подбирать с оптимальными показателями вязкости. Для эксплуатации в зимнее время подойдет М8Г2, а летом стоит использовать М10Г2.
Каждые 480 моточасов моторное масло необходимо заменять, а также промывать или устанавливать новый фильтр.
На схеме устройства системы смазывания масляный насос МТЗ 80 (для двигателя Д-240) обозначен цифрой 6. Остальные элементы системы приведены ниже.
1. радиатор | 7. редукционный клапан |
2. маслопроводы | 8. клапан для слива |
3. манометр | 9. предохранительный клапан |
4. сетка | 10. упорные кольца |
5. центрифуга | 11. патрубок |
6. маслонасос | 12. маслоприемник |
Устройство масляного насоса на МТЗ для двигателей Д-240, 243, 245 и модификаций: схема, характеристики
Поскольку масляный насос на МТЗ используется для смазки мотора, подбирать его необходимо по характеристикам и геометрии двигателя. На Белорусы устанавливаются движки Д-240 и Д-245, а также их всевозможные модификации. Поэтому в характеристиках всегда должно быть обозначено, для какой версии двигателя он предназначен.
Рассмотрим далее схемы и устройство масляного насоса на МТЗ 80, 82 (двигатели Д-240, 242, 243 и другие), а также для МТЗ-100, 102 и других тракторов, на которые ставятся силовые агрегаты серии Д-245.
Масляный насос для Д-240
Он шестеренчатого типа, т.е. НШ, одноступенчатый. Агрегат приводится во вращение от коленвала, он устанавливается на крышке первого коренного подшипника.
Насос двигателя НШ состоит из:
- корпуса;
- крышки;
- ведущей и приводной шестерен;
- вала;
- пальца;
- ведомой шестерни.
Устройство масляного насоса МТЗ 82 следующее. При вращении шестеренок в зоне всасывания создается пониженное давление. За счет разряжения в этой области моторное масло втягивается в маслозаборник. Внутри оно попадает на зубцы шестерен и таким образом перемещается к трубопроводу. По трубкам жидкость подается к трущимся элементам движка.
Шестерни выточены с высокой точностью, как и корпус. Идеальная геометрия обеспечивает равномерный поток технической жидкости. Точность размеров и подгонки деталей настолько важна, что не допускается даже переставлять крышки с двух масляных насосов МТЗ одной модели.
Характеристики масляного насоса Д-240 (Д-242, Д-243) следующие:
- пропускная способность 36 л/мин при 2320 об;
- рабочее давление 0,70-0,75 МПа (7-7,5 кгс/см2).
Схема масляного насоса МТЗ-80/82
Устройство масляного насоса МТЗ для двигателя Д-240 и его различных модификаций изображено на следующей схеме.
1. маслозаборник; | 6. шестерня привода; |
2. корпус; | 7. штифт; |
3. палец ведомой шестерни; | 8. вал; |
4. ведомая шестерня; | 9. ведущая шестерня; |
5. крышка; | 10. патрубок |
Масляный насос для Д-245
На тракторы МТЗ-100, 102 устанавливается масляный насос для Д-245. Это так же агрегат НШ, т.е. шестеренного типа. Во вращение он приводится коленвалом и монтируется на крышке 1-го коренного подшипника.
1. маслозаборник; | 6. шестерня привода; |
2. корпус; | 7. штифт; |
3. палец ведомой шестерни; | 8. вал; |
4. ведомая шестерня; | 9. ведущая шестерня; |
5. крышка; | 10. патрубок |
Шестерня привода масляного насоса МТЗ находится на валу (8). Штифт (7) фиксирует ее и не дает смещаться, оставляя возможность только вращаться в одной плоскости. Также на валу стоит ведущая шестерня, а ведомая находится с ней в зацеплении.
Масло в насос Д-245 поступает из картера через маслозаборник. Там жидкость проходит через фильтр, посредством которого удаляются механические включения и загрязнения. Смазка поступает в пространство между зубьями шестеренок маслонасоса. При их вращении жидкость вытесняется далее в магистраль, а затем – подается к трущимся деталям мотора.
Масляный насос Д-260 и модификаций
Насос масляный для ММЗ Д-260 шестеренного типа, односекционный. Во вращение он приводится от коленвала двигателя, как и в предыдущих случаях. В целом устройство помпы МТЗ 1221, 1523 аналогично рассмотренным выше моделям, различаются только характеристики и габариты.
Насос масляный МТЗ 1221 имеет перепускной клапан. Его рабочие характеристики: 0,7-0,75 МПа.
Если на входе давление увеличивается и становится больше рабочего, техжидкость напрямую подается в полость всасывания. Диапазон давления выставляется на стенде, для регулировки используются соответствующие шайбы.
Масляный насос двигателя МТЗ 1221, 1523 для Д-260 всасывает жидкость через маслоприемник из картера. Далее часть масла проходит через полнопоточный фильтр – и затем впрыскивается к элементам мотора, а другая часть пропускается через центробежный фильтр и после очистки снова поступает в картер.
Если трактор запускается на холодную, фильтр не пропускает вязкое масло. В этом случае срабатывает перепускной клапан: он открывается, и техжидкость напрямую подается в маслопровод. В норме перепускной клапан срабатывает, когда показатели превышают 0,13-0,17 МПа. Отрегулировать его нельзя.
Для поддержания рабочего давления в магистрали на уровне 0,28-0,45 МПа в маслонасосе МТЗ 1221/1523 устанавливается предохранительный клапан. Он срабатывает при превышении рабочего давления в маслопроводе: излишки сливаются напрямую в картер.
Менять моторное масло для двигателей Д-260 рекомендуется каждые 250 моточасов.
Неисправности масляного насоса двигателя
Выход из строя маслонасоса приводит к нарушению циркуляции моторного масла и снижает эффективность охлаждения движка. Игнорирование проблемы может нанести значительный ущерб мотору и привести к более дорогому ремонту.
Чаще всего у шестеренчатых НШ возникают следующие неисправности:
- Снижается давление.
Проверить масленый насос нужно сразу же, как только загорится индикаторная лампочка на приборной панели.
- Повышается давление.
Увеличение давления масла в системе охлаждения также является проблемой. При незначительном его превышении масло просачивается через уплотнители, места присоединения трубок, сальники и т.д. Это неприятно, но не критично.
При значительном превышении рабочего давления перепускные клапаны будут препятствовать подаче техжидкости в систему охлаждения, и мотор просто не заведется.
- Повышается расход масла.
Если вы отмечаете значительное увеличение расхода масла, нужно проверить масляный насос двигателя. Если оно просачивается в полость цилиндров, выхлоп изменит цвет.
Причинами неисправностей являются следующие дефекты:
Сеточка необходима для фильтрации жидкости на входе масляного насоса. Она забивается, в результате чего снижается давление в системе или подача техжидкости прекращается. Сеточка забивается сильнее при использовании отработки или после промывки силовой установки.
- Износ внутренней поверхности корпуса (зеркала).
Износ корпуса возникает обычно при превышении моторесурса насоса. В этом случае меняется агрегат целиком, а иногда – вместе с шестерней коленвала.
Шестерни масляного насоса подвержены ускоренному износу при использовании неподходящего масла, отработки или при редкой замене техжидкости, когда она густеет.
- Низкий уровень масла в картере двигателя.
При недостаточном уровне масла насос работает на пределе, перегревается и может сломаться. Нужно следить за уровнем техжидкости и доливать ее по мере необходимости.
Как проверить масляный насос двигателя МТЗ
Проверить маслонасос можно, не снимая его, что позволит быстро получить базовую информацию о состоянии узла. Рассмотрим основные шаги по диагностике без демонтажа.
- Проверка давления в системе.
Иногда лампочка давления масла работает некорректно и загорается даже в тех случаях, когда показатели находятся в норме. Проверить масляный насос можно, смонтировав манометр вместо датчика аварийки.
Проверять давление нужно на горячую.
Проверить, не забились ли фильтры, можно без демонтажа масляного насоса. Их засорение является частой причиной неисправностей в работе системы охлаждения. Особое внимание нужно уделить сетке маслоприемника – она засоряется чаще всего.
Замена масляного насоса: можно ли поставить другую модель
Масляный насос трактора МТЗ 80, особенно если речь идет о старых Беларусах с Д-240, может не справляться с нагрузкой, поэтому у многих трактористов возникает вопрос, возможна ли замена насоса на другую модель? Например, при установке насоса с шестернями привода с меньшим числом зубьев получился бы прирост по оборотам.
Замена масляного насоса совсем не обязательно должна выполняться на агрегат той же модели. Обычно есть смысл для Д-240 (а иногда и более поздних версий Д-241, Д-242, Д-243 и т.д.) ставить более мощный масляный насос от Д-245.
Чтобы при замене потребовались минимальные переделки, нужно менять одновременно насос и шестерню коленвала.
Все остальные габариты будут идентичными, поэтому с подсоединением маслозаборника и трубок проблем не возникнет.
Для успешной замены масляного насоса МТЗ, если вы хотите заменить его на аналогичный, нужно:
- уточнить модификацию движка и посмотреть каталожный номер;
- посмотреть, сколько зубьев на шестерне привода;
- выбрать запчасти с такими же каталожными номерами (обязательно нужно уточнить число зубов на шестерне привода, иначе детали не встанут).
Для замены маслонасоса на другую версию нужно:
- выбрать масляный насос для МТЗ с подходящими характеристиками;
- уточнить, сколько зубьев на шестерне привода;
- если число зубов совпадает с количеством зубьев на шестерне коленвала, то можно взять только насос, в противном случае для успешной замены надо заказать и шестерню вала, подходящую к нему.
Сколько зубьев на масляном насосе МТЗ
Если с размерами и характеристиками маслонасосов для МТЗ производитель не мудрил, то число зубов – совсем иное дело. Часто понять, сколько зубьев на шестерне привода, невозможно даже по каталожному номеру. Точно определить параметры деталей под замену можно, осмотрев привод стоящего на тракторе насоса. Самые распространенные варианты – на 28 и 32 зуба. Они встречаются чаще всего, но далеко не единственные.
При подборе шестерни привода можно руководствоваться следующей таблицей.
Трактор | Двигатель | Шестерня привода | Шестерня насоса |
МТЗ 80, 82, 80л, 82л | Д-240 | 42 зуба | 32 зуба |
МТЗ 80, 82 | Д-243 (до 1998 года) | 38 зубьев | 36 зубьев |
МТЗ 80, 82 | Д-243 (современные модификации) | 42 зуба | 32 зуба |
МТЗ 82, 952, 100, 102, 890, 892 | Д-245 | 46 зубов | 28 зубов |
МТЗ 50, 52, 50л, 52л | Д-50 | 46 зубов | 28 зубов |
МТЗ 1221, 1523 | Д-260 | 50 зубов | 27 зубов |
Таблица носит ознакомительный характер, в ней собраны самые распространенные варианты шестерней привода. Лучше всего уточнить, сколько зубьев на вашем масляном насосе, чтобы не ошибиться с выбором запчастей.
Источник