Регулировка клапана расхода рулевого управления т 150к

Регулировка клапана расхода рулевого управления т 150к

9.4.18. Регулировка механизмов рулевого управления трактора Т-150К

Свободный ход рулевого колеса во время поворота трактора на ровной бетонной или асфальтированной площадке и включенной гидравлике должен быть в пределах 0,43 рад (25°). Свободный ход определяется по началу движения штоков гидравлических цилиндров поворота при повороте от нейтрали в любую сторону. При увеличении свободного хода свыше 0,43 рад (25°) подтяните шаровые пальцы тяги обратной связи и отрегулируйте зазор в паре «червяк—сектор».

Регулировка тяги обратной связи. При износе шаровых пальцев и вкладышей подтяните шаровые соединения тяги. Для этого: выньте шплинт 10 (рис. 82), заверните пробку 1 до упора, отверните ее до совмещения прорези с ближайшими отверстиями в головке штанги 7, зашплинтуйте пробку шплинтом. Подтягивайте шаровые соединения с обоих концов тяги. Если после такой регулировки свободный ход рулевого колеса не уменьшается до нормального, отрегулируйте зазор в паре «червяк-сектор».

Регулировка зацепления «червяк — сектор». Зазор в зацеплении «червяк — сектор» определяйте индикатором, подведенным к торцу вала сектора. В нормально отрегулированном зацеплении перемещение вала сектора в осевом направлении должно быть следующим:

в среднем положении — 0,07—0,10 мм; в обоих крайних положениях — 0,25—0,6 мм.

(В среднем положении сектора риски на валу сектора и на корпусе рулевого механизма совпадают).

При увеличенных показаниях индикатора произведите регулировку в следующем порядке:

отсоедините тягу обратной связи;

снимите боковую крышку рулевого механизма и, подобрав необходимую по толщине шайбу, установите ее взамен старой (рис. 172) ;

поставьте на место крьцнку, тщательно затяните ее болтами и проверьте индикатором осевое перемещение вала сектора, которое должно быть в среднем положении 0,07—0,10 мм и в обоих крайних положениях — 0,25—0,6 мм. Нормальное перемещение вала в среднем положении и уменьшенное (менее 0,25 мм) осевое перемещение его в крайних положениях указывают, что червячная пара имеет увеличенный износ и подлежит замене;

проверьте плавность зацепления пары «червяк — сектор».

При вращении рулевого колеса из одного крайнего положения в другое в обоих направлениях сектор должен обкатываться по червяку без заеданий и прихватов;

присоедините тягу обратной связи.

Регулировка клапана расхода и предохранительного клапана.

Клапан расхода регулируйте только тогда, когда трактор не поворачивается, замедлился поворот или во время поворота возникают частые незатухающие толчки. Клапан регулируют на специальном стенде. Рабочая жидкость при регулировке (масло индустриальное И-20А) должна иметь температуру 323—333 К (50—60° С). Расход масла через правильно отрегулированный клапан должен быть 27—32 дм3/мин( л/мин) при по* даче масла к клапану 40 дм3/мин (л/мин) и противодавлении за клапаном 4МПа (40 кгс/см2). Давление срабатывания предохранительного клапана 7—8 МПа (70—
80 кгс/см2).

При отсутствии стенда можно регулировать клапан на тракторе (при температуре масла в системе 323—333К (50—60° С). Для этого:

поверните трактор в одно из крайних положений до полного «излома» рамы;

снимите клапан с трактора, разберите его, тщательно промойте в дизельном топливе. Соберите клапан и установите его на место;

соедините клапан с нагнетающим штуцером распределителя рулевого механизма специальным трубопроводом с манометром, рассчитанным на давление 10 МПа (100 кгс/см2);

заверните винт клапана расхода так, чтобы он выступал над торцом упора не более чем на 15 мм; запустите дизель.

Поверните трактор в одно из крайних положений до полного «излома» рамы, доверните рулевое колесо до упора и удерживайте его в таком положении.

При оборотах диЗеля 33,4—35 об/с (2000—2100 об/мин) винтом предохранительного клапана отрегулируйте давление по показанию манометра, которое должно быть 7—8 МПа (70—80 кгс/см2); остановите дизель;

снимите трубку с манометром и установите на место маслоподводящую трубку от клапана к нагнетающему штуцеру распределителя рулевого механизма; запустите дизель;

при оборотах дизеля 33,4—35 об/с (2000—2100 об/мин) отрегулируйте подачу рабочей жидкости винтом клапана расхода так, чтобы при быстром вращении

рулевого колеса (не менее 5,25 рад (300°) трактор поворачивался из одного крайнего положения в другое за 5—7 с;

надежно законтрите винты клапана расхода и предохранительного клапана и закройте юс колпачками.

Прн правильно отрегулированном- и нормально (без залеганий) работающем клапане расхода время поворота 5—7 с должно сохраниться в диапазоне оборотов дизеля 23,3—35 об/с (1400—2100 об/мин). Если при указанных оборотах дизеля, правильно отрегулированном и нормально работающем (без залеганий) клапане расхода время поворота больше 5—7 с, необходимо проверить на стенде гидравлический насос рулевого управления на соответствие ТУ и при необходимости отремонтировать или заменить его.

Регулировка затяжки уплотнения штока гидравлического цилиндра поворота. В случае подтекания масла по штоку гидроцилиндра отрегулируйте затяжку уплотнения штока. Для этого:

отвинтите два болта 20 (рис. 79) креплении стакана 14 уплотнения; сдвиньте по штоку стакан 14, войлочное кольцо 15, проставочную и замковую шайбы, обеспечив доступ к регулировочной гайке 13;

подтяните уплотнение регулировочной гайкой, увеличение затяжек не допускается (холостой ход штока цилиндра должен происходить при давлении не выше 0,8 МПа (8 кгс/см2);

наденьте на шестигранник гайки замковую шайбу так, чтобы крепежные отверстия на ней совпадали с резьбовыми отверстиями на торце задней крышки 11;

Читайте также:  Клапан егр ларгус 16кл где находится

установите все детали на место и привинтите их к крышке двумя болтами.

Источник

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Устройство и регулировки рулевого управления Т-150

Рулевое управление трактора Т-150 — гидромеханическое, служит для поворота путем изменения взаимного положения его полурам 6 горизонтальной плоскости, осуществляемого гидравлическими цилиндрами поворота.

Рулевое управление состоит из гидравлической и механической частей (рис. 65): гидравлическая — служит для поворота полурам, механическая — для управления поворотом и осуществления обратной связи.

К гидравлической части относятся гидравлический насос 17, клапан 11 расхода, распределитель 13, запорный клапан 5, два цилиндра 19 и 20 поворота, бак 8 с заборным фильтром 10 и фильтром 9 на линии слива, а также трубопроводы для соединения гидравлических узлов.

Рис. 65. Схема рулевого управления Т-150

1— вал; 2 — сектор; 3 — червяк 4 — золотник; 5 — запорный клапан; 6 — рулевая колонка; 7 — рулевое колесо; 8 — бак; 9 — фильтр линии слива; 10 — заборный фильтр; 11 —клапан расхода; 12, 14—упорные шайбы; 13 —распределитель; 15 — сошка; 16 — тяга; 17— насос; 18, 21 — поворотные рычаги рамы; 19, 20 — гидравлические цилиндры; 22; 28 – грибковые клапаны, 23, 27 — пружины клапанов; 24, 26 — седла; 25 — плунжер; 29— пружина; 30—распорный плунжер; 31 — втулка золотника; а — поворот золотника н запорных клапанов влево; б — прямолинейное движение; в — поворот вправо.

К механической части относятся рулевая колонка 6, червячная пари (червяк 3 и сектор 2) рулевого механизма и тяга 16 обратной связи.

Гидравлический насос НШ 32 (рис. 66) — односекционный шестеренный. Прикреплен к проставочному корпусу на задней стенке картера раздаточной коробки с правой стороны.

Рис. 66. Гидронасос Т-150

1 — корпус; 2 — шестерня ведущая; 3 — шайба упорная; 4 — кольцо стопорное; 5 — манжета; 6 — манжета торцового уплотнения; 7 — планка торцового уплотнения; 3 — шестерня ведомая; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — обойма; 11 — крышка; 12 — манжета радиального уплотнения.

НШ-32 получает вращение от дизеля через вал привода ВОМ, подвижную шестерню раздаточной коробки, шестерню вала привода насоса и компенсирующую зубчатую муфту.

При переключении подвижной шестерни привод к насосу осуществляется от ведущих колес, что обеспечивает управление трактором при неработающем дизеле (буксировка, езда накатом и др.).

Рис. 67. Клапан расхода системы рулевого управления Т-150К

1 — корпус; 2, 12 — контргайки; 3 — шайба; 4 — винт регулировочный; 5, 13 — колпачки; 6 — пружина предохранительного клапана; 7 — муфта угловая; 8 — золотник; 9 — пружина клапана расхода; 10 — упор; 11 — винт регулировочный клапана расхода; 14 — шайба уплотнительная; 15 — седло; 16 — шариковый клапан; 17 — направляющая; А и Д — полости; Б — сливные отверстия; В — демпферное отверстие; Г — сливная канавка.

Клапан расхода (рис 67) обеспечивает подачу постоянного количества рабочей жидкости к распределителю рулевого механизма независимо от частоты вращения коленчатого вала дизеля.

Клапан расхода Т-150 установлен на заднем правом кронштейне кабины. Он состоит из подпружиненного золотника, перемещающегося в осевом направлении в корпусе 1.

На боковой поверхности золотника имеется четыре сливных отверстия, а в донышке — отверстие В малого диаметра, которое создает сопротивление протеканию жидкости. Поэтому давление в полости А перед отверстием больше, чем в полости Д за ним.

Сила избыточного давления перемещает золотник 8 до уравновешивания этой силы пружиной 9. При этом сливные отверстия Б в золотнике сообщаются со сливной канавкой Г в корпусе и избыточная жидкость направляется на слив в бак.

В одном корпусе с клапаном расхода находится предохранительный клапан, предназначенный для предохранения системы от разрушений при чрезмерном увеличении давления. Он состоит из шарикового клапана 16, седла 15, пружины 6 и регулировочного винта 4.

Рулевой механизм служит для управления поворотом трактора Т-150К при помощи изменения направления потока масла к гидравлическим цилиндрам поворота. Изменение направления потока масла осуществляется золотниковым распределителем.

Рис. 68. Рулевой механизм Т-150

1,7, 12 — подшипники роликовые; 2 —сектор; 3 — корпус; 4, 25 — прокладки, 5, 26 — крышки; 6 — червяк; 8 — запорный клапан; 9 — золотник; 10, 20 — шайбы упорные, 11, 21 — подшипники упорные; 13 — крышка верхняя; 14, 27 — гайки вала; 18 — шайба регулировочная; 16 — подпятник; 17 — пружина плунжера; 18 — плунжер; 19 — распределитель; 22 — подшипник; 23 — вал; 24 — сошка.

Рулевой механизм трактора Т-150К состоит из корпуса 3 (рис. 68), в котором на двух роликовых подшипниках 1 и 7 установлен вал 23 с червяком 6, упорными подшипниками 11 и 21, золотником 9 и упорными шайбами 10 и 20. На двух игольчатых подшипниках 22 установлен червячный сектор 2, который находится в зацеплении с червяком 6.

Зазор в зацеплении регулируется подбором шайб 16 необходимой толщины. Плунжеры 18 разжаты пружинами 17 и, упираясь своими торцами в корпус 3, крышку 13 и упорные шайбы 10 и 20, устанавливают золотник 9 в нейтральное положение.

Читайте также:  Если клапан прогорел симптомы приора

Так как между упорными шайбами и торцами проточек в корпусе распределителя с двух сторон имеются зазоры по 2,5 мм, вал 23 может совершать не только вращательное, но и поступательное перемещение вверх и вниз от нейтрального положения. Совместно с валом будет перемещаться и закрепленный на нем золотник 9.

При осевом перемещении пояски в золотнике перекрывают отверстия во втулке распределителя и направляют поток масла от насоса к соответствующим полостям гидравлических цилиндров поворота.

Рис. 69. Запорный клапан системы рулевого управления Т-150

1 — корпус; 2, 11 — пробки; 3, 13 — грибковые клапаны; 4, 12 — пружины клапанов; 5, 6 — кольца уплотнительные; 7, 9 — седла клапанов, 8 — плунжер; 10 — кольцо стопорное.

Запорный клапан служит для предотвращения самопроизвольного поворота трактора Т-150 при наезде на препятствие, то есть для стабилизации движения. Он установлен между гидравлическими цилиндрами и распределителем и препятствует выходу масла из полостей цилиндра.

Запорный клапан состоит из корпуса 1 (рис. 69), двух подпружиненных грибковых клапанов 3 и 13 с седлами 1 и 9 и плунжера 8. Полости клапанов закрыты пробками 2 и 11. Клапан прикреплен четырьмя шпильками к боковой плоскости распределителя и составляет с рулевым механизмом один узел.

Рис. 70. Гидроцилиндр рулевого управления Т-150

1 — крышка передняя; 2, 17 — кольца уплотнительные подшипников; 3, 18 — подшипники шарнирные; 4 — гайка; 5 — поршень; 6 — кольцо уплотнительное; 7 —кольцо уплотнительное; 8 — защитная шайба; 9 — корпус цилиндра; 10 — стяжка; 11— крышка задняя; 12 — уплотнение штока; 13 —гайка регулировочная; 14 —стакан; 15 — кольцо войлочное; 16 — шток; 19 — чистик; 20 — болт; 21 — корпус; 22 — шайба замковая; 23 — кольцо уплотнительное маслопровода; 24 — маслопровод.

Гидроцилиндры двухстороннего действия осуществляют поворот трактора Т-150К. Оба цилиндра одинаковы. Цилиндр состоит из корпуса 9 (рис. 70), поршня 5, штока 16, передней 1 и задней, 11 крышек и маслопровода 24. Цилиндры с помощью пальцев своими передними крышками крепятся к задним кронштейнам рессор, а штоками — к поворотным ушам задней полурамы.

Рис. 71. Бак гидросистемы рулевого управления Т-150

1 — корпус бака; 2 — сапун; 3 — фильтр заливной горловины; 4 — поджимная пружина; 5 —крышка; 6 — коническая пробка; 7 — пробка заливной горловины; 8 — уплотнительная прокладка; 9 — болт; 10— прокладка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — масломерное стекло; 13 — шайба; 14 — гайка; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — заборный фильтр.

Бак является резервуаром для масла, необходимого для работы системы, и способствует поддерживанию его температурного режима. На задней стенке его корпуса (рис. 71) расположено масломерное стекло 12 для контроля уровня масла и заливная горловина.

В трубе заливной горловины размещен фильтр 3, состоящий из набора 21 чечевицеобразного фильтрующего элемента. Набор поджат пружиной.

В верхней части бака установлен сапун 2, связывающий внутреннюю полость бака с атмосферой, а в нижней — пробка для слива масла. Слева в боковую стенку бака ввернут сетчатый заборный фильтр 16.

Рис. 72. Рулевая колонка Т-150

1 — контакт; 2 — шпонка; 3,7 — пружины; 4 — пластина контактная, 5—кнопка; 6, 8 — колпачки: 9 — гайка; 10 — колесо рулевое; 11 — подшипник шариковый; 12 — провод; 13 — втулка контактная; 14 — труба колонки; 15 — вал.

Рулевая колонка Т-150К установлена в расточке верхней крышки рулевого механизма, зафиксирована винтом и закреплена двумя болтами. Вал 15 рулевой колонки (рис. 72) через шлицевую втулку соединяется с валом рулевого механизма. На верхнем конце вала 15 шпонкой 2 н гайкой 9 закреплено рулевое колесо 10.

В колонке размещен привод звукового сигнала, состоящий из кнопки 5, колпачков 6 и 8, пружин 3 и 7 и пластины 4. При нажатии на кнопку электрическая цепь сигнала, связанная с колпачком 8 через контакт 1, втулку 13 и привод 12, замыкается на «массу».

Рис. 73. Тяга обратной связи Т-150

1 — пробка; 2 — втулка; 3 — пружина; 4 — палец шаровой; 5 — уплотнительная прокладка; 6 — сухарь; 7 — штанга; 8 — масленки; 9 — кожух; 10— шплинт.

Тяга обратной связи (рис. 73) совместно с поворотными ушами рамы, сошкой н червячной передачей рулевого механизма составляет обратную связь, которая обеспечивает пропорциональность поворота трактора углу поворота рулевого колеса, а также прекращение поворота при прекращении вращения рулевого колеса.

Управление трактором Т-150 осуществляется рулевым колесом. При прямолинейном движении или движении с постоянным радиусом поворота рулевое колесо не вращают.

В это время золотник 4 (рис. 65) находится в нейтральном положении и масло, проходя через распределитель 13, направляется на слив в бак. При этом клапаны прижимаются пружинами к седлам и препятствуют выпуску масла из полости гидравлических цилиндров. Плунжер устанавливается в среднем положении.

При вращении рулевого колеса влево, в связи с наличием зазора между нижней упорной шайбой и корпусом распределителя, червяк свинчивается по червячному сектору. Вал вместе с золотником сдвигается вверх.

Золотник верхними кромками поясков перекрывает во втулке верхние кромки обоих рядов отверстий, связывающих полость нагнетания со сливом, и масло от насоса гидросистемы Т-150 через отверстия в верхнем ряду открывает грибковый клапан и поступает к полостям левого поворота гидроцилиндров.

Читайте также:  Как проверить электромагнитный клапан газовой колонки бош

Одновременно плунжер под давлением масла сдвигается и своим хвостовиком открывает противоположный клапан. В полости левого поворота масло нагнетается, а из полостей правого поворота гидравлических цилиндров идет на слив в бак.

Трактор поворачивается влево. С прекращением вращения рулевого колеса, так как золотник распределителя еще сдвинут вверх, масло продолжает поступать в гидравлические цилиндры и поршни их продолжают движение.

Штоки поршней через поворотные рычаги, тягу обратной связи, сошку и червячную пару воздействуют на золотник, сдвигая его вниз в нейтральное положение. Масло идет на слив в бак и поворот трактора Т-150 прекращается.

Клапаны под действием пружин прижимаются к седлам, препятствуя выходу масла из полостей гидравлического цилиндра.

При вращении рулевого колеса вправо в связи с наличием зазора между верхней упорной шайбой и корпусом распределителя червяк навинчивается по червячному сектору. Вал вместе с золотником сдвигается вниз.

Золотник нижними кромками поясков перекрывает во втулке нижние кромки обоих рядов отверстий, которые связывают полость нагнетания со сливом, и масло от насосов через отверстия в нижнем ряду открывает грибковый клапан и поступает к полостям поворота гидравлических цилиндров.

Одновременно плунжер под давлением масла сдвигается и своим хвостовиком открывает противоположный клапан. В полости правого поворота масло нагнетается, а из полостей левого поворота гидроцилиндров Т-150К идет на слив в бак. Трактор поворачивается вправо.

С прекращением вращения рулевого колеса золотник возвращается в нейтральное положение, аналогично описанному при повороте влево, и поворот трактора прекращается.

Для обеспечения нормальной работы рулевого управления и исключения возможности выхода из строя червячной пары и других деталей необходимо, чтобы гидравлические узлы были правильно соединены трубопроводами и шлангами.

Поэтому, в случае демонтажа рулевого механизма, гидравлических цилиндров и трубопроводов, при монтаже на трактор необходимо запорный клапан и цилиндры соединить так: штуцер запорного клапана, расположенный ближе к оси трактора, должен быть соединен трубопроводами и шлангами со штуцерами цилиндров, установленными ближе к лонжеронам рамы, а штуцер запорного клапана, находящийся снаружи, должен быть соединен с наружными штуцерами на цилиндрах.

Техническое обслуживание рулевого управления Т-150К

Разборка рулевого механизма Т-150:

— Вывертывают из картера штуцеры, снимают шлицевую втулку с вала рулевого механизма и сошку с сектором, вынимают упорное кольцо из шлицевой втулки.

— Снимают боковую крышку картера, упорное кольцо сектора, регулировочные прокладки, вынимают сектор и выпрессовывают штифт из сектора.

— Снимают запорный клапан, уплотнительные кольца клапана, нижнюю и верхнюю крышки корпуса и вал рулевого механизма в сборе.

— Разбирают вал рулевого механизма Т-150К в следующем порядке: отвертывают гайки, спрессовывают внутреннее кольцо с роликоподшипника, снимают упорный шарикоподшипник, верхнее подвижное кольцо, распределитель, нижнее подвижное кольцо, упорный шарикоподшипник и спрессовывают внутреннее кольцо (нижнее) роликоподшипника; отвертывают гайки, спрессовывают внутреннее кольцо роликоподшипника, снимают распорную втулку и опрессовывают червяк.

— Вынимают стопорные кольца и демонтируют наружные кольца роликоподшипников, снимают упорную шайбу, выпрессовывают самоподжимнои сальник, стакан уплотнения и игольчатые подшипники; снимают распорную втулку и вынимают кольцо из стакана уплотнения.

— Разбирают верхнюю крышку: вынимают стопорное кольцо, удаляют наружное кольцо роликоподшипника и втулку крышки, вынимают из втулки сальник и кольцо.

— Вынимают из корпуса золотника золотник, плунжеры, пружину, вывертывают штуцер, снимают упорное кольцо и демонтируют втулку золотника.

— Разбирают запорный клапан: вывертывают из корпуса пробки и штуцеры, снимают с пробок уплотнительные кольца и вынимают пружины и клапаны; снимают упорные кольца крепления гнезд клапанов, вынимают гнезда и плунжер, снимают уплотнительные кольца с гнезд клапанов и прокладки со штуцеров.

Разборка рулевой колонки Т-150К:

— Снимают со ступицы рулевого колеса крышки кнопки сигнала, колпачок, пружины, тарелки, кнопки и пластины контакта.

— Отвертывают гайку и снимают рулевое колесо; вывертывают контакт из трубы колонки.

— Вынимают упорное кольцо и выпрессовывают из трубы вал рулевого колеса Т-150 в сборе.

— Снимают с вала привод звукового сигнала и стопорные кольца, спрессовывают контактную втулку и подшипник, снимают корпус сальника, сальник и крышку.

— Разбирают контакт, отвернув при этом гайки и вынув щеткодержатели.

Разборка тяги обратной связи — Снимают защитные чехлы сальников, шплинты и вывертывают пробки тяги; вынимают направляющие втулки, пружины, сухари, шаровые пальцы и демонтируют стопорные штифты сухарей; вывертывают из штанги масленки.

Разборка клапана расхода — Снимают угловую муфту, отвертывают пробки, штуцеры, защитные колпаки, контргайки и регулировочные винты; вынимают пружины, клапан расхода, предохранительный клапан и вывертывают седло клапана; снимают уплотнительные кольца.

Разборка гидроцилиндра рулевого управления Т-150К:

— Вывертывают масленки, снимают прокладки с пальцев и крышки сальников, снимают зажим, трубки и кронштейн трубок.

— Выпрессовывают штифт и снимают наконечник штока. Снимают крышки цилиндра и вынимают из цилиндра шток в сборе.

— Разбирают наконечники: вынимают проволоку, вывертывают пробку, вынимают пружину, палец, вкладыши и скобу.

— Разбирают заднюю крышку цилиндра: снимают крышку сальника и замковую шайбу, вынимают из крышки сальника ограничитель, войлочный сальник и скребок.

— Вывертывают регулировочную гайку, вынимают нажимное кольцо, манжеты, упорное кольцо и шайбу, удаляют втулку.

— Разбирают шток, отвернув гайку, сняв шайбу, поршень, кольцо, а с поршня — уплотнительное кольцо.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector