Переклейка клапанов на баяне.
Вложения:
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Думаю да, скотч как прокладка. В интернете его советуют, в частности в группе вк про ремонт гармоник. Лично я использовать его не стал. Поролон говорят нынче быстро деградирует, поэтому его фуркацином и прочими гадостями пропитывают перед тем как на клапана нарезать. Лично мне найти подходящий поролон не удалось. А разрезать респираторы было лень. На своей Туле 202 поставил флис двухсторонний. Всем хорош, но на любителя, т.к. стук правой клавиатуры считай полностью проглатывает.
Еще кстати наверняка и резинки что стоят на креплении клапанов менять нужно будет. Но вообще то если не отваливается лайка с клапанов можно и не трогать. Я слева в аккордовой части переклеивать не стал.
Про отзывчивость басов — гляньте вначале держит ли заливка, плюс клей басовые голоса, потом залоги на них.
И последнее, у меня сейчас из баянов Тула 202 и Терка. Так вот на 202й в голосах особенно в басовой большой и контр-октаве большие зазоры и притом неравномерные. Только под сбивку.
А так меха рвать И правая в середине второй октавы довольно тугая на звучание.
Еще у 202го как и у Этюда гребенка в басах хлипкая и пластмассовая, часто её выгибает дугой и толкатели западают. А изготавливать деревянную или фторопластовую гребенку для этой модели считаю смысла не имеет. Как вариант видел ставят распорку одной стороной к корпусу прикрученную другой к середине гребенки.
В терке бас намного отзывчивее. Но. как это не странно мне нравится звучание правой на 202, оно более бархатистое, а на терке более «стеклянное». Как то так.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Источник
Ремонт клапанов баяна своими руками
Когда клапана чисты — займемся лайкой. Если она не пересохшая, не слишком сбитая и вытертая (поверхность кожи, которая прилегает к деке, должны быть мягкой и ворсистой) — ее можно сохранить для последующей наклейки на клапана. С нее также следует удалить остатки клея и уплотнителя. Стоит отметить, что «стирать» лайку ни в коем случае нельзя! Если загрязнения не слишком сильные – ее можно легко почистить грубой щеткой, а с тыльной (кожаной) стороны протереть спиртом. В случае, когда лайка слишком грязная и сбитая, ее можно легко реанимировать, тем самым, подняв ворсу и сделав ее более мягкой. Для этого следует развести столовый уксус из расчета: на 1 л теплой воды – 50 – 100г уксуса. В воду можно добавить каплю жидкого моющего средства, заложить туда лайковые квадратики и отставить на 10 – 15 мин, после чего на протяжении 2 – 5 минут (в зависимости от степени загрязнения) закрытую емкость следует интенсивно трясти, затем – выполоскать в теплой воде лайку. Сушить ее нужно под прессом, разложенную на махровом полотенце и накрытую оным. Время просушки моет быть различным, но оно не должно быть меньше получаса.
После того, как лайка высохла, можно заняться сборкой клапанов. Для этого нужно взять двусторонний скотч на вспененной основе, толщиной не менее 1 мм. Следует обратить внимание на то, что брать скотч можно лишь канцелярский; есть масса специализированных клейких лент, например таких, которыми клеят моулдинги на автомобили, этот скотч не подойдет, так как, по истечению некоторого времени, он полимеризуется (твердеет) и теряет аммортизационные свойства. Процедура наклейки предельно простая, основное требование – чтобы скотч и лайка не выступали за края клапанной пластинки. После этого устанавливаем клапана на рычаги.
Далее следует настройка компрессии — самый трудоемкий процесс, не считая настройки голосов.
Здесь требуется следить за несколькими факторами, а именно: одинаковая высота кнопок над грифом, одинаковый угол подъема клапана над декой и параллельность плоскости клапана над оной. В принципе, для различных систем способ настройки один — гнуть сошки. Делать это нужно предельно аккуратно, не допуская перегибов и переломов рычагов, в противном случае, рычаг придется менять.
Первое, что нужно сделать перед настройкой — убедится в том, что все клапана в закрытом положении находятся по центру окна. Далее, выставив один из клапанов по центру окна, следует выровнять и остальные. Если конструкция сошки такая, как на фото, сделать это можно мощной линейкой, сдвинув все сразу клапана до нужной отметки, или делать это поочередно для каждого. Кроме того, для удобства установки клапанов, сначала нужно установить те, которые находятся ближе к грифу, а затем уж и крайние.
Проверить компрессию не сложно: если поднять инструмент за деку с расстегнутым мехом, он почти не должен раскрываться, при этом не должно быть шипения и, тем более, звука от планок.
После настройки инструменту нужно дать «тестовое время», недели интенсивной игры хватит, после чего потребуется снова проверить компрессию и, в случае надобности, поправить ее снова.
Владлен, по поводу ремонта клапанов — все то же самое, как я уже писал, а вот механика.
1. Снимаете крышку басов и, желательно, переднюю панель клавиатуры с отверстиями под кнопки (если та снимается).
2. Аккуратно снимаете заемный механизм с рамой. Он прикручен саморезами (или болтами, если крепление металлическое) к лонжеронам на деке. Ни в коем случае не разбирайте его, если в том нет прямой необходимости (иначе собирать Вам его будет долго).
3. Выполняете все пункты по ремонту и обслуживанию клапанов.
4. Подгибаете клапанные сошки (рычаги) так ,чтоб клапана плотно прилегали к деке (они имеют пружины, так что заемный механизм при настройке компрессии не нужен)
5. Аккуратно собираете заем обратно. Ставите рычажки клапанов аккордов на ступеньки аккордной машинки.
6. Закрываете крышку.
7. Играете! 🙂
П.С. Если что-то будет не ясно — спрашивайте, не стесняйтесь 😉
Добрый день всем! Наконец-то починил баян, а потому описываю свою проблему, и как я её решал. Речь пойдет о самостоятельном приклеивании голосовых планок и изготовлении мастики для этого дела.
Может кому-то поможет мой опыт, но предупреждаю, что это был мой первый ремонт такого плана, поэтому могут быть ошибки, не пользуйтесь этим как окончательной инструкцией.
ПРИКЛЕИВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ ПЛАНОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТИКИ.
Однажды я обнаружил, что после игры не все складки меха сжимаются, будто что-то упирается внутри. Чтобы забраться внутрь и посмотреть, нужно аккуратно вытянуть гвоздики по периметру меха с каждой стороны (см.фото)
Разобрал меховую камеру, оказалось, что отклеилась одна из голосовых планок (см.фото).
Планки приклеены специальной мастикой.
Чтобы приклеить планку на место, можно воспользоваться мастикой, которая осталась вокруг планки. Если её недостаточно, то можно сделать свою собственную. Для этого понадобятся:
• Пчелиный воск
Бывает воск разной твердости, лучше брать наиболее твердый. Воск из свечек не подойдёт, т.к. там содержится ещё и парафин. Лучше купить у пчеловодов.
• Скипидар (в хоз. магазине)
• Льняное масло (продается в аптеке)
• Канифоль (в радиомагазинах, чистую, не смесь.)
Пропорции для приготовления мастики описаны в книге И. Фадеев, И. Кузнецов. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов., стр 86.
Это примерно на 50г воска 20г канифоли, меньше чайной ложки скипидара и капля льняного масла.
Я прикидывал «на глаз» примерно так: плотность воска и канифоли примерно одинакова, объем воска должен быть примерно в 2,6 раза больше, чем объем канифоли. Всей смеси получилось где-то грамм 50. На этот объем добавил каплю льняного масла и несколько капель скипидара.
Для плавления смеси нужно на жало паяльника крепко намотать проволоку. (см.фото) Для перемешивания смеси я сгибал проволоку углом, а для плавления уже нанесенной мастики удобно вязать проволоку в виде шпателя. И пользоваться примерно также, как шпателем.
Чтобы перемешать компоненты, я взял небольшую широкую емкость, в неё как можно мельче крошил канифоль и воск. Чем мельче, тем удобнее и быстрее плавить (см. фото)
Постепенно растапливал и перемешивал смесь. Чтобы расплавить всю смесь 25-ваттным паяльником, у меня ушло более получаса. Когда уже большая часть смеси стала жидкой, добавил масло и скипидар.
Воск очень быстро застывает, поэтому, чтобы смесь оставалась жидкой, нужно её постоянно размешивать. Я просто оставлял паяльник в ёмкости, но мастика всё равно застывает. Здесь главное успеть полностью её перемешать, если она застынет в процессе ремонта, это уже не страшно. Даже удобнее.
Фиксируем планку на место, предварительно аккуратно счистив предыдущую мастику. Аккуратно, чтобы мастика не попала внутрь. (Из-за попавшего под клапан кусочка мастики, я переклеивал планку два раза, потом пришлось разбирать заемный механизм (тот, что под левой клавиатурой)
Перед тем как поставить планку на своё место, я накапал мастикой туда, где будет нижняя часть планки, потом «посадил» туда планку. На оставшиеся стороны скатал и прилепил «колбаски», которые потом заплавил. Мастика, которая только что застыла, очень легко плавится, в результате «колбаска» растекается, заполняя щели.
Естественно, при работе стоит соблюдать аккуратность, опасаться прикосновения к клапанам голосовых планок, они быстро плавятся и их легко повредить так, что они перестанут выполнять свою функцию. На фото видно, что я задел клапан паяльником, он сжался, но повезло, что всё еще закрывает. Не стоит также заливать сами голосовые язычки, их потом трудно отчистить, и можно сбить настройку.
После ремонта ждем, пока застынет мастика, собираем инструмент, проверяем, чтобы планка правильно звучала в обоих направлениях.
Источник
Старый баян. Часть 3. Левая клавиатура и её ремонт.
В предыдущей части статьи я рассказал о правой клавиатуре моего баяна. Я умышленно лишь вскользь упомянул о левой басовой клавиатуре, чтобы не напугать Вас её видом и устройством. Теперь Вы готовы к встрече с этим механизмом. Для начала снимаем с корпуса ремень и вытаскиваем по одному маленькому гвоздику на торце корпуса в верхней его части.
Здесь всё гораздо сложнее, чем в правой. Эта клавиатура имеет сразу пять рядов кнопок. Два первых от меха ряда- это чисто басовые ноты. Третий ряд — мажорные трезвучия, т.е. при нажатии одной кнопки открываются сразу три канала и звучит три ноты, входящие в мажорный аккорд от ноты этой кнопки. Четвёртый ряд — так же, но уже минорные аккорды (трезвучия), а пятый — это септаккорды, они состоят уже из четырёх нот. Соответственно и механика этой клавиатуры сделана так, чтобы осуществлялась поставленная задача. Здесь имеется две группы клапанов, в каждой из которых по 12 нот.
То, что на каждом резонаторе именно по 12 Голосов, не случайно. Ведь звукоряд любой октавы состоит из 12 нот — 7 чистых нот — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си плюс 7 полутонов — До # , Ре # , Фа # , Соль # , Ля # . Итого 12 нот. В международной раскладке ноты пишутся как — C, D, E, F, G, A, B и знаки # или ♭ . Знаки # после ноты повышает её звучание на пол-тона вверх, а знак ♭ — понижает её на те же пол-тона. Таким образом, вся басовая клавиатура баяна (и аккордеона) построена на этих 24-х нотах, вернее их сочетаниях (аккордах). Для снятия этих двух резонаторов, необходимо повернуть Г-образные скобы на их торцах. После этого они легко снимаются. На последнем фото в галерее ниже видны окошки каналов обоих резонаторов, закрытых подушечками клапанов с обратной стороны корпуса, на которой расположена вся механика басов и аккордов баяна.
Каждый клапан открывается при повороте одной из длинных осей, расположенных на внутренней части корпуса — дне отсека с клапанами. На фотографии они выглядят как закреплённые с двух сторон 12 ровных тонких осей с приваренными к ним вертикально проволочными рычагами. При нажатии на клавишу, сдвигается плоская пластина с плоскими отводами на ней. Эти отводы нажимают на два, три или четыре рычага на осях привода открытия клапанов, в зависимости от того в каком ряду клавиатуры находится нажатая кнопка.
Одновременно с нажатием кнопки и поворотом оси или осей клапана приподнимаются клапаны в виде подушечек и открывают каналы, ведущие к резонаторам на обратной (внутренней) стороне отсека клапанов. Всего у басовой части баяна их два — первый для группы клапанов с более высокими нотами и меньшими по размеру звуковыми планками, а второй — резонатор для группы басовых нот низкой резонансной частоты. Он крупнее первого резонатора и Голоса на нём более крупные. Когда нажимается кнопка первого или второго ряда клавиатуры, звучит нота баса большого резонатора и бас той же ноты на октаву выше первой группы резонаторов. При нажатии кнопки третьего или четвёртого ряда, отводы на пластине этой кнопки нажимают на три рычага на первой группе клапанов. Звучит мажорный или минорный аккорд. При нажатии на кнопку пятого ряда сразу четыре отвода на её пластине поворачивают четыре оси и открывают четыре клапана на первой группе клапанов. Звучит септаккорд. Все клапана имеют прижимной механизм и закрыты, если не нажата ни одна кнопка.
Все пять рядов кнопок, вернее их продолжение — плоские пластины с отводами закреплены в три слоя в направляющие прорези трёх слоёв деревянных реек. Первый слой из длинных пластин открывает клапана, связанные с первыми двумя рядами кнопок на клавиатуре. Это все басовые ноты. Второй ряд пластин — мажорные аккорды, а третий верхний слой открывает клапана минорных и септаккордов.
Скорее всего, если хорошо поискать, можно найти литературу по устройству и ремонту подобных муз. инструментов. Но мне очень уж хотелось разобраться в его устройстве самому́. Ушло на это пара дней. Вернее понял я принцип их работы быстро, но они были искарёжены. Мне пришлось полностью разобрать весь этот механизм. Снять все пластины и добраться до осей поворота крепления клапанов. Все проволочные рычаги на этих осях были согнуты в совершенном беспорядке и никак не соответствовали нужному положению для открывания клапанов соответствующим кнопкам. Они их вообще не открывали, а кнопки провалились внутрь своих отверстий. Когда я начал всё это хозяйство разбирать, сразу подписал все пластины по порядковому номеру их установки в слоях и прорезей в рейках и, конечно же, зарисовал положение самих реек относительно друг друга. Затем пришлось немного подправить подушечки, закрывающие окна всех каналов. Некоторые из них не ложились на свои места, были погнуты их тяги. Затем я обозначил ноту каждого окна всех каналов, проследив их по нажимаемым кнопкам на клавиатуре и , сравнивая со схемой кнопок на рисунке клавиатуры, со всеми обозначениями нот а аккордов (нашёл в сети). Располагая этой информацией, я начал с первого ряда кнопок подгибать проволочные рычаги на осях клапанов.
Потихоньку поправил их все сначала для первого, затем и второго ряда кнопок. Оказалось, что их нужно было править одновременно для обоих рядов кнопок. Но сними пришлось повозиться, пока окошки клапанов стали легко и правильно открывать при нажатии на любую из них по две подушечки.
Закрепив окончательно планку, которая удерживала на месте пластины двух первых рядов кнопок, Я приступил к к третьему ряду. Здесь всё оказалось сложнее. Пластины первых двух рядов длинные и захватывают клапана по одному на двух полосах окон к каналам резонаторов. Они разнесены по длине пластин и всё легко просматривается. Теперь же каждое нажатие на кнопку должно приподнимать сразу три подушечки. И все они расположены на первой полосе окошек, ведущих к первому ряду резонаторов. Тяги короткие и все должны открывать нужные каналы. Нужно подгибать каждый проволочный рычаг на своё место, не сбивая настройку этого же рычага для нижнего ряда пластин. Ведь они уже настроены для работы первых рядов кнопок. Кое как справился. Те же действия пришлось выполнить для четвёртого ряда. Но после всех этих действий мне пришлось разобрать и вновь собирать все пять рядов кнопок и снова подгибать их ещё много раз. Постоянно оставалась или появлялась небольшая ошибка в форме изгиба рычажков. Очень трудно подогнуть их для правильного срабатывания верхнего слоя тяг, не испортив изгиб для нижнего или верхнего. Особенно, если стараться сделать минимальный люфт кнопок. Как я убедился в конце-концов, Свободный ход кнопок нужно обязательно оставлять не менее 0,3-0,5 мм.. Иначе какой-нибудь клапан (или даже не один), обязательно будет плохо закрываться. Но и с этим я справился. Ай, да я… Поверьте, это было очень трудно.
Осталось собрать воедино все три части баяна — Две клавиатуры и раздвижной мех между ними. Но после всего, что я сделал до этого, это можно сделать просто на ощупь. Короче говоря баян был готов. Я поставил на место фальшпанели и ремень… Когда я его взял на руки, нажал на несколько кнопок и, поставив на колени растянул меха, он Зазвучал! О, это было бесподобно. Особенно басы. Аккорды звучали Божественно. На правой клавиатуре кнопки нажимались легко, ноты звучали нормально. Я посмотрел схему расположения нот и после нескольких попыток, кое как, сыграл гамму. Но больше всего мне понравилась всё же левая клавиатура. У меня хороший слух и правильность аккордов я слышу без проблем. Теперь осталось найти кого-то из знакомых, кто умеет на нём играть, и услышать его нормальное звучание при игре. Учиться играть самому уже позднова́то, но попытку я сделаю. Только что из этого выйдет, не знаю. Страшно начинать. Это не гитара, и даже не пианино. Пока, я боюсь этих кнопок. Слишком непривычно.
На этом, пожалуй, стоит закончить мой рассказ. В том, что мой баян ещё зазвучит я уверен. Соответствие правильности, вернее соответствию нот нажимаемым кнопкам, я проверил по Тюнеру — программе, которую я описа́л в первой части моего рассказа. В любом случае, я собой доволен.
Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы сообщить нам.
Источник