История одного предмета: рукомойник
В Рузском краеведческом музее хранится коллекция глиняной посуды: это горшки, крынки, чугунки. Но чаще всего внимание посетителей привлекают керамические рукомойники.
Комплект утвари для умывания в старину состоял из сосуда для чистой воды и таза, над которым умывались.
Сосуд для чистой воды имел два основных названия: умывальница и рукомыя. Слово «умывальница» было образовано от глагола «умывати». С 1499 года в письменных источниках появляется название в мужском роде – умывальник, и уже в начале XVIII века усваивается литературным языком.
Рукомыя и производное от него рукомыец известны лишь по религиозным текстам, поэтому с начала XVI века в письменности начинает активно употребляться слово рукомойник. Рукомойниками служили вначале кувшины или кумганы: «Куплено в Котелном ряду у торгового человека у Ивашка Данилова кумган медной — диаком рукомойник». Рукомойник царицы Натальи Кирилловны, сохранившийся в Оружейной палате, представляет собою кувшин с изогнутым длинным носиком, фигурной ручкой, высоким горлом и крышкой. Серебряные кувшины, которые были распространены среди московской знати, иногда именовались по материалу серебряниками: «Королевна из-за стола встала и почала умывать руки и, умыв руки, велела серебряник с водою поднести Григорию»: «Серебряник, а по осмотру рукомойник — золочен лев». Рукомойник с крышкой и ручкой иногда назывался «наливок».
У крестьян же появился сосуд с широким горлом, двумя ручками и двумя рожками для слива воды. За ним и закрепляется название «рукомойник». Вот как описывается этот предмет в описи имущества в вотчине Спасо-Прилуцкого монастыря в 1684 году: «Над лоханью рукомойник с покрышкой медной на железной чепочке».
Обычно рукомойники изготовляли из красной или желтой глины (в черноземной полосе России), из белой глазури с синим узором (Гжель, Московская губерния), чугуна (на Урале). В северных деревнях применялись медные и деревянные долблёные рукомои, во второй половине XIX века получили распространение жестяные.
Рукомойники подвешивались около печи или у входа в хату. Летом их выносили на крыльцо или подвешивали у избы.
Использованная вода стекала в деревянные лохани. Они упоминаются в исторических документах с XII века. Лохани, как и рукомойники, были разными: в богатых домах стояли дорогие металлические, у бедняков — деревянные. С конца XV в лоханки начинают заменяться металлическими тазами.
Бежкович А.С. Хозяйство и быт русских крестьян. — М.: Советская Россия, 1959.
Левинсон Н., Маясова Н. Посуда медная бытовая.
Источник
История умывальника
Вряд ли современник отгадает загадку — «Горбатый мужичок по сторонам плюет». А это всем известный атрибут всех деревенских изб и дачных домиков — умывальник. В зависимости от места своего расположения имел и другие названия: рукомытник, рукомойка. Умывальник представляет собой подвешенную емкость с водой, предназначенную для умывания лица и рук. Изготавливался из глины, дерева, позже чугуна и алюминия. Слово «умывальник» заменившее «умывальницу» впервые упоминается в церковных хрониках 1499 г.: в которых говорилось, что к молитве, а затем и к трапезе стоит приступать с чистыми руками и лицом.
Родиной приспособления, похожего на современный умывальник можно считать Древнюю Грецию. Особо не мудрствуя, форму его взяли в виде раковины моллюсков, отсюда и современное название. Умывальник напоминал водяные часы, вода подавалась нажатием на рычаг-дозатор, отдельного слива не существовало, поэтому использованная вода собиралась в специальном углублении.
Медное море
Библия сохранила имя одного изобретателя умывальника: Хирам из колена Неффалимова, литейщик города Тир. Царь Соломон приказал поставить возле жертвенника всесожженный сосуд и выделил на такое дело аж 60 тонн меди. Мастер Хирам в глинистой почве отлил огромный котел диаметром пять метров, вместимостью 40 тыс. литров, поставил его на 12 быков — по три на сторону света — а у самого жертвенника на медных подставках установил десять умывальников, чтоб жрецы перед входом в храм мыли руки и омывали жертвы перед приношением. Как механизм работал неизвестно, но он вполне мог считаться одним из чудес света. Получив название в древнем мире — Медное море.
Акваманил
Слияние двух латинских слов «аква» (вода) и «манил» (рука) обозначало сосуд-водолей или рукомойник по нашему. Первые акваманилы привез в Россию в 1720 году руководитель экспедиции И.В. Лихарев, искавший золото в Туркестане. Золота не нашел, но купил у местных жителей предметы из древних разграбленных захоронений. Другие акваманилы были найдены в западной Сибири Д.Г. Мессершмидтом. Акваманилы изготавливали в форме птиц, всадников, зверей. К сожалению практически все находки кроме одной были утеряны после пожара в 1747 году.
В Европе акваманилы получили распространение немногим ранее. Вдохновленные восточными мастерами европейцы отливали акваманилы методом «вытесненного воска». Стоили они дорого, принадлежали богатым людям, но по назначению использовались редко. Католическая церковь в средние века запрещала мыться, считая что вода сквозь поры кожи проникает в тело. Отсюда и болезни, эпидемии. В городах стояла полная антисанитария и вонь, отголоски которой чувствуются и сейчас.
Черт в рукомойнике
Существует множество легенд связанных с умывальником. Например, один почтенный монах забыл закрыть умывальник крышкой. Туда забрался черт с целью толкнуть святого человека на соблазн. Однако монах заметил его, умылся и наложил на умывальник крестное знамение, заперев черта. Черт взмолился к милосердию, монах предложил отпустить его, если он отнесет его в Иерусалим. Такие сказания в далекие времена были не единичны и пользовались популярностью. Каноническая церковь была против упоминания святых мест в них, но народную молву не остановить. запретами.
Источник
Кто придумал рукомойник с клапаном
Русь Киевская запись закреплена
Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю) гончарные горны, но были и одноярусные. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами.
Комплект утвари для умывания имел сосуд, из которого умывались, и сосуд, над которым умывались. Те, что предназначались для чистой воды, в древнерусский период имели два основных наименования: умывальница и рукомыя.
Подвесной сосуд округлой формы с одним, двумя или четырьмя рыльцами — РУКОМОЙ. Подвешивался над лоханью. Имел еще названия – ПОИЛЬНИК и УРЫЛЬНИК (что немного странно, потому что так еще назывался ночной горшок).
Более древние названия рукомойника: «рукомыя», «рукомой», «грлица», «умывальница», «водолей». В XVII веке наиболее распространенным названием было слово «рукомой».
Сейчас легче найти рукомой с одним носиком. Есть версия, что с двумя носиками делали для лучшей отцентровки, устойчивости. Такого мнения придерживаются некоторые гончары. А вологодский мастер Бондарь считает, что с помощью нескольких носиков легче быстро помыть руки целой ватаге ребятишек.
Ладони, сложенные ковшиком…
Так же складывали ладоши и наши предки, подставляя их под струю воды из куда как более древнего сосуда для умывания — рукомойника. На свете существует много национальных особенностей, связанных с тем, как люди умываются. Они диаметрально противоположны.
В русской традиции предпочтение отдается именно проточной воде, и связано это с магическим свойствами, которыми ее награждали наши прадеды. Предков-язычников могут поддержать многие современные ученые: вода – одна из самых загадочных стихий в природе.
Процесс омовения наши пра. пра. пра. (самое длинное русское слово) совершали с помощью устройства, которое до XVII века назывался «рукомыя», «умывальница», «водолей» или «поильник». В XIX веке шире стало применяться слово «рукомойник». В Петрозаводском уезде говорили «рукомойка». Русская традиция предписывала обязательность мытья рук перед молитвой и едой.
Сейчас трудно точно сказать, но вполне вероятно, что эти привычки родились как некое магическое действо, очищающее от скверны. Затем, по-видимому, было подмечено, что чистая проточная вода имеет преимущества перед непроточной. И это наблюдение трансформировалось в специальное приспособление с выливающейся водой. Такое приспособление давало возможность создавать струю и под неё одновременно подставлять обе руки.
В результате появились кувшины и лохани, которые служили для омовения.
Слово «Умывальница» было образовано от глагола умывати. Оно закрепилось в художественных и повествовательных текстах. С 1499 г. в письменности наблюдается соответствие мужского рода умывальник, которое, хотя и употреблялось нечасто, но уже в начале XVIII в. усваивается литературным языком.
Слова умывальник, умывальница — слишком общие термины.
У древних славян были более конкретные названия. Уже упоминалась рукомыя. Рукомойниками служили вначале кувшины или кумганы.
Рукомойник с крышкой и ручкой иногда называли НАЛИВОК. Рукомой снабжался широким горлом, носиком или двумя рожками для слива воды.
В народе про него бытовала загадка: «горбатенький мужичок на две стороны плюет».
В доме он вешался над широкой деревянной лоханью. Место для лохани было либо у входной двери, либо у печного столба. Над рукомоем для освещения крепили светец с лучиной, и угольки от нее падали в воду. Лохань, в которую сливали воду, делалась достаточно небольшой, чтобы ее можно было в одиночку вынести и вылить. В самом же сосуде всегда была вода – она считалась самой чистой. И первый ковш воды, принесенной в дом, выливали именно в рукомойник.
В народе появляется специфический сосуд с ушками или дужкой для подвешивания, с рыльцем — носиком для слива воды. Вот как описывается этот предмет в описи имущества : «Над лоханью рукомойник с покрышкой медной на железной чепочке». Слово рукомойник широко употреблялось во всех видах письменности и на всей территории. Одновременно на севере и в средней части Руси было известно слово рукомой, а в Устюге и Холмогорах — рукомойка, в Подвинье — рукомытник.
Глиняный рукомойник с двумя рыльцами, напоминающий баранью голову с рожками, получил название барашек или баранец. Он распространен сейчас в калининских, ярославских, костромских и владимирских местах.
Любопытно, что во всех приведенных названиях подчеркнуто назначение предмета, его материал или форма, все они являются исконными по происхождению.
Слово рукомойник победило в соперничестве с названием умывальник. Теперь, когда вода во многие дома и квартиры поступает по трубам, течет из крана, эти названия уже выходят из ежедневного употребления, но век их еще не закончен.
Умывание лица и рук по утрам, мытьё рук перед едой имеют древнее происхождение. По самым заниженным подсчётам этой традиции девять веков. Это самый древний тип приспособлений для умывания .
После работы руки, как правило, мыли начерно в лохани, потом «сливали» (ополаскивали) из рукомойника.
Более сложной конструкцией для умывания является рукомойник — подвесная посудина в виде чайника с одним, двумя, тремя и даже четырьмя носиками.
Слово лохань происходит от неустановленной формы. Предполагают заимствование. Древне-русское: лоханя,лохань. Польское — łасhаń, диалектное — lасhаniа, łосhаniа «миска, сковорода, корыто, лохань». Допустима мысль о заимствовании из греческого — λεκάνη, λακάνη «миска, таз», но при этом нельзя объяснить -х-.
Сравнивают с шумерским — lаḫаn giddа «длинный (или тяжелый) сосуд», откуда ассирийское- laḫannu, laḫnu, арабское- laqan, арамейское- laqnā «таз, лохань»; но при этом отсутствуют вероятные промежуточные географические звенья.
◆ «Два мужика, шёпотом костеря и князя, и епископа, волокли лохань, расплескав чуть не всю тёплую воду». Алексей Иванов
Переносное, разговорное., пренебрежительное — . старое судно
◆ «Может, на это и рассчитывали его владельцы, посылая эту лохань в такие далёкие рейсы». Ю. О. Домбровский.
Приспособления для умывания были весьма обычны, и, по всей вероятности, навык мыть руки перед едой был достаточно прочен.
Преимущественное назначение лохани— сосуд для мытья и умывания. В зависимости от достатка лохани, как и рукомойники, были разными: в домах богатых стояли дорогие металлические, у бедняков — деревянные. С конца XV в лоханки начинают заменяться металлическими тазами. Судя по данным письменных источников, слово таз заимствовано из тюркских языков, особенно широко употреблялось в тюменских, енисейских, томских и якутских актах. К 1642 г. относится первое упоминание о ваннах: «Делали в липовых досках с обручми ванну, ся ванна отнесена в мыленку к государыне царице». Ванна, или ванная представляла собою закрытое деревянное помещение с плотной дверью и специальными сиденьями.
Слово ванна было усвоено в XV в. из латинского. В XVIII в. ванны в богатых домах делали из дерева или металла. Это были большие продолговато-круглые емкости, в которых мылись или «пользовали», то есть лечили больных.
. Умывание закончено. Женщины принимаются за косметику, которая была исключительно естественного происхождения и имела лечебные свойства. Так, пахучий мускус получали от кабарговых оленей. Хранили его в металлических мускусницах, саженных драгоценными камнями. Сосуды для ароматических жидкостей носили наименования ароматница, арматшк, ароматик. Скрытое углубление в предмете, куда клали ароматическое вещество,— это тоже ароматник.
#Русь_традиции_источники
Источник
Рукомойник :: Общие сведения
Рукомойник (умывальник) – глиняная, металлическая, деревянная ёмкость круглой или овальной формы, с широким отверстием для наливания воды, которое иногда закрывается крышкой, на двух противоположных сторонах рукомойника имеется по носику, а на двух других – по ушку. За ушки рукомойник подвешивали на цепочке или верёвке.
Лицо и руки моют, надавливая на один из носиков. Когда на ладонь набирается достаточное количество воды, носик отпускают. Грязная вода стекает в трёхногую лохань, установленную под рукомойником. Зимой рукомойник подвешивался обычно в избе около печи, ближе к двери в сени. Летом – на улице, у входа в дом. В последнем случае лохань не ставили – вода стекала прямо на землю. Около рукомойника всегда висела рукотёрка.
Русские люди придавали очень большое значение чистоте. Самой большой чистоплотностью отличались жители севера Европейской России, сибиряки, а также старообрядцы, жившие по всей России. Ежедневное многоразовое умывание лица и рук было обязательным. Мылись утром, встав с постели, перед каждой едой, после работы, перед и после дальней дороги, перед посещением пасеки, при возвращении из гостей, после кладбища и поминальной трапезы.
Умывание лица и рук было обязательным перед выполнением различных ритуальных действий. Так, например, к добыванию «живого огня» допускались люди, предварительно умывшие лицо и руки. Ритуальное умывание совершалось при исполнении многих обрядов: родильных, свадебных, погребально-поминальных. В обрядности, связанной с рождением ребёнка, оно воспринималось как очищение роженицы и повитухи от беременности и родов, которые мифологическое сознание представляло как нечистые.
В свадебной обрядности умывание происходило на многих её этапах: перед венцом, после брачной ночи. Однако особенно ярко оно проявлялось в ритуале второго дня после свадьбы. Молодуха после застолья подходила к рукомойнику с куском мыла и полотенцем и предлагала умыться по очереди всем родственникам мужа. Эта церемония должна была продемонстрировать почитание молодухой своей новой родни и подтвердить её вступление в семью мужа в качестве равноправного её члена.
Считалось, что с людьми, забывшими утром помыться, может случиться несчастье: их убьёт молния, задерёт медведь, уведёт леший. Кроме того, чистота в русской деревне осмыслялась не только как понятие физическое, но и нравственное. Чистый, хорошо умытый человек воспринимался как человек достойный, нравственно порядочный.
История рукомойника
Рукомойник — что это такое? Какими были рукомойники в Древней Руси?
Почему рукомойник назвали рукомойником? Этимология слова «рукомойник».
Как выглядит рукомойник? Фото рукомойника.
Как нарисовать рукомойник пошагово? Какие разновидности рукомойников бывают? Описание конструкции старинных рукомойников (не из википедии).
Источник