Почему пробило блок цилиндров

Почему пробило блок цилиндров

«Кулак дружбы» — Причины и методы устранения

Как всем хорошо известно, шатун соединяет поршни с коленчатым валом. Последний преобразует линейное движение поршней во вращательное движение коленвала. На каждом такте шатун растягивается и сжимается. Это давление и другие факторы часто приводят к его поломке. Сломанный шатун может оборваться и пробить блок, что, в свою очередь, приводит к выходу из строя силового агрегата. Автомобильные специалисты назвали такую поломку «кулак дружбы».

В своё время пробои блока отмечались гораздо чаще, чем сейчас. Современный мотор, владелец которого обеспечивает его своевременное и правильное обслуживание и не подвергает его нецелесообразным чрезмерным нагрузкам, крайне редко доставляет беспокойство своему хозяину. Тем не менее, если, по каким-либо обстоятельствам пробой случается, это, как правило, становится настоящей катастрофой. Для исправления последствий таких ситуаций обычно требуется капитальный ремонт мотора, или, при худшем варианте развития событий, его полная замена.

В подавляющем большинстве появление «кулака дружбы» обуславливается несколькими серьёзными проблемами.

Усталость материалов – главный виновник поломки шатунов, особенно в двигателях с большим пробегом. Сжатие во время рабочего такта и растяжение во время выпуска с периодичностью более тысячи раз в минуту рано или поздно приводят к износу и появлению усталости металла, отчего он становится хрупким и, наконец, ломается. Низкий уровень масла, высокая степень его загрязнения и повышенная температура движка также способствуют ускорению этого процесса.

Существует только две причины, по которым давление масла становится настолько низким, что возникает серьёзная угроза того, что шатун пробьёт стенку. Чрезмерный износ деталей в моторах с большим пробегом может систематически способствовать возникновению условий, когда давление снижается до уровня, достаточного для того, чтобы из-за отсутствия смазки и, как следствие, из-за избыточного трения подшипник шатуна выскальзывал из крышки подшипника на коленчатом валу. В таких ситуациях, шатун отрывается от коленчатого вала и, в зависимости от того, происходит ли это при движении вверх или вниз, либо вдавливает освободившийся поршень в головку цилиндров, либо пробивает отверстие в блоке цилиндров двигателя. Другой виновник низкого давления является отсутствие его в картере. Предупредительный световой сигнал на приборной панели Вашего железного друга должен сообщить Вам, когда ситуация рискует стать критической. Датчик давления масла для непрерывного считывания данных является лучшим средством предупреждения пробоев. И, конечно, не забывайте регулярно проверять уровень масла.

Излишнее повышение оборотов

Нецелесообразное превышение оборотов силового агрегата выше установленных автомобильным производителем показателей может привести к избыточным нагрузкам и перегреву, и, как следствие, к повреждению или даже выходу из строя шатуна, подшипника или пальца. Это трудно сделать в массово выпускаемых автомобилях со стандартной заводской настройкой, которая служит в качестве «ограничителя оборотов», чтобы предотвратить пробои. Но форсированные или специально модифицированные для соревнований движки обладают способностью выводить обороты достаточно далеко в красную зону, при этом значительно повышается риск быстрого поломки его деталей и узлов.

При этом не важно, почему стрелка тахометра оказалась в опасной зоне. Возможно, машина двигалась на очень большой скорости, или, может быть, она ехала слишком быстро на низкой передаче. Или, возможно, педаль газа была нажата чересчур сильно при нейтральной передаче. Во всех вышеперечисленных случаях нагрузки на узлы и детали при высоких оборотах будут очень большими, и они, разумеется, весьма отрицательно влияют на их состояние.

Нередки ситуации, когда сломанный впускной или выпускной клапан попадает в цилиндр. Если движок продолжает работать, незакрепленный клапан может стать причиной механических повреждений в цилиндре. Клапан размалывает головку поршня, что, как правило, приводит к нарушению нормальной работы пальца и неизбежному последующему пробою блока.

Шатунный палец, как правило, подвергается большим нагрузкам. Если в результате действия таких нагрузок он ломается, шатун получает «полную свободу действий». Для некоторых силовых агрегатов это заканчивается весьма плачевно – оторвавшаяся деталь проходит сквозь стенку, или коленвал теряет свою прямолинейность. Однако в некоторых ситуациях движок лишь лишается части своей мощности. Если такой силовой агрегат остановить сразу после поломки пальца, есть реальные шансы на его восстановление.

Читайте также:  Не держит цилиндр подъема стрелы манипулятора

Подшипники шатунов, с помощью которых его стержень крепится к картеру, заключены в крышки, закрепленные гайками и болтами с высоким моментом затяжки. Теоретически, по истечении определенного периода времени затяжка любой гайки или болта может ослабнуть. Или, возможно, они не были должным образом затянуты с самого начала. Естественно, многие владельцы отбрасывают мысль об этом, как о возможной причине пробивки блока, считая её не заслуживающей внимания. Ослабление затяжки случается, если во время ремонта движка технический персонал использует использовавшиеся ранее болты и гайки крышек подшипников, которые были перегружены затяжкой и утеряли показатели и свойства, присущие новым деталям.

Специалисты компании Motor Rep имеют большой опыт ремонта и восстановления двигателей внутреннего сгорания после обрыва шатуна. Если Вам необходимо отремонтировать сломанный силовой агрегат, настоятельно рекомендуем обращаться к мастерам нашей фирмы.

Источник

Что значит «кулак дружбы» в двигателе

Сразу отметим, когда говорят, что двигатель показал кулак дружбы, следует понимать серьезную неисправность, когда поршень и шатун пробивают боковую стенку блока цилиндров. Вполне очевидно, что такая поломка ДВС является критической, двигатель требует масштабного ремонта или даже замены на контрактный мотор.

Далее мы поговорим о том, по каким причинам происходит пробой стенки блока цилиндров, почему появляется так называемая «рука дружбы», двигатель можно или нельзя восстановить после такой поломки и т.д.

Кулак дружбы двигателя: причины

Итак, автомеханики и простые водители выделяют несколько основных причин, по которым происходит данная неисправность.

Одни из этих причин являются очевидными, тогда как другие могут представлять собой скрытую проблему, которая все равно привела к серьезным последствиям для ДВС.

Так или иначе, но перед тем, как показать кулак дружбы, двигатель «ловит клин». Еще следует упомянуть о перегреве мотора, который также может привести к заклиниванию силовой установки. В этой ситуации перегретые детали деформируются, после чего двигатель заклинивает и происходит пробой стенки блока.

Что касается скрытых проблем, в такой ситуации актуально говорить о самостоятельном раскручивании шатунных болтов. Данная неисправность встречается достаточно редко, однако такую вероятность не следует исключать. Добавим, что особенно часто мотор заклинивает после его непрофессиональной переборки (не соблюдался момент затяжки, болты не менялись на новые и т.д.).

Также не следует исключать вариант, когда в двигателе низкий уровень масла или смазка низкого качества/потеряла свои свойства. Еще причиной может оказаться антифриз в масле или гидроудар двигателя. Отдельно стоит выделить обрыв приводного ремня ГРМ, который приводит к удару клапанов об поршень, в результате чего детали ломаются, откалываются куски и возможен клин ДВС.

Зачастую кулак дружбы двигатель показывает в результате того, что проблема комплексная. Обычно так происходит с моторами, которые достаточно сильно изношены, хотя вероятность такой неполадки и на «свежих» ДВС также присутствует.

Рассмотрим типичную ситуацию. Например, на лето в двигатель залили неподходящее по допускам масло или смазка оказалась поддельной. Параллельно с этим в летний период скорости движения выше, мотор работает на высоких оборотах, испытывает более серьезные нагрузки.

Если к этому добавить возможные неполадки системы охлаждения (радиатор забит грязью, пылью и пухом), детонацию на бензине низкого качества, отработавшие свой ресурс свечи зажигания, забитый воздушный фильтр и бедную смесь (особенно на авто с ГБО в целях экономии или по причине загрязненных форсунок), тогда совокупность причин «кулака дружбы» налицо.

Такой двигатель одновременно испытывает перегрев и масляное голодание. Естественно, детали не выдерживают растущей нагрузки, мотор заклинивает, шатун гнется и упирается в стенку блока цилиндров, указанную стенку пробивает.

Кулак дружбы и гидроудар

Отдельного внимания также заслуживает упомянутый выше гидроудар. Под таким ударом следует понимать попадание воды в камеру сгорания. Ошибочно полагать, что двигатель надежно защищен от проникновения воды снаружи.

Нужно помнить, что если при проезде луж машина вдруг заглохла, не нужно сразу пытаться завести двигатель. Первым делом понадобится снять крышку воздушного фильтра. Если там вода, значит мотор заглох из-за гидроудара. Если же фильтр сухой и воды в корпусе нет, тогда проблема остановки мотора могла возникнуть в результате попадания влаги на элементы электрооборудования и т.д.

Теперь о последствиях. Когда вода попадает в двигатель через воздуховоды, следует учесть, что плотность воды намного выше, чем у горючего. Другими словами, вода несжимаема, в отличие от бензина или солярки. Получается, поршень упрется в воду, однако сжать эту жидкость не получится.

Читайте также:  Клинит тормозной цилиндр заднего колеса тойота королла

При этом коленвал продолжает вращение, шатун не выдерживает нагрузок и гнется. После этого погнутый шатун упирается в стенку цилиндра, двигатель заклинивает и глохнет. Если же шатун не контактирует со стенкой цилиндра, тогда во время движения вниз его обрывает вместе с поршнем. Причиной обрыва является удар по коленчатому валу.

Если же кулака дружбы не видно, тогда еще есть шанс минимизировать последствия. Мотор нужно просушить, то есть убрать из цилиндров воду. Для этого свечи зажигания выкручивают, после чего агрегат прокручивают вручную ключом. Возможность сделать полноценный оборот говорит о том, что шатуны не сильно погнулись или деформировались.

Далее следует проверить компрессию в цилиндрах. Снижение показателя укажет на проблемы, если же этого не произошло, тогда можно начинать крутить двигатель со снятыми свечами от стартера 10-15 секунд.

По окончании можно через свечные колодцы капнуть из шприца немного масла, затем ввернуть свечи в колодцы и пробовать заводить агрегат. В том случае, если запуск прошел успешно, необходимо убедиться, что ДВС работает без посторонних стуков и шумов. Если мотор «застучал», нужно немедленно заглушить силовую установку.

От дальнейших попыток запуска также следует отказаться, так как двигатель нужно разбирать для дефектовки и ремонта. Не обязательно проблема решается исключительно капитальным ремонтом, однако чаще всего затраты по восстановлению все равно будут значительными.

Советы и рекомендации

Как уже было сказано, основной причиной появления кулака дружбы является заклинивание двигателя. Чтобы мотор не заклинил по причине проблем с системой смазки, необходимо тщательно подходить к вопросу подбора смазочного материала, выбирать масло по сезону. Также нужно следить за уровнем масла в двигателе и доливать смазку при такой необходимости.

Что касается использования промывок системы смазки, часто такие жидкости «отрывали» от стенок обильные загрязнения, но не растворяли их. В результате грязью забивался маслоприемник, в результате чего возникало масляное голодание даже при учете того, что уровень масла был в норме.

Появление посторонних шумов и стуков должно насторожить водителя и является поводом для проведения немедленной диагностики. Стук поршней, шатунные стуки, любые другие посторонние шумы «на холодную» или «на горячую» могут указывать на то, что в двигателе возникла серьезная поломка. Подобные проблемы имеют свойство быстро прогрессировать и также могут в дальнейшем привести к заклиниванию силового агрегата.

Для предотвращения гидроудара нужно следить за тем, чтобы:

  • жидкость из системы охлаждения не попадала в камеру сгорания по причине трещин в БЦ или ГБЦ;
  • при проезде глубоких луж или водных препятствий нужно учесть, что воздухозаборник обычно находится чуть выше переднего колеса.

Если уровень воды выше, тогда лучше сразу заглушить мотор самому, чтобы предотвратить его захлебывание. Если же мотор уже заглох, тогда не следует пытаться его сразу завести. Правильным решением будет доставить машину в сервис не своим ходом или попытаться просушить мотор прямо на месте, чем усугубить ситуацию попытками запуска и после этого восстанавливать поврежденный двигатель.

Напоследок отметим, что соблюдение указанных выше правил и рекомендаций позволит своевременно выявлять возникающие неполадки в системах и узлах ДВС, которые могут привести к заклиниванию мотора, а также избежать такого неприятного явления, как кулак дружбы в двигателе по причине гидроудара.

Источник

Разборка ABW.BY. Молодо — зелено, или Почему оборвался шатун

Как уверяют бывалые автомеханики, любой стук рано или поздно вылезет наружу. Однако народная мудрость гласит, что в каждом правиле есть исключения. Когда на СТО своим ходом приехал автомобиль, в котором, по словам владельца, «затроил» двигатель, никто не предполагал, какая нетривиальная причина вызвала эту банальную, в общем-то, проблему.

Но перед тем как убедиться в правоте народной мудрости, есть смысл напомнить о существовании в двигателе деталей под названием «шатуны».

Их столько же, сколько в двигателе цилиндров, а в совокупности с поршнями и коленчатым валом шатуны составляют кривошипно-шатунный механизм, благодаря которому обеспечивается преобразование тепловой энергии, выделившейся при сгорании в цилиндре топлива, в механическую работу.

Читайте также:  Как поменять поршень тормозного цилиндра

Шатун должен быть прочным, ведь последствия его поломки иначе чем катастрофическими и не назовешь. «Рука дружбы», показанная оборвавшимся и пробившим блок цилиндров шатуном, — одна из самых неприятных поломок, с которыми можно столкнуться при эксплуатации автомобиля. Ремонт потребует замены блока цилиндров, что в иных случаях по цене сопоставимо с заменой мотора.

Тем не менее иногда шатуны ломаются. Нередко поломке предшествует стук, а заканчивается дело показом «руки дружбы», что и стоит у истоков поговорки о стуках, которые вылезают наружу.

Стучал ли двигатель в рассматриваемом случае — об этом на СТО никто и не подумал расспросить владельца. Поскольку машина пришла своим ходом, для этого не было никаких оснований. У хозяина узнали, какие меры предпринимались для реанимации «затроившего» мотора, а когда выяснилось, что ничего не делалось вовсе, принялись решать проблему типичными для этого способами — вычислили цилиндр, который не работал, поменяли свечу зажигания, затем высоковольтный провод… Постепенно ремонтники перепробовали все, что можно, но двигатель как «троил», так и продолжал «троить».

Исчерпав варианты безразборного решения вопроса, пришли к выводу, что надо поднимать головку блока и смотреть, что делается в неработающем цилиндре. Вот тут ремонтников и поджидал сюрприз, о котором никто не догадывался.

Днище поршня в неработающем втором цилиндре мотора занимало какое-то неестественное в сравнении с днищами других поршней положение, а когда поршень тронули рукой, он и вовсе поехал вниз, пока во что-то не уперся!

Тайное стало явным — между поршнем и кривошипом коленчатого вала отсутствовала жесткая связь, которая обеспечивается шатуном, стало быть, шатун был оборван. Разборку продолжили, после чего получили уже ожидаемый результат.

Но что могло привести к обрыву? Об этом говорило состояние шатунной шейки коленчатого вала — она выглядела как оплавленная, что указывало на проворачивание вкладышей.

На остальных шейках наблюдались задиры, которые предшествуют проворачиванию и выплавлению вкладышей.

Соответствующий вид имели и рабочие поверхности вкладышей. Это означало только одно — шатунные подшипники неправильно смазывались, им определенно не хватало масла.

Причин масляного голодания в подшипниковом узле может быть несколько. Например, из-за износа стали слишком большими зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала. В результате масло, не встречая сопротивления, начинает свободно вытекать из подшипника. Между тем масло в коренные и шатунные подшипники коленвала подается под давлением. Это необходимо для создания так называемого масляного клина, на поддержании которого основывается работа подшипников скольжения. При отсутствии давления либо его чересчур низкой величине масляный клин не создается, шейки коленвала и вкладыши начинают контактировать, что при работе двигателя ведет к прихватыванию их друг к другу, задирам, заклиниванию, выплавлению и проворачиванию вкладышей, стуку.

Давление в точках смазывания может стать также слишком низким при проблемах с масляным насосом или загрязнении масляного фильтра. Теоретически повлиять на величину давления способен перепускной клапан масляного фильтра. Однако в рассматриваемом случае все оказалось проще.

Ситуацию после дополнительных расспросов прояснил сам владелец. Выяснилось, что молодой человек купил автомобиль лишь два месяца назад. Это его первая машина, поэтому начало водительской карьеры владелец ознаменовал оттачиванием водительского мастерства и увлекательными близкими и дальними поездками в одиночку и веселыми компаниями. В одном из таких вояжей мотор застучал. Кто-то из приятелей посоветовал проверить, есть ли в двигателе масло. Оказалось, что щуп масломера сухой. Какой из этого напрашивается вывод? Раз в моторе масла нет, значит, его надо залить — не так ли?

Это было сделано, однако стук, став тише, совсем не пропал, что, впрочем, не смутило молодого водителя — он продолжал ездить, пока вскоре двигатель не «затроил». Только после этого владелец решил посетить СТО, чтобы разобраться с возникшей проблемой.

Наш вердикт

На ошибках учатся: умные — на чужих, остальные — на собственных. Но надо в очередной раз признать справедливость еще одной народной мудрости, в которой объясняется, кому везет больше всего. Согласитесь, что шатун оборвался в очень удачном месте! Оборвался бы чуть выше — изувечил бы блок. А так холодный душ после эйфории первых месяцев владения автомобилем обернулся минимально возможной из бед, которые способен натворить оборвавшийся шатун.

Источник

Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector