Замена ремкомплект главного тормозного цилиндра ока

Главный цилиндр — снятие, разборка и проверка

Снятие и установка

Отсоединяют шланги от главного цилиндра 1 (см. рис. 126) и закрывают отверстия у шлангов и штуцеров главного цилиндра, чтобы предупредить утечку жидкости и попадание в них пыли, грязи и посторонних включений.

Отсоединяют от главного цилиндра трубопроводы, подводящие жидкость к колесным цилиндрам передних и задних тормозов, отвернув гайки их крепления.

Снимают цилиндр, отвернув гайки его крепления к вакуумному усилителю 2.

Установку главного цилиндра проводят в последовательности, обратной снятию. После установки цилиндра и заливки в бачок 3 тормозной жидкости прокачивают систему гидропривода для удаления воздуха.

Разборка и сборка

Вывернув стопорные винты 7 (рис. 127), последовательно вынимают все детали.

Рис. 127. Детали главного цилиндра: 1 — корпус цилиндра; 2 — стопорная шайба; 3 — штуцер; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — пылезащитный колпачок; 6 — уплотнительная шайба; 7 — стопорный винт поршня; 8 — возвратная пружина поршня; 9 — чашка; 10 — прижимная пружина уплотнителя; 11 — кольцо уплотнительное высокого давления; 12 — распорная втулка; 13 — плавающий поршень; 14 — шайба; 15 — поршень толкателя; 16 — кольцо уплотнительное низкого давления.

Сборку цилиндра проводят в последовательности, обратной разборке. При этом все детали смазывают тормозной жидкостью. Шайбы 6 под стопорными винтами рекомендуется заменять новыми.

При сборке используют приспособление 67.7853.9543.

Проверка деталей перед сборкой

Перед сборкой все детали промывают горячей водой с моющими средствами, высушивают струей сжатого воздуха и протирают чистой тряпкой, не допуская их соприкосновения с минеральными маслами, керосином или дизельным топливом, которые могут повредить уплотнители.

Зеркало цилиндра и рабочая поверхность поршней должны быть совершенно чистыми, без ржавчины, рисок и других дефектов. При каждой разборке цилиндра заменяют уплотнительные кольца новыми, даже если они по виду в хорошем состоянии.

Проверяют упругость пружины поршня, длина которой должна быть: 36 мм под нагрузкой 35—42 Н, 21 мм под нагрузкой 63,5—73,5 Н, 57,5 мм — в свободном состоянии.

Проверка герметичности главного цилиндра

Устанавливают главный цилиндр 1 на стенд БС-137.000 и подсоединяют его к элементам стенда, как указано на рис. 128.

Открывают клапаны 4 для прокладки стенда и, перемещая несколько раз поршни главного цилиндра на полную длину их хода, прокачивают систему. Затем закрывают клапаны 4. Вращая маховик 6, медленно продвигают поршни главного цилиндра до тех пор, пока давление, контролируемое манометрами 3, не достигнет 12,5 МПа. В этом положении, фиксируемом указателем 5, блокируют толкатель главного цилиндра. Указанное давление должно оставаться постоянным не менее 5 с. В случае утечки жидкости или изменения давления в течение 5 с заменяют уплотнительные кольца поршней цилиндра. Для обеспечения точности показаний манометров 3 стенд оснащается поглощающим цилиндром 2.

Источник

Ремонт главного тормозного цилиндра Ваз 1111 ОКА

Вам потребуются
  • ключ «на 12»
  • головка торцовая «на 22»
  • вороток
  • отвертка

Главный тормозной цилиндр:

1 – пробка
2 – корпус цилиндра
3 – штуцера
4 – защитный колпачок
5 – стопорные винты поршней

1. Отверните два стопорных винта поршней тормозного цилиндра и снимите их с уплотнительными шайбами.

2. Снимите защитный колпачок с корпуса цилиндра.

3. Выверните пробку из корпуса цилиндра и.

4. . снимите ее вместе с уплотнительной шайбой, придерживая пружину.

5. Выньте из корпуса цилиндра возвратную пружину поршня привода задних тормозов.

6. Снимите с поршня привода задних тормозов чашку и.

7. . прижимную пружину уплотнительного кольца поршня.

8. Выньте поршень привода задних тормозов в сборе с уплотнительным и распорным кольцами.

9. Сдвиньте отверткой поршень привода передних тормозов для дальнейшей разборки.

10. Выньте уплотнительное кольцо и шайбу из корпуса цилиндра.

При каждой разборке главного тормозного цилиндра заменяйте уплотнительные кольца (показаны стрелками) новыми, даже если они находятся в удовлетворительном состоянии.
Второе уплотнительное кольцо поршня привода передних тормозов (со стороны штока главного цилиндра) имеет две рабочие кромки. При сборке обратите особое внимание на их состояние.

11. Снимите возвратную пружину поршня привода передних тормозов.

13. . прижимную пружину уплотнительного кольца.

14. Выньте поршень привода передних тормозов в сборе с уплотнительными и распорным кольцами.

15. Подденьте тонкой отверткой стопорную шайбу и снимите ее.

16. Выньте из корпуса цилиндра штуцер с уплотнительной прокладкой.

17. Снимите со штуцера уплотнительную прокладку.

18. Снимите с поршня привода задних тормозов уплотнительное и.

20. Снимите с поршня привода передних тормозов уплотнительное.

22. . второе уплотнительное кольца.

23. Проверьте состояние поршней и корпуса главного цилиндра. Трещины, задиры, риски и т.п. на рабочих поверхностях не допускаются. Защитный колпачок не должен иметь трещин и разрывов резины.

24. Промойте все детали чистой тормозной жидкостью той же марки, которая используется в тормозной системе вашего автомобиля.

25. Сборку главного тормозного цилиндра проводите в порядке, обратном разборке. Перед установкой все детали главного тормозного цилиндра смочите тормозной жидкостью.

Предупреждение к операциям 23 и 25

Не допускайте соприкосновения деталей с минеральными и синтетическими маслами, керосином, бензином и дизельным топливом: они могут повредить уплотнительные кольца.

Источник

Тормозная система «Ока»

ВАЗ «Ока» 1111 хоть и относится к классу малолитражек, но все-таки автомобиль, поэтому его конструкция включает в себя весь необходимый комплект систем для безопасного управления.

К составляющим, от которых зависит управляемость автомобиля, входят рулевое управление и тормозная система.

При создании ВАЗ «Ока» делался основной упор на дешевизну, поэтому малолитражка получила максимально простую тормозную систему без каких-либо дополнений и опций, но в этом есть и положительный момент – конструкция тормозов несложная, что делает их достаточно надежными, эффективными и ремонтопригодными в гаражных условиях.

Тормозная система «Ока» — гидравлического типа, двухконтурная, с вакуумным усилителем. Ряд ее составляющих элементов позаимствовано от других моделей ВАЗ, что упрощает поиск деталей и обеспечивает их дешевизну.

Общая конструкция их такова:

1 – дисковый механизм переднего колеса; 2 – 1-й контур (передний левый, задний правый механизмы); 3 – регулятор; 4 – ГТЦ; 5 – 2-й контур (передний правый, задний левый механизмы); 6 – бачок; 7 – ВУТ; 8 – барабанный механизм заднего колеса; 9 – Педаль.

Тормозную систему «Ока» можно считать стандартной для автомобилей ВАЗ тех годов выпуска, и включает она в себя две составляющие – привод и тормозные механизмы.

Привод

  • Педали;
  • Вакуумного усилителя (ВУТ);
  • Главного тормозного цилиндра (ГТЦ);
  • Регулятора тормозных сил;
  • Магистралей и трубопроводов;

Многие компоненты привода «позаимствованы» от иных автомобилей ВАЗ. Так, ГТЦ, используемый на «Ока» также устанавливался на ВАЗ-2121 «Нива», усилитель взяли от классического семейства ВАЗ 2101-2107.

Педаль, усилитель

С помощью педали водитель при необходимости задействует тормоза для замедления или остановки. Входит она в педальный блок, установленный в салоне и располагается посредине.

Педаль соединяется со штоком ВУТ. Сам усилитель – классической конструкции и состоит из корпуса с установленной внутри подпружиненной мембраной, которая делит корпус на две камеры. Работает этот узел за счет перепада давления. Вакуум в одной из камер создается силовым агрегатом, для чего корпус посредством трубки соединяется с впускным коллектором.

Работает усилитель достаточно просто – при отпущенной тормозной педали в камерах узла давление одинаково. При торможении водитель, нажимая на педаль, перемещает шток, смещаясь он открывает специальный клапан, который соединяет одну из камер с атмосферой. При этом, поскольку во второй камере сохраняется разрежение, то атмосферное давление давит на мембрану, заставляя ее прогибаться. При прогибе она толкает шток, соединяющий усилитель с ГТЦ, тем самым создается дополнительное усилие для срабатывания привода. Усилитель функционирует только при заведенном силовом агрегате.

Главный цилиндр

ГТЦ – основной узел привода. В его задачу входит создание давления жидкости, что приводит в действие рабочие механизмы. Этот цилиндр – двухпоршневой, с последовательным расположением поршней. Каждый из поршней отвечает за подачу рабочей жидкости на два тормозных механизма, тем самым обеспечивается двухконтурная тормозная схема.

При торможении шток, идущий от усилителя, толкает первый поршень. Смещаясь, он выталкивает жидкость в магистрали, и одновременно толкает второй поршень, что обеспечивает создание давления жидкости во втором контуре. Возврат поршней в исходное положение осуществляется пружинами.

Благодаря последовательному расположению поршней ГТЦ сохраняется работоспособность узла при разгерметизации одного из контуров.

Жидкость в привод подается из специального бачка, соединение между которыми выполняется резиновыми шлангами. В крышке бачка установлен датчик поплавкового типа, соединенный с контрольной лампой уровня тормозной жидкости, установленной на передней панели.

Из конструктивных особенностей ГТЦ, установленного на «Ока» можно выделить наличие только трех выходов для подсоединения магистралей.

Первая рабочая камера ГТЦ имеет два выхода и от нее жидкость подается на правое переднее и заднее левое колеса. При этом магистраль, ведущая на заднее колесо, ведет на механизм не напрямую, а через регулятор.

У второй камеры ГТЦ только один выход, и он ведет на тройник, который разделяет поток жидкости на два канала, ведущих к переднему левому и заднему правому (через регулятор) колесам.

Контурная схема на «Ока» — диагональная, то есть, один контур объединяет между собой один передний и один задний тормозные механизмы по диагонали (переднее левое и заднее правое колеса – 1-й контур, остальные два – 2-й контур). Благодаря такой схеме авто сохраняет возможность тормозить при разгерметизации какого-либо контура.

Регулятор, магистрали

Регулятор тормозных сил предназначен для снижения давления жидкости на задних рабочих механизмах при притормаживании, что предотвращает их преждевременное блокирование, тем самым исключая уход авто в юз при интенсивном торможении. Работает этот узел только с задними тормозами.

Усилитель, ГТЦ, бачок и регулятор установлены в моторном отсеке возле щита, отделяющего двигатель от салона, с правой стороны (если стоять перед авто).

Магистрали, по которым движется жидкость к механизмам, — составные. Все элементы привода соединяются между собой медными трубопроводами, они же идут и к рабочим механизмам. Но для подключения механизмов к приводу используются резиновые тормозные трубки, благодаря чему работа подвески не влияет на функционирование тормозов.

Рабочие механизмы

На ВАЗ «Ока» используется два их типа – дисковые (спереди) и барабанные (на задней тележке).

Передние механизмы состоят из дисков невентилируемого типа, фиксируемых на ступице, суппортов с так называемой плавающей скобой и колодок с фрикционами, устанавливаемых в специальные направляющие, закрепленных на неподвижной части ступицы.

Суппорт – однопоршневой, поэтому рабочий поршень воздействует только на одну колодку, но за счет плавающей скобы при торможении сам суппорт своим корпусом поджимает и вторую колодку к диску.

Задние механизмы состоят из:

  • Тормозного щита;
  • Барабана;
  • 2-х колодок;
  • Рабочего цилиндра (двухпоршневого);
  • Механизма стояночного тормоза;

Щит неподвижный элемент и на нем закрепляется ряд составных компонентов – цилиндр, колодки, механизм ручника. Тормозной барабан входит в конструкцию ступицы колеса и является подвижным (вращающимся).

В целом, рабочие механизмы по конструкции идентичны ВАЗ-2108, но отличаются размеры – диаметр и толщина тормозного диска меньше, соответственно колодки и суппорт тоже компактнее. То же касается и задних механизмов.

Стояночный тормоз

Ручной тормоз – механического типа, с тросовым приводом, взаимодействует он с задними рабочими механизмами. Состоит из:

  • Рычага с храповым механизмом (размещен в салоне);
  • Уравнитель;
  • Тросы;
  • Механизмы стояночного тормоза (входят в конструкцию задних тормозов);

Благодаря такой конструкции ручник работает независимо от рабочей тормозной системы, что позволяет его использовать также в качестве аварийного тормоза.

Принцип работы

Общий принцип функционирования тормозной с-мы такой:

  • Привод. Для замедления движения или остановки водитель жмет на педаль тормоза, причем сила воздействия на нее влияет на интенсивность замедления. Сила, приложенная на педаль, посредством штока передается на ВУТ. Увеличенное усилителем усилие воздействует посредством штока на 1-й поршень ГТЦ. Он, перемещаясь, выталкивает жидкость в магистрали, и также толкает 2-й поршень, что обеспечивает создание давления и во второй камере цилиндра. Из первой камеры жидкость по магистралям поступает на правый передний рабочий механизм (правый), а также на регулятор, а уже от него на заднее колесо. Жидкость из второй камеры выводится только на одну магистраль, но благодаря тройнику разделяется и поступает на левое переднее колесо, а также регулятор, а от него – на задний механизм;
  • Передние тормоза. Жидкость под давлением поступает в цилиндр суппорта и выдавливает поршень, он начинает поджимать колодку к диску. При этом возникает противодействующая сила, которая благодаря скобе смещает суппорт. При перемещении суппорт начинает поджимать вторую колодку.
  • Задние тормоза. Давление жидкости приводит к выталкиванию поршней из цилиндра. А поскольку в них упираются колодки, то выход поршней сопровождается прижимом колодок к внутренней поверхности барабана, и за счет силы трения скорость его вращения замедляется;
  • Ручник. Для задействования ручника, водитель тянет рычаг, размещенный в салоне, вверх. Рычаг посредством тяги соединен с уравнителем, к которому подходят тросы. Воздействие на рычаг сопровождается натягиванием тросов, благодаря чему срабатывают механизмы стояночного тормоза, которые разжимают колодки и поджимают их к барабану. Рычаг в поднятом состоянии удерживается храповым механизмом.

В целом, функционирование всей тормозной системы ВАЗ «Ока» не отличается от других моделей ВАЗ.

Неисправности, их признаки

Простая конструкция системы хоть и обеспечивает надежность, но неисправности с ней случаются. К неисправностям привода относятся:

  • «Завоздушивание» системы;
  • Неисправность усилителя;
  • Сильный износ или заклинивание поршней ГТЦ;
  • Повреждение магистралей;
  • Утечки жидкости в местах соединения и на уплотнителях;
  • Нарушение работы регулятора;

Сопровождаются такие поломки снижением эффективности работы тормозов или полным их отказом. По большей части для устранения неисправностей необходима замена неисправных узлов или некоторых их составляющих (касается уплотнителей).

У рабочих механизмов возникают иные проблемы:

  • Заклинивание поршней;
  • Критический износ дисков, барабанов, колодок;
  • Нарушение геометрии диска или барабана;
  • Повреждение уплотнителей на цилиндрах;
  • Подклинивание суппорта на направляющих;
  • Разрушение стяжных пружин барабанных механизмов;

Сопровождаются такие поломки отказом тормозной системы, неправильной их работой.

Основными признаками проблем с тормозами являются:

  • Следы утечки жидкости возле составных компонентов системы;
  • Необходимость частого подлива рабочей жидкости до уровня;
  • «мягкая» или «жесткая» педаль;
  • Существенное увеличение тормозного пути;
  • Увод автомобиля при движении или торможении в одну из сторон;
  • Вибрация руля при торможении;
  • Резкие сторонние звуки во время торможения;

Любые неисправности тормозов сразу же проявляются, при этом благодаря простой конструкции системы диагностика и выявление поломки осуществляется достаточно быстро. Также практически все составляющие ее располагаются в местах со сравнительно простым доступом. К примеру, чтобы добраться до ГТЦ или регулятора, достаточно снять запаску, которая в «Ока» располагается в подкапотном пространстве. А чтобы визуально оценить состояние рабочих механизмов, нужно всего лишь снять колеса.

Некоторые виды неисправностей узлов тормозной системы удается устранить путем переборки и замены изношенных элементов. Детали для ремонта некоторых узлов продаются в виде ремкомплектов. Так, можно купить ремкомплект тормозного суппорта «Ока» или барабанного тормоза, набор расходных материалов и деталей к ГТЦ. Но такие наборы продаются не для всех компонентов системы, и если вышел из строя усилитель, то он заменяется полностью, поскольку ремонту этот компонент не подлежит.

Диагностика

Перед выполнением ремонта следует выяснить, в какой составляющей – приводе или механизмах, возникла неисправность. Для этого в первую очередь необходимо внимательно осмотреть все элементы системы на утечку жидкости, поскольку именно течь является самой распространенной проблемой. Для этого обычно достаточно внимательно осмотреть ГТЦ и все колеса с внутренней стороны. Также следует обратить внимание на резиновые трубки и места их соединения с рабочими цилиндрами и металлическими магистралями.

Некоторые симптомы неисправности могут облегчить поиск неисправности. К примеру:

  • Педаль стала очень «жесткой». Обычно такая проблема указывает на выход из строя усилителя;
  • Педаль сильно мягкая, свободный ход увеличен. Это может указывать на завоздушивание системы, разгерметизации одного из контуров, утечке жидкости;
  • Биение руля при торможении сигнализирует об изменении геометрии тормозного диска (он искривлен или возникла вмятина);
  • Визг при торможении указывает на критический износ фрикционных накладок.

Если в общем рассматривать неисправности тормозной системы, то любые изменения усилия на тормозной педали, в основном, указываются на поломку привода, проблемы же с рабочими механизмами оказывают влияние на управляемость авто.

Для поддержания тормозной системы в работоспособном состоянии требуется периодическое техническое обслуживание, сводящееся к своевременной замене рабочей жидкости, расходных материалов и компонентов, подверженных повышенному износу.

Замена рабочей жидкости, прокачка тормозов

Согласно регламенту, тормозная жидкость требует замены каждые 2 года эксплуатации авто. Технология выполнения этого обслуживания не сложная, но лучше е выполнять с помощником.

Суть работ такова:

  • Ставим авто на смотровую яму;
  • Шприцом откачиваем отработанную жидкость из бачка;
  • Заполняем бачок новой жидкостью до уровня;
  • На тормозных механизмах находим штуцеры для прокачки, очищаем их, надеваем на них прозрачные силиконовые трубки (соответствующие по диаметру). Концы этих трубок опускаем в подготовленные емкости. Немного послабляем штуцеры;
  • Жидкость самотеком начнет стекать по трубкам в емкости. Просим помощника контролировать уровень в бачке и своевременно его восполнять;
  • Следим за трубками, и обнаружив, что по ним пошла новая жидкость, затягиваем штуцеры;
  • Доводим уровень в бачке до нормы;

После замены обязательно выполняется прокачка тормозов «Ока», чтобы удалить воздух из системы.

Прокачка на «Ока» выполняется по технологии «от ближнего рабочего механизма к дальнему» с учетом контуров. То есть, первым прокачивается переднее левое колесо (по ходу движения авто), затем заднее справа. Прокачка второго контура тоже выполняется с переднего тормозного механизма.

Технология прокачивания простая – на штуцер надеваем трубку и опускаем ее в емкость с жидкостью. Просим помощника накачать тормоза (пару раз нажать на педаль, а после ее зажать). Далее немного отворачиваем штуцер и ждем, пока жидкость не стечет (при этом педаль будет уходить в пол до упора). Процедуру с накачиванием тормозов и сливом жидкости выполняем 2-3 раза, после чего переходим к следующему тормозному механизму. При выполнении прокачки также важно постоянно следить за уровнем в бачке и своевременно его восполнять.

Замена колодок спереди

Следующая операция технического обслуживания тормозов, которую периодически придется выполнять – замена расходных материалов, в частности – тормозных колодок.

Поскольку на малолитражке используется два типа рабочих механизмов, то следует знать, как правильно поменять тормозные колодки на «Ока».

На передних колесах эта операция выполняется так:

  • Авто обездвиживаем;
  • Выдомкрачиваем колесо, на котором меняются колодки;
  • Снимаем колесо;
  • Из кронштейна на амортизационной стойке выводим тормозной шлаг;
  • Отгибаем усики стопорных колец, предотвращающих самовольное раскручивание болтов крепления суппорта;

  • Выкручиваем крепежи суппорта;
  • Снимаем суппорт и подвешиваем его на стойке с помощью проволоки (чтобы резиновый шланг не был натянут);
  • Извлекаем изношенные колодки;

  • Перед установкой новых колодок «утапливаем» поршень в рабочем цилиндре, чтобы суппорт смог «сесть» на новые колодки;
  • Собираем узел обратно.

Аналогично разбирать механизм придется, если необходима замена тормозного диска «Ока». То есть, чтобы его снять, предварительно следует демонтировать суппорт, а после:

  • Выкручиваем крепление направляющей колодок и снять ее;
  • Откручиваем болт крепления диска к ступице;
  • Снимаем диск вместе с дистанционным кольцом (при необходимости их можно сбить, используя молоток и деревянную наставку);

Далее остается только собрать все обратно, установив новый диск.

Замена колодок сзади

Теперь о том, как снять тормозной барабан, чтобы поменять колодки. Технология работ такая:

  • Обездвиживаем авто, выдомкрачиваем задок и снимаем нужное колесо;
  • Используя молоток и отвертку, сбиваем защитный колпачок ступицы;
  • Пассатижами извлекаем стопор ступичной гайки;
  • Скручиваем гайку, извлекаем установленные под ней шайбу и конический подшипник;

  • Аккуратно сбываем барабан.
  • Если он не сходит – извлекаем резиновую заглушку на барабане, и отверстие, которое заглушка закрывает, устанавливаем напротив регулировочной гайки распорной планки механизма стояночного тормоза. Вращая эту гайку, сводим колодки, что позволит снять барабан.
  • Для снятия колодок демонтируем их фиксаторы и стяжные пружины;
  • На место изношенных устанавливаем новые колодки и собираем механизм обратно;
  • Выполняем регулировку механизма стояночного тормоза.

Идентичные работы придется выполнить, если выполняется замена рабочих цилиндров. Но после снятия колодок дополнительно придется открутить магистраль подачи жидкости на цилиндр, а затем открутить болт его крепления.

Замена трубопроводов

Помимо замены расходных материалов, автовладельцам «Ока» не редко приходится менять резиновые трубки, соединяющие металлические магистрали с тормозными механизмами. Эти шланги не особо надежные и со временем трескаются, что приводит к разгерметизации контура.

Для замены на «Ока» подходят трубки от ВАЗ-2108, единственное, они отличаются от «родных» длиной, но это в целом, не мешает их использовать. Замена тормозных трубок особых сложностей не вызывает, но после этой операции обязательно нужна прокачка тормозов.

Доработка тормозов

Один из основных недостатков тормозных механизмов «Ока» — они не унифицированы с деталями других моделей ВАЗ. То есть, если узлы, относящиеся к приводу можно найти практически в любом автомагазине, то детали для рабочих механизмов придется поискать.

Выходом из ситуации может стать доработка механизмов для установки деталей от иных авто. К примеру, на «Ока» подходит задний тормозной цилиндр от ВАЗ 2101-2107, но после небольшой переделки щита.

Некоторые автовладельцы полностью модернизируют заводские рабочие механизмы, по сути, заменяя «родные» узлы на механизмы от ВАЗ-2108 или других моделей.

Ввиду простоты конструкции тормозная система «Ока» достаточно легко поддается переделкам и доработкам.

Ремонт тормозов ОКА (Видео)

Источник

Читайте также:  Почему в работе рекомендуется стрелять только по неподвижному цилиндру
Оцените статью
Авто помощник
Adblock
detector